Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОБУ
«Сертоловская средняя общеобразовательная школа №1»
Всеволожского района Ленинградской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИТАЦИОННОЙ ПСИХОТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Учитель начальных классов: ЛЯШЕНКО Юнона Сергеевна
(высшая квалификационная категория)
февраль
2012 г.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИТАЦИОННОЙ ПСИХОТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
В своей работе я использую элементы психотехники на основе консультации с врачом-психологом. Использую различные виды психотренинга. В том числе:
- седативный (успокаивающий);
- стимулирующий, возбуждающий, мобилизующий.
Подбирая режим психотренинга, я учитываю цели и задачи урока, различая психотренинг на:
- целевой, на определённый вид работы;
- разгрузочный (пауза урока);
- итоговый (завершение урока, подведение итогов, снятие стресса).
Но главная цель психотехники – научить детей овладевать, контролировать свои эмоции, чувства, создать положительный фон для восприятия, усвоения материала, мобилизовать психические функции.
Применяю: гимнастику для глаз; элементы динамической гимнастики; статической гимнастики; практикую эмоциональную гимнастку чувств, так называемую, антистрессовую гимнастику; использую дыхательную гимнастику; гимнастику ума.
Применяю ролевые игры.
Основное внимание в психотехнике отвожу сеансам медитации ( сосредоточению, погружению в определённый вид умственной деятельности), для обретения душевного покоя, достижения гармонии души и тела, приобретения уверенности в себе, повышения работоспособности, улучшения физического и психического здоровья.
Дети воспринимают это с большим удовольствием. Проходит психотехника, как игра, а главное, - она приносит хороший положительный результат, как в обучении, так и в воспитании детей. Они легче переносят нагрузки, меньше отмечается переутомление, меньше нарушений дисциплины, класс становится более управляемым, сплочённым, организованным.
Например, дети ждут «открытый урок». Они эмоционально перевозбуждены, тренинг я начинаю по седативной методике, а заканчиваю его мобилизацией на активное включение в предстоящую работу (повышение веры в себя, повышение внимания, поднятие концентрации внимания, включение механизмов памяти).
В заключение урока использую тренинг на создание ощущения удовлетворённости, радости от проделанной работы, снятие напряжения, снятие стресса урока, создание комфортности, завершённости (можно под музыку).
Понимая, что для запоминания необходимо включение всех органов чувств, обыгрываю на уроке возможность запоминания на включение не только речевой, слуховой, зрительной памяти, но и памяти чувств, эмоций, образов, в том числе – психомоторную память (память жестов, сурдомимики).
ТРЕНИНГ ДЛЯ ГЛАЗ, ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ.
1. Подтянуться, поворачиваться с боку на бок, глубоко подышать 3-4 раза.
2. Широко раскрыть рот и глаза. Крепко зажмуриться 5-6 раз. Сделать 6-10 лёгких морганий.
3. Закрыть глаза и носом писать, как ручкой (в воздухе). Писать цифры, буквы, слова. Открыть глаза, зрение будет яснее и чётче.
4. Поднять брови и даже уши 5-10 раз. Поднимать уши без подъёма бровей и без сморщивания лба (не поднимаются – делать усилия).
5. Держать указательный палец перед носом на расстоянии 18-20 см. Голову поворачиваем вправо, влево, при этом смотрим на палец 3-5 раз.
6. Смотрим на кончик носа, смотрим вдаль, далеко-далеко 3-5 раз.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
1. Дайте волю себе: кричите, визжите, плачьте, прыгайте, тряситесь, танцуйте, смейтесь (слейтесь с энергией).
2. Подпрыгиваем с поднятыми руками, громко кричим: «Ха! Ху!» – 5 раз.
3. Застыньте в той позе, как сидите, стоите, - на 1 минуту (внутри полное безмолвие).
4. Танцуйте, пойте, веселитесь, празднуйте, как хочет тело.
