Использование активных методов на уроках в начальной школе
статья по теме
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. В работе раскрывается проблема активности личности в обучении, даётся характеристика активных методов обучения, рассматриваются особенности использования их на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_aktivnyh_metodov.doc | 614 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Использование активных методов
на уроках в начальной школе
Исполнитель:
Малофеева Анастасия Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 54
Кемерово 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
Проблема активности личности в обучении…………………………………
Характеристика основных активных методов обучения………………………
Формы и особенности использования активных методов обучения…………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………..
Введение
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Цель работы: выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения школьников.
Задачи:
- проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения;
- способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения.
Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Рассмотрим схемы, указывающие на особенности этих методов и определим разницу.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:
- одностороннее, линейное взаимодействие;
- учитель - центральная фигура, он источник информации;
- учитель распределяет время, работу;
- учитель много контролирует;
- ученик - пассивный объект воздействия;
- нет активного творчества учащихся,
- нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
- нет инициативы учащихся, самостоятельности.
- ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника
- Ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
- обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
- нетрудоемкая подготовка урока
- возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
- Основные методы это лекция, чтение, опрос.
- авторитарный стиль обучения.
Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:
- ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
- темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
- нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
- общение в системе ученик-учитель,
- наличие творческих заданий
- демократический стиль обучения
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:
- учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
- роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
- учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;
- учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
- процесс обучения во многом идет через проживание опыта
- ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися
- все ученики активно взаимодействуют между собой.
- обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
- Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока
- Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.
Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В литературе, зачастую, активные и интерактивные методы рассматриваются в единой системе.
Характеристика основных активных методов обучения
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Активные методы обучения
Анализ конкретных ситуаций (case-study) —развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и формировать программы действий.
Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
• проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Деловые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.
Тематическая дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Формы и особенности использования активных методов обучения
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:
Дидактические цели занятия | Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала | Тематическая дискуссия, мозговой штурм |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловые игры |
Развитие способности к самообучению | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Повышение учебной мотивации | Деловые игры, ролевые игры, обучение с использованием компьютерных обучающих программ |
Отработка изучаемого материала | Тренинги |
Применение знаний, умений и навыков | Анализ практических ситуаций |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Тематическая дискуссия |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностного общения | Ролевые игры |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта | Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе | Метод проектов |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков принятия решений | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков активного слушания | Тематическая дискуссия |
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.
Приведём примеры использования активных методов на уроке. Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель». Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.
Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
Ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, каждая тройка ищет свой ответ на вопрос. Потом происходит перемещение учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:
- формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
- получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
- повышению активности и самостоятельности учащихся;
- овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
- осознанию учеником ценностей совместного труда;
- повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
- эстетическому воспитанию;
- формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Список литературы
- Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
- Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
- Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
- Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
- Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
- Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
- Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.
приложение Охрана водоемов. Волга. выживет ли она?
(Урок)
Цели:
– познакомиться с историческими названиями Волги, географическим расположением, видами рыб, обитающих в реке;
– уточнить значение воды для человека;
– выявить источники загрязнения природы;
– определить способы защиты реки;
– анализировать исследовательскую работу одноклассников;
– делать выводы на основе эксперимента;
– учить работать самостоятельно: изучать материал, делать вывод, составлять кластер;
– учить проводить презентацию исследовательской работы;
– развивать критическое мышление.
Основные методические приемы: «Зигзаг», составление кластера.
Наглядность: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации с изображением леса, реки, рыб, распечатка текстов для самостоятельной работы, заготовки для кластеров, музыкальный центр, запись звуков леса и ручья, карта России, карточки с названиями групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыка Грига, аудиозапись: звуки леса, журчание ручья.
– Представьте, что мы оказались на берегу реки в лесу.
– Нравится вам эта картина?
– Можем ли мы наблюдать эту картину в городе?
– Как называется наш город?
– Почему он так называется?
– Хотите сегодня больше узнать о Волге?
– Чистая ли вода в моем стакане? Почему?
– Если я наберу воду в Волге, могу ли я ее пить? Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
Э к с п е р и м е н т.
– Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта, проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.
Рассказ сопровождается презентацией с фотографиями, подтверждающими проведение эксперимента.
Ученик. Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать.
Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.
– Ребята, как влияют эти стоки на растения?
– Мы с ребятами исследовательской группы наблюдали в микроскоп за инфузориями. И обнаружили, что в грязной воде они погибают. Посмотрите на фотографии, и вы увидите, как постепенно их становилось все меньше и меньше.
– Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?
III. Стадия осмысления.
– Какое значение для человека имеет вода?
В течение презентации идет уточнение с помощью схемы: вода – жизнь, есть в растениях, животных, человеке, она питает, исцеляет.
«Зигзаг»:
– Сейчас разделимся по группам с помощью обозначений и карточек (группы имеют названия и свой цвет, в каждой группе есть командир, который всех организует).
Ваша задача – запомнить так материал, чтобы вы смогли познакомить своих одноклассников с текстом, для этого нужно будет правильно составить кластер, он вам поможет передать быстро содержание текста.
Ребята читают в группах текст и составляют кластер.
«Историки».
Великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Ра (что означает «щедрая») – так называл Волгу греческий ученый Птолемей в своей «Географии». Он жил далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи о великой реке.
Название «Волга» произошло от «волоога» – влага, влажный. Татары называли ее Идиль, монголы – Итиль, т. е. река рек, финикийцы называли «светлая, блистающая». Волга кормилица, она поит и людей, и растения, и животных. По берегам Волги издавна селились люди.
«Географы».
От истока до устья
Волга – самая большая река в Европе, более 3 500 км. Берет начало на Валдайской возвышенности: исток Волги – ключ у деревни Волго-Верховье в Тверской области, впадает в Каспийское море. Волга принимает около 200 притоков, самые крупные Кама и Ока. Крупнейшие города на Волке: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань.
«Знатоки».
Животный мир Волги насчитывает около 580 видов. В ней обитает до 75 видов рыб, из них 40 промысловых.
По образу жизни рыб можно разделить на проходных, полупроходных и жилых. Проходные живут в Каспийском море, но входят в Волгу для размножения, все они являются промысловыми: белуга, осетр, севрюга, вобла, волжская сельдь. Полупроходные живут в пресных водах в районе Каспия, а в Волге размножаются: стерлядь, лещ, судак, сом, сазан, чехонь, жерех.
Жилые рыбы все время живут в Волге: плотва, густера, налим, окунь, щука.
Рыбы любят жить в чистой воде.
Напиши в кластер рыб по их видам.
«Экологи».
Кто загрязняет Волгу?
Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка. 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды. Загрязняют воду транспорт, ядохимикаты, пластиковый мусор. По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые загрязняют воду и воздух.
В бассейне Волги живут 60 млн. человек, и этот факт тоже говорит о сильном загрязнении Волги.
«Защитники природы».
Для того чтобы человек был здоров, чтобы в нашей реке было много рыбы, нужно сохранить воду чистой, надо перестать сбрасывать грязные стоки, мусор, отходы. На предприятиях необходимо ставить очистные сооружения, воду очищать и использовать несколько раз.
Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходить по течению Волги. Нужно чистить дно реки, делать в плотине специальные проходы для рыб. Особенно опасны для рыб пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Дети, не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу.
Р а б о т а в п е р в о н а ч а л ь н ы х г р у п п а х.
– Пересядьте в первоначальные группы. Расскажите своим одноклассникам о том, что узнали (с помощью кластера).
IV. Стадия рефлексии.
1. И г р а «Да – нет».
– Сейчас с помощью игры я очень быстро узнаю, какая группа работала лучше всех и дала вам больше всего знаний.
Если вы согласны с моим высказыванием, присядьте, если не согласны, стойте смирно и показывайте головой «нет».
Птолемей называл Волгу Ра, что означает «щедрая». (Да.)
На древнерусском языке «Волга» означает река рек. (Да.)
Монголы называли Волгу «Итиль», что означает река рек. (Да.)
Финикийцы называли Волгу яркой, красной рекой. (Нет, светлая, блестящая.)
Волга самая большая река в Европе. (Да, больше 3500 км.)
У Волги 100 притоков. (Нет, 200.)
Самые большие притоки Волги: Кама и Ока. (Да.)
Проходные рыбы постоянно живут в Волге. (Нет, только размножаются.)
Жилые рыбы входят в Волгу для размножения. (Нет, они постоянно живут в Волге.)
2. Р а б о т а п о к а р т е. Отчет группы «Географы».
– Покажи на карте исток Волги и куда река впадает.
– Какие у нее притоки, через какие города она протекает?
3. Э к о л о г и п р е д у п р е ж д а ю т.
Читает ученик наизусть:
Наша чистая вода
Утекла бесследно,
Та, что в речке есть сейчас,
Стала очень вредной.
Только капелька чиста
Да надежда теплится,
Что счастливая вода
В Волге вновь поселится.
– Что и кто загрязняет Волгу? (Основные источники загрязнения воды связаны с человеком.)
– Что нужно делать?
Ученица расскажет о том, что должны делать взрослые (кластер на презентации). Фронтально дети должны пояснить, что могут сделать они для защиты природы.
З а д а ч а. За час из не закрытого плотно крана вытекло 3 литра воды. Сколько воды вытечет за 10 часов?
Ученица. Берегите воду
Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.
Я хочу, чтоб у тебя жизнь была удачная.
То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,
Только люди-человеки засоряют наши реки.
Им, наверно, невдомек: губят главный в жизни сок,
Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.
Чтоб не быть беде вовеки,
Чистыми должны быть реки.
– Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.
V. Итог урока.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Почему вы должны охранять Волгу?
– Как вы можете помочь Волге?
Кластер группы «Защитники природы»
Правила по охране природы
Кластер группы «Историки»
Волга историческая
Кластер группы «Экологи»
Они загрязняют берега Волги
Кластер группы «Знатоки»
игровые
неигровые
Имитационные (Наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).
Неимитационные
(Отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.)
Классификация активных методов обучения (М. Новик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....
Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. ...
Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы
Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...
Использование проектных методов на уроках в начальной школе
Использование проектных методов на уроках в начальной школе...
Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика
Описсание мастер - класса по теме "Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"....
Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика
Описание мастер-класса по теме " Использование технологии АМО в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"...
«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...