урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Серикова Елена Владимировна

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  начальных классов

первой категогии

Серикова Елена Владимировна

МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

Саратовской  области

Аткарского  района.

Тема урока: Малые жанры фольклора

( потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством  , для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

Планируемые результаты УУД: 

личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

Метапредметные :регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей ; планируют свои действия;

познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора , выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

 предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

Сценарий урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

- Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

- Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

С какими предметами вы встречались в сказках? ( котомка, кузовок)

  Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

Эти сказки авторское , Почему их так называют? А как называют сказки , у которых нет автора ?

- Отгадайте загадки.

  Возле леса на опушке

 Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки , три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

Нет ни речки , ни пруда_

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

 В ямке от копытца.

Тут зубами щелк да щелк,

 Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

 Нежным голосом запел.

- Как много в мире добрых , веселых и запоминающихся устных народных произведений .

Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

Вот почему все эти сказки , былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

2. Постановка темы и целей урока.

- В старые времена  на Руси был такой обычай . Когда поздней осенью был собран весь урожай , а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит , кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут , то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества .Скоморохи ,ваш выход!

Пожалуйста, гости дорогие!

Вас ждут песни и считалки!

Интересные загадки!

Пословицы

3 . Работа по теме урока.

Игра « Потешки»

Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

 

Петушок , петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам.

Учитель читает потешки , которые даны в хрестоматии.

- Какие потешки вы знаите? Расскажите.

- А теперь «угоститесь» мудрым словом.

Игра « Пословицы» .

Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

время-потеха( Делу время потехи час)

труда -пруда( Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

дело-мастера ( Дело мастера боится)

пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

друга- береги ( Нет друга -ищи, нашел -береги)

Работа по группам.

Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Дифференцированное задание.

 

а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

Физкультминутка.

( Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

Игра « Скоморохи»

Учитель читает скороговорки в хрестоматии , дети соотносят тексты с иллюстрациями.

Заучивание скороговорок.

- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения .

Скороговорка — это старинная забава, которая помогает развивать речь.

Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

-прочитать , чётко проговаривая все звуки;

-прочитать медленно;

прочитать « ночь», утро « вполголоса», день « громко»

-прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.

 

Игра « Загадки»

Ой -люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай,

- Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья , я приглашаю вас

К загадкам поскорее!

- Что такое загадка?  Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется , а описывается . И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

 

( Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

Кафтан на нём зеленый ,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. ( арбуз)

- Какие признаки, свойственные  арбузу, указаны в загадке. ( цвет, вкус, форма)

( Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

Голубая протыня весь свет одевает.( небо)

( Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

Летит, а не птица, воет, а не зверь .( Ветер)

( Загадки, в описании которых используются метафоры)

 

Под одной крышей четыре братца живут. ( стол)

Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

- Откуда взялись загадки?

Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на  стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери  лесные- все понимают человеческий язык. И  для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

- С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? ( песни, считалки.)

Конкурс знатоков ( работа по группам)

-При  помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

5. Итог урока.

- Живет на земле человек. Он маленький , земля огромная .Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле , без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шафран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение»....