Преподавание и проблемы курса"Основы религиозных культур и светской этики"
статья (4 класс) по теме
Преподавание и проблемы курса"Основы религиозных культур и светской этики". Эссе о проблемах и актуальности преподавания курса в московских школах начального и переходного уровня образования. Автор учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 807 г. Москвы, слушатель курсов ОРКСЭ Болдырева Л.Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_i_problemy_kursa_osnovy_religioznyh_kultur_i_svetskoy_etiki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 807 г. Москвы ЗАО, слушатель курсов ОРКСЭ Болдырева Л.Х. Май 2012г.
Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ.
Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью. На сегодняшнем этапе общественной жизни России, как цивилизованного государства, правительство страны поддерживает взаимосвязь религии с культурно - социальным развитием подрастающего поколения. Свидетельством тому, например, является введение в школьную программу основ религиозной культуры. Религиозные нормы, несмотря на динамичность развития общества, по-прежнему сохраняют свои каноны – все ценности бытия. Поэтому, невзирая на социальный статус или положение в обществе, в семье, к религии и обращается большинство людей современности. Постоянство, уникальность и кротость общественных норм поведения, а главное, их неопровержимость, дают человеку ответы на многие вопросы бытности.
Таблица 1 (данные сайта ОРКСЭ)
Мониторинг результатов по отношению к преподаванию курсов ОРКСЭ | |||
Категории населения | Положительно | Отрицательно | Затруднились ответить |
Родители | 88,1% | 2,6 % | 9,3 % |
Учителя | 93, 5 % | 1 % | 5, 5 % |
Руководители школ | 92, 8 % | 4, 5 % | 2, 7 % |
Органы исполнительной власти | 91 % | 4, 5 % | 4, 5 % |
Опираясь на данные таблицы 1, особенно на рейтинг положительных результатов, очевидно то, что проект очень актуален.
Таблица 2 (данные сайта ОРКСЭ)
Принципы реализации проекта ОРКСЭ | |||
Выбор предмета изучения семьей, родителями через школьные органы самоуправления | Взаимодействие с религиозными организациями | Взаимная координация действий всех участников проекта | Общественный контроль |
Немного другие показатели Таблицы 3 также дают основания для введения проекта в воспитательно-образовательный процесс учащихся.
Таблица 3
Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса? | |
Уклад жизни семьи, семейные традиции | 38,5 |
Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса | 34,0 |
Мнение классного руководителя или других педагогов | 15,4 |
Пожелание руководства школы | 11,7 |
Рекомендации родителей школьников | 10,1 |
Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций | 4,1 |
Другое | 3,1 |
Затруднились ответить | 10,0 |
Сложности же реализации данного проекта видятся в недостаточном обеспечении учебно-методического комплекта – рабочих тетрадей, книжек-раскрасок, географической карты для 4 класса, рассчитанной под модуль, таблиц и схем, всего того, что должно быть направлено на службу преподавателю. И еще.
Преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию толерантности по отношению к другим религиям. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей.
Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур. Ход эксперимента следует корректировать, не дожидаясь его окончания.
Человеку, прежде всего, необходимо прививать ответственность за все, что он вносит своей деятельностью в окружающий его мир, и так должны быть построены все разделы школьной программы от математики, которая описывает в числах и формулах окружающий мир до литературы, которая должна формировать правильное восприятие действительности и места в ней человека с соблюдениями принципов добра и терпимости. Но терпимости к чужим недостаткам, а не к порокам за которые держатся и которые на сегодня прославляются всеми источниками СМИ.
"Самая большая озабоченность, которая возникает в связи с обсуждением образовательных проблем - это озабоченность, связанная с формированием личности. Может ли школа полностью устраниться от того, чтобы воспитывать человека? Сегодня практически так произошло и происходит за редчайшим исключением Народное образование должно служить интересам народа, интересам личности, оно должно формировать человека, а сегодня отсутствие ценностных ориентиров в системе образования приводит к тому, что на выходе мы имеем человека, мировоззренчески никак не ориентированного", - считает патриарх Кирилл.
"Впервые мы видим столь серьезное отношение к введению предмета и впервые так жестко выстраиваем систему контроля. Во-первых, Общественная палата будет очень активно этим заниматься, и мы будем этим заниматься - министерство", - сказал Фурсенко.
Он отметил, что "Основы религиозных культур и светской этики" - это очень сложный, принципиально новый для школы предмет, в котором пока "не все понятно". Поэтому прежде, чем вводить его повсеместно, было решено опробовать этот курс в школах регионов-добровольцев.
"Если мы свободно, открыто не подойдем к попытке выстроить этот курс, то он выстроится сам по себе. Где-то он будет выстраиваться абсолютно спокойно, а где-то под давлением школы, региона", - опасается Фурсенко.
Поэтому, по его мнению, эксперимент должен проходить "абсолютно открыто, видимо, чтобы все знали, что выбор осуществляется добровольно, есть альтернативы".
Он считает, что новый предмет не должен разделять школьников. Напротив, детям православных христиан, которые уже получают религиозное воспитание в семье, было бы интересно узнать в школе об основах исламской или другой религиозной культуры.
Он сообщил, что подготовка к преподаванию этого предмета идет нормально. В Москве на базе Академии повышения квалификации в настоящее время готовятся тренеры, которые в марте отправятся в регионы. "Я считаю, что проблемы будут. Но уверен, что результат, который мы ставим перед собой - улучшение воспитательной составляющей в системе образования, понимание ребятами вопросов, связанных с духовно-нравственными основами - этого результата мы достигнем", - заключил Фурсенко.
Таким образом, вполне убедительно звучит введение этого проекта, нежели отказ от него. Как преподаватель истории и обществознания, как гражданин России, считаю, что грамотное изучение и внедрение нравственных основ данного курса в школы необходимо.
И здесь можно поддержать слова Фурсенко А.А.: "Очень важно, чтобы не происходила подмена, чтобы светская суть предмета не подменялась чисто религиозным воспитанием. За этим мы должны следить".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...
Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Презентация к докладу по теме "Актуальные проблемы преподавания учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
обозначение ценностных оснований введения данного курса в учебный план школ, специфики его преподавания, а также проблем, с которыми я столкнулась в ходе практической работы....
Преподавание комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в школе.
Статья о преподавании ОРКСЭ....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...