Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения
рабочая программа по чтению (1 класс)

Любовь Дьячковская

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основного общего образования, которую каждое образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Ниже приведена таблица, отражающая в соответствии с требованием ФГОС, «связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета» Литературное чтение (природосообразная модель обучения). Данный материал является приложением к Программе по предмету «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной  школы),  авторы Программы: Кушнир А. М., кандидат психологических наук, Шуриков А. В., кандидат философских наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_tematicheskoe_planirovanie_lch_pmo.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Примерное тематическое планирование

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел: Аудирование

  • Адекватное понимание содержания звучащего текста.
  • Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
  • Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором.
  • Определение жанра художественных произведений.
  • Восприятие звучащей речи, художественных текстов, стихотворений, песен;
  • Чтение со звуковым ориентиром;
  • Ответы на вопросы по тексту (эксперсс-опрос). 
  • Восприятие на слух  фольклорных, поэтических и прозаических художественных произведений (в исполнении учителя, мастеров художественного слова);
  • Ответы на вопросы по содержанию текста, развитию сюжета;
  • Ответы на вопросы, выявляющие главную мысль текста;
  • Ответы на вопросы, отражающие эмоциональное состояние героев произведения;
  • Восприятие текста: определение цели,  конструирование (моделирование) алгоритма выполнения задания (работы), оценка хода и результата выполнения задания (работы);
  • Восприятие научно-популярного текста, информации, содержащейся в сообщениях одноклассников, веб-документах, видеороликах и т.п.;
  • Сравнение  (сопоставление) своих ответов с эталоном;
  • Сравнение  (сопоставление) своих сообщений с сообщениями одноклассников.

Фонетика[1] (Обучение грамоте)

  • Звуки речи.
  • Осознание смыслоразличительной функции звуков.
  • Осознание единства звукового состава слова и его значения.
  •  Установление числа и последовательности звуков в слове.
  • Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
  • Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания.
  • Звуки речи.
  • Число и последовательность звуков в слове.
  • Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак ).
  • Соотнесение звука и соответствующей ему букву
  • Определение наличия заданного звука в слове
  • Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак)
  • Группировка слов по первому (последнему) звуку, по количеству букв
  • Подбор слова с заданным звуком
  • Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)
  • Нахождение (выбор) слов (начинающихся) с определённой буквы;
  • Нахождение (выбор) определённой буквы в слове, тексте;
  • Определение количества букв в слове (словосочетании), в алфавите, слов в предложении.

Графика (Обучение грамоте)

  • Различение звука и буквы: буква как знак звука.
  • Знакомство с русским алфавитом.
  • Гигиенические требования при письме.
  • Начертание письменных заглавных и строчных букв.
  • Письмо букв, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.  
  • Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.
  • Приемы правильного списывания с печатного шрифта.
  • Запись, выкладывание, печатание отдельных слов и предложений (три-пять слов) с опорой на эталон.
  • Звук и буква.
  • Буква как знак звука.
  • Русский алфавит. Название букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов
  • Рисование букв
  • Изготовление букв из картона
  • Складывание, рисование слов
  • Складывание слов из спичек.
  • Изготовление карточек-букв
  • Складывание слов из карточек-букв
  • Печатание с помощью трафарета
  • Соотнесение слов с картинками.
  • Печатание слов в тетради

  • Узнавание печатных и прописных букв
  • Соотнесение печатной и прописной буквы
  • Узнавание слов без чтения, отождествление слов и предметов
  • Воспроизведение (конструирование) слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей печатных и прописных букв — кубиков, карточек, магнитной азбуки и т.п.
  • Вырезание букв из газет и журналов
  • Изготовление аппликаций из букв
  • Рисование (художественное оформление) моделей печатных и прописных букв
  • Лепка букв из пластилина
  • «Печатание» слов по образцу (с доски, карточки, из текста), с использованием трафарета
  • «Печатание» коротких сообщений (переписка с одноклассниками, родственниками)
  • Соотнесение слов и соответствующих картинок
  • Нахождение (выбор) слов, являющихся ответом на вопрос, из предложенных вариантов
  • Нахождение (выбор) пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл предложения
  • Классификация букв по их начертанию
  • Рисование иллюстраций к прослушанным произведениям
  • Воспроизведение алфавита
  • Использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях
  • Экскурсии в библиотеку, музей и т.п.
  • Освоение алгоритма написания писем (родителям, друзьям)
  • Подвижные игры с словарно-буквенным материалом

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел: Чтение

Информационное (информационно-эмоциональное, образное) чтение

  • Чтение со звуковым ориентиром (чтением диктора) с  постепенным увеличением темпа.

