Критерии качества (результативности) предшколього обучения.
статья (1 класс) по теме
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребёнка к следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_kachestva.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии качества (результативности) предшколього обучения.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребёнка к следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Классики дошкольного образования при этом говорили о том, что содержанием образования должно стать максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства.
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов.
Зачастую для родителей и для специалистов в области дошкольного образования существует противопоставление целенаправленной подготовки к школе. Однако противопоставление это искусственное, и базируется оно на ложном понимании преемственности содержания и школьных форм преподавания на взаимодействие с дошкольниками; именно тогда складывается ситуация, в которой дети в детском саду или на подготовительных занятиях в школе учатся читать и писать в ущерб конструированию, игре и другим дошкольным деятельностям. Однако диалектика возрастного развития заключается в том, что новообразования каждого следующего этапа «вырастают» в недрах предыдущего, т. е. готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Другими словами альтернатива подготовки к школе и дошкольного образования является ложной: натаскивание на школьные навыки гораздо в меньшей степени обеспечивает стартовые возможности ребёнка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, развитие речи и т. п. по разработанным специалистами дошкольным программам.
Исходя из этого, при выборе критериев результативности прешкольного обучения необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей. В общих чертах эти критерии могут быть заданы таким образом: развитие
- познавательной активности,
- мышления,
- коммуникативных способностей,
- символических способностей (воображения и игры)
В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентности ребёнка (т. е. его готовность к решению новых задач и действию в ситуации неопределённости) именно данные характеристики являются одновременно актуальными для дошкольников и подготавливающими к включению в новую – школьную – жизнь.
Кроме этого показателями благополучия ребёнка является его эмоциональное состояние, отражающееся в уровне тревожности и инициативности, а также физическое здоровье.
Рабочая программа составлена для подготовки детей к школе.
Целью программы являются общее психическое и физическое развитие ребенка, охрана и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Данная программа позволяет:
1. устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;
2. исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
В данной программе учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как:
*учет индивидуальных особенностей и возможности детей старшего дошкольного возраста;
* доброжелательный климат;
* положительная оценка любого достижения ребенка;
* проведения занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё. Определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определенные правила поведения принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование; каждое из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. От каждого ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельность, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которая направлена на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальных и эмоционально – волевой сферы.
В основу отбора содержания легли следующие принципы:
* учет возрастных и индивидуальных особенностей;
* практическая направленность;
* занимательность;
* наглядность и др.
Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний . Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.
Именно к этому мы и стремимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии готовности ребенка к обучению в школе.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть элементарные математические представления, умения в области развития речи и представления об окружающем мире....
Критерии готовности к школьному обучению
Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению...
" Критерии готовности ребёнка к обучению в школе."
Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское ст...
Критерии выявления результативности использования системы интегрированных уроков во 2 – 4 классах.
Систематическое проведение интегрированных уроков обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей за счёт их многогранной...
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Материал для родителей будущих первоклассников...
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные представления....
Критерии оценки предметных результатов обучения умственно отсталых школьников (по 1 варианту АООП)
Предлагается система оценивания предметных результатов обучающихся с УО по различным учебным областям начальной школы...