Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения.
статья

Горбачевская Мария Юрьевна

Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появилось желание к обучению важно развить потребности к познавательной деятельности. В процессе познавательной деятельности ребенок находит положительные и привлекательные моменты. Методом организации познавательной деятельности является самостоятельная работа, организованная в соответствии с особенностями интереса. Рассмотрим основные мотивы познавательной деятельности младших школьников:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения

В соответствии с основными положениями ФГОС НОО система образования должна быть ориентирована на развитие личности, что обеспечивается внедрением в практику школьного обучения развивающих технологий. Поскольку одной из важнейших задач развивающего обучения является активизация познавательной деятельности, базирующаяся на развитии познавательного интереса и познавательных потребностей учащихся, встает вопрос поиска методов и дидактических средств, с помощью которых данная задача может быть решена.

Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появилось желание к обучению важно развить потребности к познавательной деятельности. В процессе познавательной деятельности ребенок находит положительные и привлекательные моменты. Методом организации познавательной деятельности является самостоятельная работа, организованная в соответствии с особенностями интереса. Рассмотрим основные мотивы познавательной деятельности младших школьников:

1. Интерес к предмету. Высшей степенью интереса является увлечение им. Занятия при увлечении порождают положительные эмоции.

2. Сознательность. Когда ребенок не заинтересован в изучении предмета, но понимает его важность и усилием воли занимается.

3. Принуждение. Такая мотивация поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Зачастую такая работа не дает положительных результатов.

Создавая оптимальные условия учащимся, в соответствии с их возможностями обучения, учитель побудит его к успешному овладению предмета в частности, а возможно и всей школьной программы в целом. Урок может быть построен как традиционный, но с применением определённых форм учебной работы, а может быть кардинально, изменить форму, место, количество участников учебного процесса. Это и будет являться нетрадиционной формой урока.

Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще, больше заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку

Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».

В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....

Формирование познавательного интереса и духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы Православной культуры"

В предлагаемом материале  представлен мой опыт работы с младшими школьниками на уроках курса "Основы православной культуры".  В  новом федеральном государственном образов...