Стандарты ФГОС статья "Технология развития критического мышления"
статья (4 класс) по теме

Построение урока в технологии критического мышления (фазы урока, приемы урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_teh.k.r..doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                      Технология критического мышления.

 

В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления.

          Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

          Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:

          -вызов;

          -осмысление или фаза реализации смысла;

          -рефлексия.

          Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

          На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемыё определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.

Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможности эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

          Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с           предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, - более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель.  Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

          Вторая стадия называется смысловой. На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

          Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.

            Третья фаза – рефлексия. На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.

                             При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную,  письменную  форму, ибо только  при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. для учащихся эти новые знания обретают качество своих.  Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным. в них все новые понятия.

Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими соб ственными идеями для того, чтобы придти к новому понима нию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

 

          На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы. Познакомлю с некоторыми.

          1. КЛАСТЕР.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запомина ется:

1.  Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.

2.         Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.

3.         По мере того, как у вас возникают идеи и вы записыва ете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

Нужно выполнять лишь несколько основных правил:

1.       Записывайте все, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.         

2.       Не обращайте внимания на орфографию и другие фак торы, сдерживающие письмо.

3.       Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.        

          На фазе вызова интереса лучше всего погружать учащихся в ассоциативное поле. Ассоциативное мышление – это выход на символы, на загадку слова, выход на историю, выход на культуру.

Например, после чтения стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» учитель спрашивает у учащихся: «Ребята, а что такое красота?» Далее учащиеся составляют кластер №1: каждый ученик записывает в центре листа вопрос, поставленный учителем, вокруг него записывает ассоциации и смыслы, которые возникли у него в связи с этой проблемой.

            Доброта                    Что есть красота?                    Природа

                      Музыка                                                      солнце      

                                Цветы    улыбка    душа  любовь  внешность

            После обсуждения кластеров учитель обращается к учащимся с вопросами:

            - Почему люди обожествляют красоту?(Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ.)

            - А какое чувство человеческих душ вы считаете самым красивым, прекраснейшим? (Любовь)

            - А что такое любовь?...

 

            2. ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК.

Двойные дневники дают возможность учащимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники , когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.

        Чтобы сделать двойной дневник, нужно разделить чистую страницу пополам. Слева записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из  их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их это записать именно эту цитату? Какой  вопрос возник в связи с ней?

 

 

            3. СИНКВЕЙН

 

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово сйнквэйн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, со стоящее из пяти строк. по форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:

1.    В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.    Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.    Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).

4.    Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показыва ющая отношение к теме.       .

5.    Последняя строка - это синоним из одного слова, кото рый повторяет суть темы..

Приведу несколько примеров  такого пятистишия:

            Предмет.

 

            Такой разнообразный.

             Определит, опишет,  даст им имя.

            О, существительное, ты – основа нашей речи!

            Ты суть.

      Любовь.

     Вечная, прекрасная.

     Живёт, радует, окрыляет.

     Солнце дарит мне, тебе.

     Счастье.

    

     Честь.

     Добрая. Вечная.

     Борется. Сохраняет. Освещает.

     Всегда вместе с совестью.

     Опора.

 

     Красота.

     Истинная, внутренняя.

     Радость дарит всем вокруг.

     Огонь, мерцающий в сосуде.

     Животворящая сила.

       Как это делать:

Название (обычно существительное)

Описание (обычно прилагательное)                  

Действия_____________________________________     

Чувство (фраза)____________________

Повторение сути_____________

Каждому учащемуся даётся  5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Зтем он поворачивается к партнёруК, и из двух синквейнов они составляют один, с которым они оба будут согласны.  Это даёт им возможность поговорить о том, почему они это написали и ещё раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомить с синквейнами.

Синквэйны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

. 

        Шелковникова А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...

Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...

01. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология развития критического мышления.

Методические рекомендации "Технология  развития критического мышления"....