Консультация для воспитателей «Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений»
материал по теме
Рассматривание картинок в книжке
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений»
Рассматривание картинок в книжке
Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.
Но после того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям — даже корыта и т. п.
Книги для детей-дошкольников, как известно, всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных хорошими художниками. Известны имена художников, которые по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи произведения они иллюстрируют. Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Примерные занятия с использованием указанных приемов
В 1-й младшей группе. Воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:
— Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает.)
— Вот петушок — золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает.)
— Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок!
— Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит.)
Более сложная для детей работа — называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с «сочинением» по картинке).
В 1-й младшей группе. Воспитатель работает с теми же картинками, указывает (специальной указкой) на петушка:
— Коля, кто это?
— Тусё (петушок).
— Правильно, петушок. Коля сразу узнал его. (Указывает на гребень.) А что у него на головушке, Нина?
— Исёк (гребешок).
— Гребешок, хорошо Нина сказала. Теперь рассмотрим на этих двух картинках, что делает петушок. Вот здесь нарисовано, как петушок... Что он делает, Саша?
— Паёсь (поешь).
— Петушок поет. Он голосисто поет. И кому он спать не дает?
— Детам (деткам).
— Да, деткам. И т. д.
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
Например, на занятиях с детьми (четвертого года жизни) читается рассказ К. И. Чуковского «Цыпленок».
Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели цыпленка и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.
С детьми средней и старшей групп рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки «Гуси-лебеди» дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). (Как известно, в книжках-панорамах картинки имеют подвижные части: открываются страницы, и на развороте дети видят, как выдвигаются на передний план то одна, то другая деталь композиции, а другие детали снабжены специальными «ручками», за которые их можно двигать.)
Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.
Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. Например, после чтения произведения Е. Чарушина (он автор и картинок и текста) «Медведица и медвежата» детям шестого года жизни воспитатель показывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: «А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!» — и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан по меньшей мере 2 раза.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке: 1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы, 2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя, 3) дети самостоятельно рассматривают картинки, 4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
С этой сказкой дети не расстаются и в более позднем возрасте.
Шестилетним детям целесообразно показать иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Например, показать рисунки Ю. Узбякова (Чуковский К. И. Мойдодыр. М., Детгиз, 1955) и Б. Лупачева (Чуковский К. И. Мойдодыр. Барнаул, 1973).
Примерное занятие
Воспитательница показывает детям две книжки К. И. Чуковского «Мойдодыр», иллюстрированные разными художниками.
— В этих книжках, которые у меня в руках, нарисован Мойдодыр, но рисовали его разные художники, они не видели «настоящего» Мойдодыра и рисовали его только по описанию К. И. Чуковского таким, каким они его себе представляли, поэтому портреты Мойдодыра получились у них разные. Сейчас мы посмотрим на оба портрета и решим, какой из них, по-вашему, больше похож на «настоящего» Мойдодыра.
Воспитатель открывает те страницы в обеих книжках, где нарисован Мойдодыр, и, после того как дети некоторое время посмотрели на обе иллюстрации, начинает их комментировать.
Возможный текст
Художнику Узбякову Мойдодыр представляется степенным, аккуратным, сердитым, но сдержанным. Вот он важно вышел из маминой спальни, остановился перед грязнулей (первый рисунок), спокойно выразил свое неудовольствие и «ударил в медный таз и вскричал: «Кара-барас!», надул щеки (второй рисунок) и пустил струю из своего крана, чтобы помыть грязнулю.
Художник Лупачев вообразил Мойдодыра разгневанным настолько, что у него на голове полотенце дыбом встало, из маминой спальни он не вышел, а выскочил, размахивая шлангами душей (рисунок, первый). Он не остановился перед грязнулей, а стал бегать за ним по комнате (рисунок второй), искать, где он спрятался. Наконец нашел его за креслом и на бегу из обоих душей пустил в него воду (рисунок третий).
— Какой из этих Мойдодыров больше похож на того, которого вы сами себе представляли?
Дети старшей группы многое могут сказать воспитателю о «своем» Мойдодыре. Задача воспитателя — поддержать разговор (так как именно вызвать детей на разговор — цель рассматривания иллюстраций).
Дальше можно сопоставить сцены бегства вещей от грязнули, сцены возвращения вещей к своему исправившемуся, отмытому хозяину и др. В заключение можно задать детям вопросы о том, чьи рисунки, какие им понравились больше, почему.
Напоминаем еще раз, что словесный комментарий к иллюстрациям обоих художников, который дает воспитатель, — это одно из средств вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание ребенка, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "
Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...
Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".
Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
Роль выразительного (художественного) чтения учителя в эмоциональном восприятии учащимися текста художественного произведения.
Интересные советы по приобщению учеников начальной школы к чтению как инструменту образования и саморазвития (из опыта работы)....
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...
Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по повышению уровня восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....