Роль выразительного (художественного) чтения учителя в эмоциональном восприятии учащимися текста художественного произведения.
статья по чтению (1, 2 класс) на тему
Интересные советы по приобщению учеников начальной школы к чтению как инструменту образования и саморазвития (из опыта работы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль выразительного (художественного) чтения учителя в эмоциональном восприятии учащимися текста художественного произведения. Кружок внеклассного чтения – начальный этап (из опыта работы)
«Книга нужна подрастающему поколению не меньше, чем школа».
Н. К. Крупская
«Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух... Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих дней».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Чтение — главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»
Н. Ф. Бунаков, методист начального обучения (1886г)
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В.А. Сухомлинский (1969г.)
Чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной литературе и научно-популярной литературе. Чтение — неисчерпаемый источник обогащения знаниями, способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Посредством чтения ребят воспитывают и развивают. Через книгу в современной школе детей учат учиться — воспитывать потребность и готовность постоянно пополнять свои знания путём самообразования, самопознания. Воспитание читателя — очень трудный процесс. Для этого необходимо заинтересовать книгой, закрепить интерес к чтению и книге, научить работать с книгой. Огромной помощью станет организация кружка внеклассного чтения.
На начальном этапе кружка внеклассного чтения вся работа концентрируется вокруг чтения учителем вслух художественных произведений: сказок, загадок, стихов, рассказов. Почему так важно читать вслух? Основных причин две:
- Формируется устойчивое отношение к книге как к источнику радости.
- Вызывается интерес к чтению и желание читать самому.
Чтение вслух должно быть выразительным (важны интонация, паузы, логическое ударение, изменение тона). К сожалению, родители, читая дома, невыразительны, усталые, поэтому дети засыпают или не помнят, что им читали. Но это все равно правильно, если родители читают, рассматривают и покупают книги, т.к. личный пример учителя и родителей в чтении книг и их отборе также необходим, как и посещение библиотек, где ребенок впервые знакомится с особой атмосферой книжных полок. Знакомить с книгой надо любовно, эмоционально, чтобы была атмосфера радости, удовольствия, удовлетворения. Если даже во время беседы о прочитанном ученик делает ошибки, следует мягко и с уважением относиться к его труду — чтению.
Полезно рассматривать книги вместе с детьми. Хорошо, если картинки и шрифт в них яркие и крупные, а сами тексты небольшие по объёму и доступные данной возрастной группе, это будет способствовать детскому интересу. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад — всё это помогает ребенку полюбить книгу и радостно воспринимать процесс чтения. Обсуждая с ребенком прочитанную книгу, нужно выяснить не только тему и идею произведения, но и отношение ребенка к прочитанному. Следует обязательно хвалить ребят даже за маленькие успехи и напоминать о том, что столкнувшись с первыми трудностями, нельзя опускать руки (пример: Пантелеев, «Две лягушки»). Рассказ и знакомство с писателем и поэтом позволяет завлечь ребенка-читателя. В биографию можно привнести интересные детали: портрет писателя, его книги, кем он был по профессии, как стал писателем — всё это покажется увлекательным маленьким ученикам.
Чтение запускает в детях творческие процессы. Учащиеся с удовольствием рисуют иллюстрации к прочитанным сказкам и рассказам, дописывают и изменяют концовки художественных произведений, сочиняют сами сказки и стихотворения на заданную тему, составляют кроссворды и участвуют в викторинах по прочитанным произведениям и т.д. Необходимым элементом кружка внеклассного чтения является ведение читательских дневников, которое воспитывает в детях читательскую дисциплину и радость осознания себя читателем.
В конце каждой четверти учитель готовит для родителей открытые уроки по внеклассному чтению с выступлениями учеников и выставку детского литературного творчества, обобщая, таким образом, проделанную работу, а ученикам в награду за труды дарятся художественные книги.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: ключевым элементом приобщения к книге и процессу чтения на начальном этапе можно считать чтение учителем вслух, личный пример, получение радости и удовольствия от общения с книгой, формирование будущего философского отношения к книге.
Использованная литература
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: «Просвещение», 1985.
- Волина В.В. Праздник букваря. Книга для учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: «ВАКО», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс
Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс
Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....
Работа с текстом художественного произведения.
Работа с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Работа с текстом художественного произведения Н. И. Сладкова "Чья проталина?" в 4 классе
Проверка навыка чтения молча....
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. Астрид Линдгрен. Повесть "На острове Сальткрока".
Данные задания составлены для ведения читательского дневника. Вопросы и задания к каждой главе помогут сформировать у учащихся познавательную деятельность:- наблюдать за героями и сравнива...
Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 4 -х классов. (Составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области)
В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:основные виды диктантов (обучающие, проверочные, творческие – с продолжением по данному началу, зрительные); изложения (обучающие,...