5. Кружение по часовой стрелке, против часовой стрелки головой, телом. Правой рукой собираем энергию тела, левой рукой возвращаем энергию на землю.
6. И т.д.
СТАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
1. Потянуться, потянуться, как кошечка, расслабиться, повиснуть, как обезьянка на ветке.
2. Напрячь мышцы груди, шеи, рук, ног, почувствовать – «мы, как сталь».
3. Закрыть глаза, облить себя мысленно холодной водой, пофыркать, поойкать, поёжиться, отряхнуться, почувствовать свежесть, силу, бодрость, приступить к работе. И т.д. Этим тренингом можно отдохнуть, расслабиться, отвлечься и сконцентрироваться, возбудиться.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
(эмоциональная медитация)
Поза кучера, лотоса, мыслителя.
1. Изображаем страх, на лице горе, слёзы, (гримасы) дыхание слёз, выдох насильственный с гримасой, горем, - это развивает дыхательную мускулатуру, даже повышает иммунитет.
2. Изображаем гнев. Поза воина, поза борца, ты весь в победе, ты сильнее всех, храбрее всех, выше всех, ты непобедим.
3. На лице радость, смех, тебя рассмешили, тебя щекочут, твой смех живой, радостный, весёлый, счастливый, оптимистичный, внутри всё поёт и радуется, ты доволен собой, тебе смешно, весело, радостно.
4. Танец. Ты весь в танце, внутри поёт музыка, она зажигательная, темповая, ты танцуешь под неё и вместе с ней, ты сливаешься в танце с музыкой. В танце участвует всё тело. Всё тело веселится, танцует, радуется песне, музыке, танцу. Ты ощущаешь себя сильным, весёлым, радостным. Ты, как вихрь, смерч. И… всем застыть, остановиться. Полный покой и тишина на 1 минуту.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
( Через эту гимнастику можно осуществлять стимуляцию умственной деятельности, интегральную функцию мозга.)
1. Дыхание грудью. Глубокий вдох на счёт 1-2-3-4. Глубокий выдох на счёт 1-2-3-4. Пауза на счёт 1-2-3-4. Делаем так 2- 3 раза.
2. Дыхание животом. Вдох, выдох, пауза на счёт 1-2-3-4.
3. Смешанный тип дыхания. Вдох, выдох, пауза на счёт 1-2-3-4.
4. Вдох через правую ноздрю, выдох через левую ноздрю на счёт 1-2-3-4.
(При этом дыхание должно быть только носовое. Носовое дыхание – это зарядка мозговых структур, энергетическая зарядка мозга.)
ГИМНАСТИКА УМА
(Зарядка для мозга)
Цель гимнастики: включение в процесс умственной деятельности, отвлечение в процессе урока, смена стереотипа.
1. Сосчитать до 10 и обратно (до 20,30).
2. Произносить алфавит, придумывая на каждую букву слово (фрукты, овощи, имена, города и т.д.).
3. Назвать: 20 женских имён, 20 мужских имён, 20 видов пищи, 20 деревьев, 20 рыб.
4. Выбрать одну букву алфавита и придумать на неё 20 слов и т.д..
МЕДИТАЦИЯ ПРОСВЕТЛЕНИЯ, УСПОКОЕНИЯ.
1. Читаем стихотворение, наслаждаемся стихотворением, словом, рифмой, красочностью, поэтичностью слов.
2. Наслаждаемся музыкой, тембром, ритмом, тональностью, мелодией.
3. Я мышка, я кошечка… (я улыбаюсь, как младенец, как мама, как Микки-Маус…, я сижу на солнце, жмурюсь, улыбаюсь, отдыхаю, как… ).
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Использую обучающие игры, импровизированную ролевую гимнастику, где дети играют роли жизни (старший – младший; учитель – ученик; актёр, исповедь, гость – хозяин и т.д.).
