Структура и сущность учебно - познавательной ключевой компетенции
статья на тему

Макаренко Елена Витальевна

 

Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов компетентность, компетенция, компетентностный подход, и неизбежность появления в педагогической теории и практике компетентностного подхода стала очевидной. Задача формирования компетенций учащихся в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. Введение ключевых компетенций в практику образовательного процесса позволяет решить проблему и формирования личности, способной самореализоваться в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_i_sushchnost_uchebn1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и сущность учебно - познавательной ключевой компетенции Макаренко Е.В. аспирант кафедры педагогики ПГПУ,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева»

Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов компетентность, компетенция, компетентностный подход, и неизбежность появления в педагогической теории и практике компетентностного подхода стала очевидной. Задача формирования компетенций учащихся в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. Введение ключевых компетенций в практику образовательного процесса позволяет решить проблему и формирования личности, способной самореализоваться в современном обществе.

        Актуальность формирования и значение учебно-познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах. Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как:

1.Фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности.

2.Фактор, влияющий на возрастание мотивации и познавательной активности.

3.Фактор позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни. 4.Готовность к продуктивной практической деятельности.

         Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что, проблема формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе имеет глубокий философский смысл и рассматривается в работах, как зарубежных, так и отечественных педагогов (П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, А. Дистервег, Д. Дьюи, П.Ф. Катерев, Я.А. Коменский, В.А. Лай, И. Песталоцци, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, и др.).

        К сожалению, в педагогической литературе рассматривается вопрос о ключевых компетенциях на уровне лишь их определения, без необходимых разъяснений, конкретизации применительно к точному содержанию и раскрытию сущности. Чтобы перейти к вопросу рассмотрения сущности учебно-познавательной компетенции необходимо определить ее место в классификации компетенций, определенной выдающимися теоретиками современности в области педагогики и выделить ее структурные компоненты.

        В настоящее время в отечественном образовании наиболее обоснованный набор ключевых компетенций предложил А. В. Хуторской. В работе «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования» А.В.  Хуторской  дает определение ключевых компетенций и рассматривает иерархию компетенций по месту формирования и применения. В своей классификации он выделяет  учебно-познавательную  компетенцию, как ключевую компетенцию, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.

        За основу определения учебно-познавательной компетенции мы взяли определение А.В.  Хуторского: учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а так же овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

         Итак, учебно-познавательная компетенция – интегрированное качество личности, функционально-поисковый алгоритм реализации познавательных потребностей учащегося в ходе мотивированной, активной познавательной деятельности, направленный на приращение знаний, умений и навыков реализующихся в практической деятельности.

Определим структуру учебно-познавательной компетенции, через анализ понятий, входящих в ее определение по А.В. Хуторскому. В этом определении главным звеном является познавательная деятельность, рассматриваемая как процесс познания явлений действительности, а формирование компетенций - проявление определенных качеств личности (знания, умения, способы целеполагания, рефлексия), сформированных на основе функционально-поискового алгоритма деятельности, направленного на готовность личности к самостоятельной учебно-познавательной деятельность, интегрированной в практическую.

        Определим сущность  учебно-познавательной  компетенции как ее внутреннюю основу, содержание, смысл. А.В. Хуторской, раскрывает сущность учебно-познавательной компетенции через представление ее в деятельностной форме:

 - умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

- иметь опыт восприятия картины мира.

         Анализируя вышесказанное, сущностью учебно-познавательной компетенции, на наш взгляд, являются:

- предметные знания, отраженные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования;

- общеучебные умения: познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, и др.),

 учебно-интеллектуальные умения, организационно-оценочные;

- самообразование, самостоятельная познавательная деятельность.

Выявив сущность и структуру учебно-познавательной компетенции, можно заметить, что эффективность ее формирования ставит задачи развития познавательного интереса и устойчивой мотивации учащихся на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Мы отмечаем, что формирование учебно-познавательной компетенции учащихся происходит в познавательной деятельности как поэтапном и комплексном процессе развития личностных качеств учащегося, общеучебных умений и навыков практической деятельности, направленное на создание образовательных продуктов, отражающих применение знаний на практике.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.

Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебн...

Доклад на тему: "Перспективные СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ".

"Перспективные СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"...

"Ключевые учебно - познавательные компетенции"

В данной работе представлены ключевые  учебно - познавательных компетенций и пути формирования УПК....

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Информационная компетенция. Учебно-познавательная компетенция.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирован...

Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности

Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности...