Работа над проектом по литературному чтению "Былина как жанр"
методическая разработка (4 класс) по теме

Образцова Людмила Николаевна

 Учащиеся должны знать: характеристику былины как жанра, её определение; виды былин; в чём заключается отличие былины от сказки, от легенды, сказочной повести.

  Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_bylina_0.rar86.96 КБ

Предварительный просмотр:

                      Литературное чтение

Тема: Былина как литературный жанр

           (проектная деятельность;

     создание опорной  таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: характеристику былины как жанра, её определение; виды былин; в чём заключается отличие былины от сказки, от легенды, сказочной повести.

Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки материала.

                                        Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из  цикла уроков проектной деятельности. Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

2.Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о  завершении  нескольких разделов, связанных с изучением былин, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать полученную информацию,  необходимо  научиться её обрабатывать и систематизировать.

 -Какие формы систематизации  вы можете предложить? (Варианты проектов: альбом, памятка, игра, опорная таблица…)

Выбор останавливаем на опорной таблице.

3. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать  и систематизировать информацию

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре.

4. Подготовка к созданию проекта.

- Назовите основные этапы создания проекта.

(1.Организвационный – распределение детей на инициативные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»;

2.Формулирование темы и целей деятельности;

3. Подготовительный – готовят первый план деятельности по разработке проекта, корректируют его, получают продукт.

4. Работа в группах (наблюдения, систематизируют, иллюстрируют, апробируют);

5. Практическое применение проекта;

6. Самоанализ положительные и отрицательные стороны деятельности.

7. Подведение итогов.)

 - Ставим задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. Предлагаются идеи, «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.

На доске помещают заготовки для проекта в разделе «Сборка»

Былина как литературный жанр

Виды былин

Что такое былина

Признаки былины

Отличие былины от других схожих жанров

Язык былин.

Иллюстрирование былин. Значение цвета.

        5.Основной этап создания проекта.

1) Формулирование определения былины.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.

Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

Былина – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Былина - прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.

Прикрепляем в первый раздел нужную формулировку.

- Что такое былина? Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

2) Классификация былин по различным признакам.

Учитель предлагает признаки классификации былин.

По содержанию  былины делятся на два цикла: киевский и новгородский.

Учитель предлагает «Экспериментаторам» поработать с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы. «Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.    

(Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах).

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов былин нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела.

      Киевский цикл

     Виды былин

                                   

  Новгородский цикл

        

3) Определение особенностей  былин.

«Экспериментаторы» зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины.

(Признак музыкального, песенного исполнения;

речитатив  - это не разговорный язык, а как бы условно уставной былинный сказ или распев;  

повторы;

испытание;

эпические герои;

чёрная сила;

необычное место действия.

«Аналитики» повторяют признаки былины.

«Иллюстраторы» подбирают соответствующие условные обозначения: 

Испытание

Повторы

        

Музыкальное, песенное

исполнение

Эпические герои

Чёрная сила

Необычное место действия

4).Определение черт отличия былины от других сходных жанров.

- Будем работать с различными источниками информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров

Былина

Сказочная повесть

 Легенда

Стихотворный форма.

Гипербола.

Песенный характер.

Большой объём.

Делится на главы.

Несколько героев.

Рассказано о многих событиях в жизни героев.

События происходят в течение долгого времени.

Объяснение происхождения или существования какого – нибудь предмета или явления

5).Определение особенностей языка былины.

- В данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «Иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка былины.

Задача «Аналитиков» - особые слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

«Богатырский словарь» - архаизмы

  1. Колчан - футляр для стрел
  2. Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  3. Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  4. Ножны - футляр для меча или кинжала
  5. Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  6. Сбруя - принадлежность для упряжи
  7. Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

Гипербола (преувеличение). Богатыри подбрасывают тяжелые камни в поднебесье, их шлемы весят несколько пудов, мечи такие, что простым смертным не поднять. И не только богатыри изображаются - их враги тоже сильно преувеличены: громадны, жадны, уродливы. Сравнения.
Эпитеты: богатырь - могучий; князь - ласковый, красно солнышко; враг - поганый.

Старинные слова, они называются архаизмами, уважительные диалоги при встрече богатырей, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивые выражения в былинах.

«Исследователи» составляют мини – зарисовку по иллюстрации к былине.

6).Определение особенностей цветовой гаммы

- По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в былинах. Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету.

- Сопоставьте ситуации, когда упоминаются разные цвета.

Учитель прикрепляет на доску  карточки разные цвета: зелёный - бесстрашие, синий - тишина, красный - оберег, чёрный – зло, белый – искрящийся( выполняют дети из любой группы).После высказываний детей карточки переворачиваются и помещаются в 6 раздел.

6.Этап испытания проекта.

В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былине как о жанре.

«Исследователи» будут проводить испытание созданного проекта по очереди с опорой на составленную таблицу.

7. Итоги урока.

- Какую цель ставили и какую задачу ставили перед собой в начале урока?

(Учиться обрабатывать  и систематизировать информацию; создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре).

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

- Какие трудности встретились?

 -Что показалось наиболее интересным?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа № 16»

                       

                     Литературное чтение

         Тема:  Сказка как литературный жанр

(Проектная деятельность: создание опорной таблицы)

         

                     Образцова Людмила Николаевна,

      учитель высшей квалификационной категории

             

                                    2011, сентябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

План подготовки к работе над проектом по литературному чтению «День Победы»

План отражает все этапы подготовки  проекта по литературному чтению "День Победы"....