  • Чтение стихотворного текста с экрана (доски);
  • Чтение со звуковым ориентиром (чтением диктора) текстов разных жанров;
  • Чтение про себя текстов разных жанров с временным ориентиром;
  • Самостоятельное чтение.
  • Чтение (наблюдение) стихотворных текстов с опорой на (мультимедийный) плакат;
  • Чтение предложений и небольших текстов со звуковым ориентиром с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • Слежение с помощью указки по тексту при озвучивании его учителем в темпе, предложенном обучающимся;
  • Слежение указкой за текстом на экране в соответствии со звуковым ориентиром (голосом учителя);
  • Слежение за текстом на экране с мест;
  • Пение известных песен с опорой на текст (караоке);
  • Чтение про себя текстов разных жанров со звуковым ориентиром 
  • Чтение про себя текстов разных жанров с временным ориентиром
  • Самостоятельное чтение текстов разных жанров по выбору учащихся

Художественное (выразительное) чтение

  • Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации
  • Орфоэпически и интонационно  верное  прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения   на   основе   знаков препинания.
  • Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений;
  • Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы;
  • Чтение наизусть стихотворений.
  • Выразительное чтение стихотворений и фрагментов художественных произведений: использование интонации, силы голоса, темпа речи;
  • Чтение орфоэпически правильно;
  • Чтение выразительно текст;
  • Орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов;
  • Интонирование простого предложения на основе знаков препинания;
  • Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений с выделением смысловых пауз, интонации;
  • Чтение наизусть стихотворений;
  • Драматизация, чтение по ролям;
  • Документирование (аудио-запись) детских выступлений;
  • Коррекция качества устных выступлений по аудио-записи с урока: оценить (проранжировать) по критериям: содержательность, артистичность, культура речи.

Раздел: Работа с текстами разных видов

  • Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений
  • Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером.
  • Текст и набор предложений.
  • Предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте по заголовку.

  • Спонтанные реакции, интуитивное понимание, переживание в процессе информационного чтения
  • Наблюдение: рассматривание иллюстрации, соотношение их сюжета с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.

Устное слово

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

  • Выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор;
  • Высказывание своего отношения к художественному произведению;
  • Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов;
  • Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента,   выделение   опорных   или ключевых   слов,   озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания);
  • Виды   текста: учебные, художественные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста.
  • Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
  • Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации.
  • Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке популярного текстов.

  • Художественный текст. Научно-популярный текст. Учебный текст.
  • Отличие художественного текста от научно-популярного.
  • Подробный пересказ текста
  • Определение   главной   мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части.
  • Выделение опорных слов фрагмента.
  • Пересказ текста.
  • Краткий   или   сжатый   пересказ текста
  • Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. Краткий пересказ текста.
  • Выборочный пересказ текста
  • Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя,   затем  самостоятельно).
  • Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.
  • Пересказ фрагмента текста: слов,  выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного    момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия.
  • Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Каталожная карточка, ее назначение.
  • Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выступления учащихся с подготовленными короткими (2-3 минуты) информационными сообщениями  (конференция, поэтический марафон, семинар, фестиваль анекдотов, конкурс рассказчиков, клуб знатоков и др.)[2]

  • Составление плана текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно)
  • Пересказ текста  художественного произведения подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения)
  • Работа с орфографическим, толковым словарями и сносками в книгах

Технологическая карта развития навыка устного выступления

  1. Подготовленное чтение вслух для заинтересованной аудитории актуального материала.
  2. Подготовленное чтение вслух с комментариями.
  3. Выступление с цитированием (чтением) отдельных мест из текста.
  4. Выступление с опорой на изученный текст (имеет подчеркнутые места).
  5. Выступление с опорой на план, предложенный учителем.
  6. Выступление с опорой на собственный план.
  7. Подготовленное выступление без зрительной опоры.
  8. Выступление - защита, обоснование, доказательство тезиса и т.п.
  9. Выступление - лекция на подготовленную тему.
  10. Полемическое выступление – ответ оппоненту без предварительной подготовки.
  11. Подготовленное выступление – рассказ о событиях, к которым ребенок имел отношение.
  12. Подготовленное выступление – рассказ о личных переживаниях, впечатлениях, состояниях в связи с каким-либо событием.
  13. Выступление-экспромт в связи с актуальным событием.
  14. Выступление-отзыв о сообщении одноклассника
  15. Выступления перед учащимися других классов, родителями.

Технологическая карта развития навыков подготовки материалов для устных выступлений

  1.  Выступление по материалу, предоставленному учителем, в котором выделены смысловые и интонационные акценты.
  2. Выступление по плану, предоставленному учителем, в котором ученик самостоятельно выделяет акценты.
  3. Самостоятельная подготовка текста выступления по материалам, предоставленным учителем.
  4. Самостоятельная подготовка учеником плана-конспекта выступления на основе изучения предоставленных ему материалов
  5. Самостоятельный подбор учеником необходимого материала на основе предоставленного ему плана и списка источников.
  6. Самостоятельный подбор учеником материала сообщения на заданную тему (освоение способов компилирования материала: выписки вырезки, закладок, аудио- и видеофрагментов и т.п.).
  7. Самостоятельная подготовка учеником материала для выступления с иллюстрациями и раздаточным материалом.
  8. Самостоятельный выбор учеником актуальной темы и подготовка материала выступления
  9. Самостоятельная подготовка учеником отзыва на текст-выступление одноклассника
  10. Самокоррекция выступления с учётом высказанных пожеланий (слушателей, учителя) и собственной оценки.

Технологическая карта развития навыков обработки текстовой информации

  1. Реферирование актуальных материалов – подготовка выступлений и докладов для уроков устного слова и природоведения.
  2. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.
  3. Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова
  4. Подготовка развёрнутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.
  5. Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развёрнутых рефератов на темы, предлагаемые учителем
  6. Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребёнка в определённой области знаний. Самостоятельная подготовка учеником рефератов и собственных текстов в сфере своей специализации.
  7. Подготовка портфолио

Устное слово (продолжение)

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

  • Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
  • Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
  • Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.
  • Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста.
  • Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
  • Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.
  • Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно-популярного текстов.

  • Выбор заголовка из предложенных учителем.
  • Подбор заголовка текста учащимися класса.
  • Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной   войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей).
  • Цель и назначение заглавия произведения.
  • Составление плана текста
  • Определение главной мысли текста.
  • Определение темы каждой части: деление текста на части.
  • Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя).
  • Отзыв на книгу.
  • Аннотация книги.
  • Выбор книги по рекомендованному списку. Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных.

  • Аналитическое сообщение (доклад, отзыв, аннотация, эссе)[3]
  • Отзыв о прочитанной книге
  • Характеристика текста: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
  • Сравнение текстов (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.
  • Сравнение произведений разных жанров.
  • Анализ текста: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям;
  • Составление плана
  • Характеристика книги: структура (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).
  • Объяснение смысла заглавия произведения; выбор заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.
  • Выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку, самостоятельно).
  • Озаглавливание иллюстрации.

Раздел: Культура речевого общения

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

  • Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.
  • Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.
  • Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему
  • Диалог
  • Монолог
  • Выразительные средства языка для высказывания.
  • Структура высказывания.

Информационное сообщение (см. выше).

  • Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.
  • Определение   главной   мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим.
  • Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел рассказать автор).
  • Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор).
  • Определение темы и главной мысли устного сочинения.

Презентация своего высказывания окружающим

  • Аналитическое сообщение (см. выше).
  • Участие в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
  • Формулировка вопросительных предложений с использованием вопросительных слов, адекватных ситуации (как? когда? почему? зачем?).
  • Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства
  • Создание (устно) текста (небольшого рассказа, отзыва, рассуждения) с учетом особенностей слушателей

Раздел: Культура письменной речи

  • Нормы письменной речи: соответствие   содержания   заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, рассказ на заданную тему, отзыв
  • Определение темы своего высказывания (то, о чем бы я хотел рассказать).
  • Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моем рассказе).

