урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)
Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
первой категогии
Серикова Елена Владимировна
МОУ СОШ с. Б. Екатериновка
Саратовской области
Аткарского района.
Тема урока: Малые жанры фольклора
( потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством , для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.
Планируемые результаты УУД:
личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.
Метапредметные :регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей ; планируют свои действия;
познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора , выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,
коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.
Сценарий урока
1. Организационный момент. Введение в тему.
На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.
- Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?
- Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.
С какими предметами вы встречались в сказках? ( котомка, кузовок)
Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».
Эти сказки авторское , Почему их так называют? А как называют сказки , у которых нет автора ?
- Отгадайте загадки.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки , три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?
Нет ни речки , ни пруда_
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Тут зубами щелк да щелк,
Появился серый волк.
Шкуру белую надел,
Нежным голосом запел.
- Как много в мире добрых , веселых и запоминающихся устных народных произведений .
Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.
Вот почему все эти сказки , былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.
2. Постановка темы и целей урока.
- В старые времена на Руси был такой обычай . Когда поздней осенью был собран весь урожай , а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.
За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит , кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут , то шуткой перебросятся, загадки загадывают.
Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества .Скоморохи ,ваш выход!
Пожалуйста, гости дорогие!
Вас ждут песни и считалки!
Интересные загадки!
Пословицы
3 . Работа по теме урока.
Игра « Потешки»
Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.
Петушок , петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела:
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам.
Учитель читает потешки , которые даны в хрестоматии.
- Какие потешки вы знаите? Расскажите.
- А теперь «угоститесь» мудрым словом.
Игра « Пословицы» .
Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов
время-потеха( Делу время потехи час)
труда -пруда( Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
дело-мастера ( Дело мастера боится)
пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)
друга- береги ( Нет друга -ищи, нашел -береги)
Работа по группам.
Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.
Дифференцированное задание.
а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии
б)Выполнение заданий в рабочей тетради.
в)Иллюстрирование пословиц, потешек.
Физкультминутка.
( Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».
Игра « Скоморохи»
Учитель читает скороговорки в хрестоматии , дети соотносят тексты с иллюстрациями.
Заучивание скороговорок.
- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения .
Скороговорка — это старинная забава, которая помогает развивать речь.
Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:
-прочитать , чётко проговаривая все звуки;
-прочитать медленно;
прочитать « ночь», утро « вполголоса», день « громко»
-прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.
Игра « Загадки»
Ой -люли, та-ра-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай,
- Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья , я приглашаю вас
К загадкам поскорее!
- Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется , а описывается . И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.
( Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)
Кафтан на нём зеленый ,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. ( арбуз)
- Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. ( цвет, вкус, форма)
( Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)
Голубая протыня весь свет одевает.( небо)
( Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)
Летит, а не птица, воет, а не зверь .( Ветер)
( Загадки, в описании которых используются метафоры)
Под одной крышей четыре братца живут. ( стол)
Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.
- Откуда взялись загадки?
Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.
4. РЕФЛЕКСИЯ.
- С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? ( песни, считалки.)
Конкурс знатоков ( работа по группам)
-При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».
Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.
5. Итог урока.
- Живет на земле человек. Он маленький , земля огромная .Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле , без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В. Шафран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»
Знакомство детей с произведением фольклора – загадкой....
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора...
План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».
План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение»....