Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
учебно-методический материал на тему
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.1._seminar_lysenko_o.a.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
Из опыта работы Лысенко Ольги Анатольевны,
учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 с. Прасковея
Каждый ученик, переступив порог школы, стремится к успеху. Родители очень надеются увидеть своего ребёнка успешным и в учёбе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя мечтают о том же: об успехах своих учеников. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?
Об этой проблеме в образовании рассуждали многие педагоги прошлых лет.
К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" отметил: "Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам". В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Первой заповедью воспитания он считал дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Один из известных американских ученых, психолог Уильям Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. "Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни".
И многие наши современники, а именно Белкин А.С., Сластенин В.А., Цукерман Г.А., так же высказывают мысли о том, что "ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом".
Анализ опыта работы и результаты исследований других учителей позволяют мне утверждать: «Если ребенка лишить веры в себя, то трудно надеяться на его успешность в будущем». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут вселить в ребенка неуверенность и разочарование. Учитель должен дать ученикам возможность постичь радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Следует не только вести ученика к успеху, но и давать каждому школьнику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Прежде всего необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха»
С психологической точки зрения успех представляет собой переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - это то, что способен смоделировать учитель.
Организуя образовательный процесс, я стремлюсь дать возможность каждому ребёнку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Стараюсь создать условия для раскрытия способностей каждого ученика. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Необязательно все должны быть отличниками. Нельзя забывать, что каждый учащийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- устраняет тревожность, неуверенность;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Как же создать на уроке ситуацию успеха? Как дать каждому ребенку шанс проявить себя? Успешность ученика во многом зависит от учителя. Для создания ситуации успеха использую ряд технологических операций:
- Снятие страха. Это помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
- Авансирование успешного результата. Учитель выражает свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает школьнику уверенность в его силах и возможностях.
- Скрытое инструктирование обучающегося по способам деятельности. Это помогает ему избежать поражения, а достигается путем намека и пожелания.
- Внесение мотива. Данная операция показывает школьнику, ради кого совершается деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения.
- Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ученика в предстоящей или совершаемой деятельности.
- Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий, помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной части.
Моя педагогическая деятельность строится на основе системы методов, которые способствуют созданию условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Проявить индивидуальность, творчество, избавиться от чувства страха, почувствовать уверенность в своих силах дают возможность ученикам методы дифференцированного обучения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их по типу деятельности обучающихся:
- На базовом уровне;
- На повышенном уровне;
- Индивидуальный маршрут.
Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность второй группе обучающихся проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:
- на установление межпредметных связей;
- ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
- на сравнение и сопоставление;
- исследовательского характера;
- на расширение кругозора.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего на базовом уровне получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с третьей группой обучающихся по индивидуальному маршруту и осуществлять усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
К сожалению, часть обучающихся, работая самостоятельно, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах. Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Нередко перед учителями встает вопрос: «Когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?» Современные учебно - методические комплекты содержат широкий спектр заданий, направленных на организацию парной и групповой работы учащихся.
В таблице представлены некоторые варианты заданий для групповой работы на различных предметах
Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
Составление и решение задач по схеме | Составление слов по звуковой схеме | Составление плана | Составление плана сообщения на заданную тему |
Составление равенств из данных числовых выражений | Составление предложений по схеме | Чтение по ролям | Проведение опытов и наблюдений |
Составление и решение уравнений | Деление текста на логические части | Составление вопросов по содержанию текста | Работа над проектами |
Работа с деформированным предложение, текстом | Выразительное чтение произведения по цепочке |
Введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие и предоставляет возможность учащимся реализовать коммуникативные потребности. Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, а радость успеха закрепляется в их сознании, становиться источником проявления интереса к учебе.
Созданию ситуации успеха способствует сочетание проблемно-поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Творческие работы: сообщения, доклады, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций – таков арсенал творческих заданий.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
- развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
- воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
- повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе в рамках внеурочной деятельности, они отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Мне очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает, насколько успешно дети оценивают свои учебные достижения, поэтому применяю в ходе учебного процесса диагностику эмоционального состояния школьников. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, а также использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Для проведения рефлексии эмоционального состояния используются:
- карточки с изображением лица (грустного, веселого).
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
- «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика:
- «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
Для выявления уровня осознания содержания пройденного используется рефлексия содержания учебного материала. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы («сегодня я узнал…», «было интересно…», «было трудно…», «я выполнял задания…» и т.п.)
Необходимо акцентировать успех каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной деятельности. С этой целью использую портфолио достижений учащихся. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: «портфолио документов», «портфолио работ» и «портфолио отзывов». Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: «Успех ребёнка в школе сегодня — это залог его успеха в жизни!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....
Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника" с презентацией...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнолог...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Создание ситуации успеха на занятиях,как необходимое условие процесса обучения младшего школьника....