Игра помогает раскрыться ученику, снять трудности общения в коллективе, познать, что любое действие, жест, интонация голоса имеют тысячи оттенков и через них можно и надо себя реализовывать в этом мире. Эти игры особенно важны детям: нерешительным, инертным, застенчивым, мнительным, тревожным, сенсетивным (чувствительным).
1. Сказать «да» или «нет».
Громко, тихо, кратко, растянуто, заикаясь, утверждая, удивлённо, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном начальника, подчинённого, разочарованно, торжествующе; сказать «да» как «нет»; сказать «нет» как «да» и т.д..
2. Такая же обучающая игра и со словом «Я», вкладывая в него разные подтексты, разный смысл, разные тембры, интонации, краски, самочувствия.
Начинаю со слов «да», «нет», «Я», «имени», а дальше идёт игра с любым словом, любой фразой, как можно ранообразнее! Как можно ярче и богаче! Это даст возможность раскрыться каждому, понять, что он пользуется только ничтожной частью очевидного. А мир бесконечен и ролевые игры максимально развивают образное мышление.
3. Читаем стихотворение: шёпотом, громко, от шёпота переходим волнообразно на громко, с пулемётной скоростью, со скоростью улитки, как будто замёрз, как будто во рту горячая картошка, как будто пёсик, который только научился лаять, робот, маленький ребёнок, как будто слышит всё человечество и от этого зависит мир на земле, объясняясь в любви и т.д..
4. Сидим на стуле: как начальник, пчела на цветке, кассир, обезьяна, изображающая вас, побитая собака, отдыхающий кот, сидит поросёнок на кактусе, робот, Карлсон, Микки-Маус и т.д..
5. Ходим, улыбаемся, жмуримся и т.д., как: лев, кот, собака, артист, солдат, пьяный.
Я вижу, что эта ролевая гимнастика раскрывает личность, обогащая личность, создаёт внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов (способов чувствования, способов мышления) и, конечно, освежает дух, улучшает настроение, облегчает общение, улучшает самочувствие и моё, и моих учеников. И, конечно, улучшает работоспособность класса..
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ
1. Гимн солнцу.
(Тонизация, просветление, одухотворение, единение с миром.)
О Великое и Всемогущее, Солнце! Ты основа всей жизни и счастья на земле. Я поклоняюсь и склоняюсь перед твоим могуществом, перед твоей животворящей силой жизни. Ты источник жизни на земле. Есть ты и есть жизнь на земле. Есть ты, есть природа, есть мир – солнце, есть и Я в этом мире. Я купаюсь в твоих лечебных и животворящих лучах. Ты освещаешь этот мир и даёшь ему жизнь.
О Великое и Всемогущее, Солнце! Я только твоя пылинка, я только твоя частица. Через меня ты даёшь жизнь этому миру. Дай мне твой целебный жизнерождающий луч. Дай мне твой свет и силу. Всё моё тело наполнено тобой. Ты пронизываешь меня своим золотым светом. Ты даёшь мне силу жизни. Ты наполняешь меня своим золотым светом, целебной силой, энергией жизни. Твой свет очищает и исцеляет меня. Твой свет очищает и исцеляет моё тело. Твой свет очищает и исцеляет мою душу. Я весь пронизан этим твоим очищающим и исцеляющим светом жизни. Я сам, как маленькое солнышко, наполнен этим светом и любовью. Я сам, как маленькое солнышко, освещаю этот мир и наполняю этот мир любовью, добром, красотой. Я весь пронизан этим светом – Солнцем. Я сам маленькое Солнце.
Да здравствует Солнце! Да здравствует свет! Да здравствует земля! И Я на ней твоя частица, твой мир и свет на Земле!
2. Путешествие за горизонт, простор мира.
( Тренинг мира, седационный, тренинг покоя, согласия, любви, погружения.)
Смотрим в окно. Видим даль, видим простор мира. Увидели горизонт. Там, где горизонт, там синева, там простор, там даль, там даль мира. Вокруг никого, только мы и горизонт и синева. А теперь смотрим за горизонт, за ним бескрайность неба, небо бескрайнее. Мы все в этом бескрайнем небе, мы все в этом просторе жизни. В душе покой и согласие, в душе покой и счастье, в душе простор. Мы наполняемся этим простором, этой любовью, этим покоем, этим счастьем. Мы купаемся в этом просторе, в этой любви мира, в этом покое, в этом счастье. Он входит в нас. Простор и мир едины. Мы простор мира, мы едины. Мы – это простор. Простор – это мы. Мы, как тучки на небе плывём, плывём в этом мире. Плывём, плывём в этом просторе. Простор – это синева неба. Простор – это покой. Простор – это счастье! Простор – это мы! Мы наполнены счастьем, покоем, добром. В душе покой, мир, любовь. Всё хорошо. У нас всё получается. Мы спокойны. В душе покой, согласие и любовь. У нас всё хорошо!
3. Путешествие в мир.
( Тренинг седативный.)
Мы смотрим в окно, видим горизонт, видим чистое, светлое небо. Небо синее. Небо чистое. Небо светлое. Небо голубое, а мы как тучки парим и парим в этом небе. Мы парим над миром. Мы парим над лесами и полями, над озёрами и вершинами гор. Парить приятно, радостно. Под нами бескрайние леса и поля. Мир необъятен. Мы парим над ним. Небо бескрайнее, простор бесконечен. А мы в нём. Мы частица этого неба. В душе у нас покой и согласие. В душе у нас покой и счастье. В душе у нас любовь к земле, любовь к природе, к лесам, полям, озёрам и рекам. Мы чувствуем, что мы любим этот Мир, эту землю. Мы горды этой любовью. Мы парим над этим миром. Мы и этот мир едины. Солнце, земля, травинка – всё едино, и мы тоже часть этого мира. Мир, простор – это мы. Мир, простор, земля, Солнце для нас и мы для него. На душе покой, счастье, согласие, любовь. Всё хорошо! Всё удачно! Всё получается!
4. «Путешествие в зимний лес».
Закройте глазки. Расслабьтесь. Ни о чём не думаем. Думаем только о том, что я говорю, слышим только мой голос. В голове никаких мыслей, есть только мой голос.
Итак, представьте себе: мы с вами в зимнем лесу. Мы с вами на поляне зимнего леса. Воздух чист и свеж. Вокруг тишина. Занимается чудесный день. На полянке мы, мороз, солнце. Утро морозное, утро чистое, утро светлое. Всё вокруг бело и светло от снега и солнца. Вокруг стоит тишина. Тишина поёт, поёт светом, поёт радостью, теплом. Поёт теплом и светом восходящего солнца.
Снежинки кружатся, падают вокруг нас. Снежинки ведут хоровод, а снежное царство зимы принимает нас в свои объятия. Тут и мороз. Он обходит свои владения, стучится, грозится, смеётся, и мы вместе с ним смеёмся, радуемся этому зимнему чудесному утру, восходящему солнышку. Лучи солнца яркие, ласковые освещают этот прелестный мир, мир покоя и счастья.
Вы чувствуете тепло Солнца на своём лице. Вы чувствуете его лучи. Вы чувствуете, как солнце освещает вас и проникает в вас. Освещает вас всех, всех, освещает вас изнутри, заряжая вас своим светом, своей силой, своим теплом, своей энергией.
Вы все сами маленькие солнышки. Маленькие солнышки, полные энергии и света. Вы наполняетесь этой солнечной энергией, её теплом, светом и силой. Вы чувствуете себя сильными, бодрыми, энергичными, умненькими. У вас всё хорошо, у вас всё получается. Вы сильные, вы энергичные. У вас всё получается. Вы готовы к работе. Откроем глазки и приступим к работе.
5. «Путешествие в страну «Математика».
(Тренинг целевой.)
Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие в хорошо знакомую нам сказочную страну «Математика». Наши добрые друзья, волшебные талисманчики, попали в беду. Злой колдун заточил их в замок. Нам надо поспешить к ним на помощь. Но для этого надо совершить очень трудное и опасное путешествие (показ плаката с рисунками путешествия). Мы должны прорешать реки примеров, горы уравнений, пройти лесные чащобы математических задач.
Итак, ребята, закройте глазки (включаю муз.произведение П.И.Чайковского «Времена года»). Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие, тремя командами, на сказочных корабликах.
Ветер надувает паруса. Волны плещутся о борт. Солнечные зайчики играют на голубой водной глади. Солнышко ярко, ярко светит! Мы сами стали солнечными зайчиками. Солнце наполняет нас, наполняет. Мы сами превращаемся в солнечные шарики. Солнечная энергия входит в нас, наполняет нас. Тело наполнилось энергией. Мы стали решительными, смелыми, умными. Мысли ясные и чёткие. Откройте глазки, начинаем работать!
6. «Путешествие в страну «Математика» на волшебном ковре – самолёте».
(Психотренинг.)
Ребята, мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие на волшебном ковре-самолёте. Только на ковре-самолёте можно преодолеть лесные чащобы задач, реки примеров, горы выражений и попасть на прекрасную лесную сказочную поляну, где нас ждут наши добрые друзья, палочки-выручалочки (включается музыка).
Итак, ребята, закройте глазки. Представьте себе, мы все – тремя командами, садимся на волшебный ковёр-самолёт.
- Мы взлетаем, поднимаемся выше, выше.
- Мы парим над землёй. Ярко светит солнце, небо чистое и ясное, вокруг нас цветы, бабочки, птицы.
- Мы пролетаем над голубой гладью озёр, над непроходимыми дремучими лесами, над высокими горами.
- Мы парим в голубом просторе неба.
- Мы растворяемся в лазурном, голубом просторе неба.
- Мы наполняемся солнцем.
- Мы наполняемся небом, светом, чистотой. Во всём теле ощущается прилив энергии, силы, бодрости.
- Мы стали сильными, умными. У нас всё получается. Мысли чёткие и ясные.
- Мы готовы к работе.
Откроем глазки, приступаем к работе!
7. «Путешествие в подводный мир, в страну «Русский язык».
(Психотренинг целевой.)
Ребята, мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие в страну «Русский язык». Для этого мы с вами погрузимся в волшебный подводный мир морской пучины на сказочной колеснице Посейдона. Чтобы благополучно добраться до берегов знаний, нужно преодолеть острые рифы орфографических ошибок, водовороты словосочетаний.
Итак, закройте глазки. Представьте себе, что мы тремя командами садимся в роскошную колесницу бога морей Посейдона. Колесница запряжена дивными морскими конями, с золотыми гривами, быстрыми, как ветер. Все морские существа, от мелюзги до чудовищ, с радостью выбираются из своих укрытий и приветствуют нас и своего господина.
Мы опускаемся, опускаемся всё ниже и ниже. Вокруг нас голубая толща воды. Нас окутывает тёплая, ласковая вода. Мы чувствуем себя, как рыбы, плавать приятно. Мы плывём над морским дном. Морское дно покрыто кораллами, морскими звёздами, золотистыми водорослями. Мы плывём, плывём стремительно, быстро, без усилий. Вода тёплая, ласковая, хрустальная. Мы сами становимся кусочками хрусталя в хрустальной воде.
Всё: вода, дно, рыбки, все мы наполняемся солнечными бликами, переливаясь на солнце всеми цветами радуги.
Мы наполняемся теплом, светом, солнцем, энергией.
Мы становимся сильными. Мысли стали чёткими, ясными.
Мы полны энергии.
Мы готовы к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
Методический материал....
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.
Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя. Виды рефлексии, методика и варианты использования....
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....