  • Аналитическое сообщение (см. выше).
  • Создание   письменного  текста: повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —  характеристика героя, отзыв о прочитанной книге с использованием алгоритмов
  • Определение типа высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание)
  • Отбор целесообразных выразительных  средства языка  в соответствии с типом текста
  • Ведение личного дневника;
  • Организация работы классной почты (письма друг другу, учителям, родителям);
  • Выразительные средства языка для письменного высказывания.
  • Тип высказывания: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Структура письменного высказывания. 

Информационное сообщение (см. выше).

Раздел: Круг детского чтения

Содержание

Тематическое планирование

-

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков  отечественной  литературы XIX—XX вв.  (например,  В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой,    А.П. Чехов,    А.Н. Толстой, В.В. Маяковский, С.А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия    младших    школьников. Историческая,   приключенческая, фантастическая литература. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, о животных, добре и зле, юмористические и др.

Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX—XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение, пьеса. Детские журналы:  о  природе,  художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про все на свете».

Темы детского чтения

Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключения, фантастика

Раздел: Литературоведческая пропедевтика

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

  • Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик
  • Прозаическая и стихотворная речь Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.
  • Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни.
  • Литературная (авторская) сказка.
  • Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).
  • Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики — произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX—XX вв.
  • Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки.
  • Жанры произведений:   рассказ,   стихотворение, сказка.
  • Прозаическая и стихотворная речь.
  • Тема произведения.
  • Главная мысль произведения.
  • Развитие действия (сюжетная линия текста).
  • Герой произведения. Характер героя.  
  • Средства  выразительности.
  • Сравнение. Метафора. Гипербола
  • Спонтанные реакции, интуитивное понимание, переживание в процессе информационного чтения;
  • Наблюдение особенности разных жанров художественных произведений.
  • Информационное сообщение (см. выше).
  • Аналитическое сообщение (см. выше).
  • Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор.
  • Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).
  • Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев.
  • Информационное сообщение (см. выше).
  • Аналитическое сообщение (см. выше).
  • Вычленение в тексте, произведении сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор; их особенностей, вариантов употребления, способов выражения;
  • Сравнение малых фольклорных жанров, жанров художественных произведений: называть жанры, их особенности.

Раздел: Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)[4]

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

  • Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)
  • Постановка живых картин
  • Определение    фрагмента  для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин.
  • Чтение по ролям
  • Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте.
  • Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям.
  • Инсценирование
  • Определение фрагмента для инсценирования.   Освоение   ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация)    для    инсценирования. Инсценирование.
  • Устное словесное рисование
  • Определение    фрагмента    для устного    словесного    рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.
  • Устное сочинение
  • Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения (то, о чем хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что главное хотел бы сказать автор). Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные   средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения
  • Инсценировка художественного произведения (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные   средства   (тон,   темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены
  • Представлять устное сочинение, выступление.


[1] Разделы «Фонетика» и «Графика» традиционно являются составной частью интегрированного курса «Обучения грамоте». В связи с чрезвычайной важностью содержания этих разделов и соответствующих форм деятельности для обеспечения полноценного чтения эти разделы приводятся в данной таблице. Кроме того, в рамках ПМО разработан методический комплект «Введение в грамоту», обеспечивающий этот этап обучения.

[2] Деятельность учащихся в этой части описана в логике технологической карты (см. Программа, пункт Общее описание учебного предмета).

[3] Готовится в логике технологических карт информационных сообщений с опорой на инструкции-алгоритмы  для каждого вида работ, отражающих специфику соответствующих интеллектуальных операций. 

[4] Целесообразно реализовать в рамках внеурочной деятельности по специально разработанной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД при проблемно-диалогическом обучении

Основа ФГОС нового поколения - формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, учебно-познавательной. Именно проблемно-диалогическая технология отвечает эт...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

Развитие универсальных учебных действий средствами УМК " Перспективная начальная школа"

В данной публикации описан опыт работы учителя по развитию унивесальных учебных  действий средствами программы " Перспективная начальная школа"...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...