| Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) |
| Личностные универсальные учебные действия |
| Выпускник научится (получит возможность для формирования) | Формы и методы | Содержание (материал) чтения |
| внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе (внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний) | Комфортный режим обучения за счёт реализации педагогических средств снижения психо-эмоциональных нагрузок и условно-рефлекторной утомляемости.
| Прямое эмоционально-ценностное воздействие художественных произведений, соответствующих сюжетов и эпизодов, образов литературных героев и современников. Актуализируется вопросами экспресс-опросов) о школе, учёбе и т.п. |
| широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы (выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения) | Мотивирование учащихся гарантируется полноценной доступной, интересной деятельностью, чтением с полным эмоционально-образным включением («эмоциональной выучки» К. Чуковский) в содержание произведения. |
| учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач) | - Обеспечивается представленностью в сознании учащегося (и родителей) всех этапов развития навыка, технологической карты в доступном виде.
- Поддерживается быстрым темпом деятельности, отсутствием повторного чтения, неповторяющимся (индивидуальным) материалом для сообщений.
| - Произведения с развёрнутым, богатым сюжетом, актуальным для соответствующего возраста, особенностей региона и индивидуальным интересам учащегося (при переходе к самостоятельному чтению).
- Материал произведений используется в практической художественной и проектной деятельности
|
| ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей (адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности) | - Ориентация учащегося (родителей) по технологической карте в ходе обучения, в том числе с помощью самостоятельно составляемых графиков, диаграмм и т.п.
- Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).
- Использование в качестве инструмента анализа разнообразных форм отзывов устных и письменных.
| Воздействие художественных произведений. |
| способность к оценке своей учебной деятельности (положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика») |
| основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие
| Сообщения на основе изучения российской истории, краеведческого материала, истории родной семьи, дома, школы. Участие в летописании семьи | Воздействие художественных произведений о России, малой родине, российской, народной истории, а так же о воинских и трудовых подвигах россиян на благо Родины. |
| ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
| - Присутствие нравственной и морально-этической тематики в сообщениях, отзывах о книге, герое и т.п.
- Организация совместных сообщений по морально-этической тематике, в том числе и спорной.
| Воздействие художественных произведений. |
| знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение (морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям) |
| развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им |
| установка на здоровый образ жизни (установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках) | - Приоритетное внимание к гигиеническим (здоровьесберегающим) приёмам во время урока.
- Присутствие темы здоровья, спорта в сообщениях учащихся.
- Участие учащимися в организации окружающего пространства (класса, школы), в том числе с использованием здоровьесберегающих технологий
|
| основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | - Присутствие соответствующих тем в сообщениях учащихся.
- Экскурсии, походы с последующим отражением впечатлений в различных формах языковой деятельности (отзыв, сочинение, рассказ, письмо)
| Воздействие художественных произведений о природе, взаимоотношениях человека и природы, человека и животных |
| чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия) | - Обеспечение полноценного смысловой, эмоционально-образной составляющей процесса чтения на всём протяжении обучения.
- Присутствие литературоведческой тематики в сообщениях
| Воздействие художественных произведений. |
| Регулятивные универсальные учебные действия |
| принимать и сохранять учебную задачу (в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи) | - Присутствие в деятельности учащегося эталонной деятельности, обеспеченной учителем с постепенным нарастанием объема самостоятельной постановки задач учащимся (см. технологические карты)
- Массивное, продолжительное по времени действия (выполнение одной задачи), обеспечивающее естественный механизм «врабатывания».
| Воздействие художественных произведений о школе, труде и т.п.. |
| учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (преобразовывать практическую задачу в познавательную) |
| планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)
|
| учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
| осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания)
| - Ориентация учащегося (родителей) по технологической карте в ходе обучения, в том числе с помощью самостоятельно составляемых графиков, диаграмм и т.п.
- Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).
| Ежеурочный экспресс-опрос по материалам чтения художественных произведений |
| оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи |
| адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Использование в качестве инструмента анализа разнообразных форм отзывов устных и письменных. | Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии. |
| различать способ и результат действия | Формируется в результате различения действий данных наглядно в технологических картах и алгоритмах и продукта в виде выступлений, текстов и т.п. | Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии. |
| вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках (самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия) | - Обеспечивается использованием учащимися адаптированных технологических карт развития навыков и доступных алгоритмов подготовки сообщений и других видов работ.
- Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).
| Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии. |
| Познавательные универсальные учебные действия |
| осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки сообщений и работы с текстом (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).
| Воздействие художественных произведений |
| осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ |
| использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач |
| строить сообщения в устной и письменной форме (осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме) |
| ориентироваться на разнообразие способов решения задач (осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) | Подбор соответствующих форм для представления сообщений и письменных работ | Восприятие соответствующих по тематике эпизодов в читаемых произведениях (актуализируется вопросами экспресс-опросов). |
| основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Обеспечение полноценного смысловой, эмоционально-образной составляющей процесса чтения на всём протяжении обучения. | - Большой объём прочитанных литературных произведений.
- Обработка большого количества разнообразных текстов в процессе подготовки сообщений.
|
| осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | В процессе подготовки сообщений (информационного и аналитического характера) и собственных текстов учащиеся в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем, а затем и самостоятельно, совершенствуется основные виды мыслительных операций и действий в соответствии с алгоритмом. Работу учителя с учащимся осуществляется строго индивидуально с использованием соответствующих алгоритмов работы с текстом. | - Воздействие художественных произведений.
- Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.
|
| осуществлять синтез как составление целого из частей (самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты) |
| проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операции) |
| устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей)
|
| строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
| обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи |
| осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
| устанавливать аналогии |
| владеть рядом общих приёмов решения задач (произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач)
|
| Коммуникативные универсальные учебные действия |
| адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной) | - Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).
- Реализуется как создание ситуаций актуального высказывания, выступления, доклада для каждого ребенка на уроках устного слова
- Поощряется и организуется парная, коллективная работа над сообщением под наблюдением учителя (в том числе драматизация).
| Воздействие художественных произведений о дружбе взаимовыручке, совместной работе и т.п. |
| допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию) |
| учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы) |
| формулировать собственное мнение и позицию (аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности) |
| договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников0 |
| строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет (с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия) |
| задавать вопросы (задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром) |
| контролировать действия партнёра (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь) |
| использовать речь для регуляции своего действия (адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности) |
| адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
| Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) |
| Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
| находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | - При полной осмысленности чтения на всех основных этапах обучения формируется навык эффективного информационного чтения.
- Ежеурочный экспресс-опрос по материалам чтения.
- Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки сообщений и работы с текстом (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).
| - Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
- Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.
|
| определять тему и главную мысль текста |
| делить тексты на смысловые части, составлять план текста | Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а так же в процессе подготовке сообщений, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями |
| вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию |
| сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака | - В процессе подготовки сообщений и текстов учащиеся в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем, а затем и самостоятельно, совершенствуется основные виды мыслительных операций и действий, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями.
- Работу учителя с учащимся осуществляется строго индивидуально с использованием соответствующих алгоритмов работы с текстом.
| - Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
- Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.
|
| понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) |
| понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | - В процессе подготовки сообщений и собственных текстов учащиеся в зависимости от характеристик исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем «читают», а затем и составляют различные виды схем.
- Диаграммы используются в процессе отслеживания учащимся своего продвижения (роста) в освоении того или иного навыка по технологической карте
| - Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
- Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.
|
| понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями |
| использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (работать с несколькими источниками информации) | Реализуется в процессе подготовки сообщений и собственных текстов в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями |
| ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках (сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников)
|
| Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
| пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями | - Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
- Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.
|
| соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую |
| формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод |
| сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
| составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
| делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования | Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании). |
| составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном |
| Работа с текстом: оценка информации |
| высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте (сопоставлять различные точки зрения) | Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании). | - Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов |
| оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте (соотносить позицию автора с собственной точкой зрения) | Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями |
| на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов (в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию) | Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании). |
| участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |