« Становление тьюторской позиции педагога в образовательном процессе школы».
статья по теме

     Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.     Согласно требованиям ФГОС в  образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организации обучения.

 

   В рамках поставленной задачи встаёт вопрос,   каким требованиям должен отвечать педагог  современной школы? Новые принципы образования требуют от  каждого учителя овладения и применения современных педагогических технологий и новых методов обучения.

"Тьютор» - в переводе с английского означает « наставник».

В статье рассказывается о том, как можно применить на уроке и во внеурочной деятельности тьюторство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Становление  тьюторской позиции педагога в образовательном процессе школы».

ГБОУ СОШ № 643

Санкт – Петербурга

     Согласно требованиям ФГОС в  образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организации обучения.

     Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.  

     В рамках поставленной задачи встаёт вопрос,   каким требованиям должен отвечать педагог  современной школы? Новые принципы образования требуют от  каждого учителя овладения и применения современных педагогических технологий и новых методов обучения.

      С 2010 года  коллектив нашей школы  работает над реализацией  экспериментального проекта по теме « Механизм тьюторского взаимодействия как организационно – педагогическое условие развития компетенций  субъектов  образовательного процесса  общеобразовательной школы».

     Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на конкретные запросы обучающихся и на базе этого помогать разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые послужили бы началом создания своего образа будущего. «Тьютор» - в переводе с английского означает « наставник».

   Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников  в образовательном пространстве для становления у них  устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Функции тьютора в нашей школе  сегодня выполняют учителя - т.е. те работники школы, которые в силу своих педагогических, психологических и человеческих качеств могут оказать необходимую поддержку в развитии, становлении личности и профессиональном выборе старшеклассников.

Тьюторы:
• содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся,
• осуществляют изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
• создают благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося,

 создают развивающую образовательную среду в рамках классного коллектива,
• способствуют развитию общения, осуществляют помощь школьникам в учебной деятельности, организуют досуговую деятельность,
• содействуют получению дополнительного образования учащимся через систему предметов дополнительного образования, кружков, секций,  организуемых в школе.

В поле зрения тьютора на ходятся основные компетентности, обеспе чивающие успешность учащегося:

  1. готовность к решению проблем;
  2. готовность к самообразованию;
  3. готовность к использованию информа ционных ресурсов;
  4. готовность к социальному взаимодей ствию;
  5. коммуникативная компетентность.

Тьюторское сопровождение строится на взаимоотношениях «тьютор – ученик»  как взаимодействие двух личностей. Позиция тьютора по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.

 Формы работы – индивидуальное, коллективное сопровождение. Форма организации деятельности обучающихся – образовательное событие, презентация, командное соревнование, конкурс, викторина, творческая мастерская и другие формы, соответствующие возрасту и интересам обучающихся.

Тьюторская деятель ность может быть реализована с помощью тех нологий:

  1. проектной технологии;
  2.  технологии работы с портфолио;
  3.  технологии консультирования;
  4.  тренинговой технологии;
  5. информационных технологий.

    "Умение учиться - это новообразование в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества", - так утверждает и автор книги "Введение в школьную жизнь" Г.А. Цукерман. Но для того, чтобы это учебное сотрудничество было плодотворным, нужны активные формы организации деятельности учащихся: работа в парах, группах, так как групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Не секрет, что ученик усваивает быстро и качественно то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Знания в этом случае актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Еще в "Великой дидактике" Ян Амос Каменский оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое. Л. Выготский указывал на то, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних процессов. Он предположил, что более высокий уровень возникает из взаимоотношений, диалога между людьми.

В содержании учебного комплекта "Школа 2100",  по которому работает наш педагогический  коллектив  уже  заложены активные формы деятельности учащихся: парная и групповая работа.

 Чем привлекательна групповая работа?! Что она дает каждому ребенку?!

1. Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса.

2. Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

3. Возможность обрести опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу учения: цель работы - планирование ее - рефлексия.

4. Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика.

 Например, на уроках русского языка, математики, окружающего мира указано в задании: выполняй задание в парах, группах. В группах выполняются исследовательские и поисковые задания, разыгрываются групповые ролевые игры, учащиеся выступают  исследователями при изучении нового материала.  Так на уроке окружающего мира в 4 классе по теме « Природные зоны. Степи» ребятам предложено изучить новый материал в форме исследования. Для достижения цели и задач урока ученики работали в группах: «Филологи», «Ботаники», «Географы», «Зоологи», «Экологи», «Этнографы». Для работы каждой группе   была предложена «Карта исследователя», в которой содержались рекомендации, как построить свою работу и какими дополнительными источниками  можно воспользоваться.

Организация групповой работы на уроке дело сложное, поэтому тщательно продумывала каждый этап. На протяжении всего урока,  велась совместная работа взрослого и детей, обсуждались цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и  её результаты.

Продуктом   совместной деятельности стали проекты каждой исследовательской группы.

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность, которая позволяет строить  обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом знании. В ходе работы над проектом младший школьник не всегда может обойтись без помощи взрослого. Но помощь эта должна быть так умело организована со стороны педагога, что ребенок должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Опытно-экспериментальная работа нашей школы построена как тьюторское взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Родители   являются такими же субъектами образования, как и ученики (их дети, внуки). Для работы в данном направлении мною разработана программа «Моя семья». Для начала мы с учениками  определили круг основных вопросов, на которые хотели бы ответить. Таким образом, каждый участник проекта составил для себя карту «Путешествия в мир моей семьи», определил основные направления своей дальнейшей работы.    

Цель совместной деятельности можно сформулировать так: воспитание гражданина на основе семейных традиций и опыта взаимодействия в семье.

    Вместе с ребятами мы решали следующие задачи:

  1. Организовать исследовательскую деятельность по проекту.
  2. Изучить историю своей семьи.
  3. Выявить семейные ценности, значимые для каждого участника проекта.
  4. Научиться эффективному взаимодействию в процессе реализации проекта.
  5. Создать «Копилку семейных ценностей».

 Участие в данных исследованиях помогли ребятам лучше узнать историю своей семьи, понять свою сопричастность к традициям своей семьи,  научили уважать родителей, заботливо относиться к младшим.

     К концу учебного года мы собрали большой и интересный материал, каждый ребенок создал свою «Копилку семейных ценностей» - альбом, в который были вложены  его творческие работы и диск с фотографиями и презентациями.

 Я, как тьютор по проектной деятельности, осваивала с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также поиск  вариантов и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.

 Мы считаем, что среди огромного количества имеющихся  педагогических технологий. тьюторство является  наиболее продуктивным подходом при котором педагог выступает не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько доверенным лицом школьника, и, через тьюторское сопровождение, обеспечивает становление его субъектности,  ответственности за  реализацию задуманного.

  Тьюторство должно стать частью жизни ребенка с первого класса, тогда у тьюторства в старшей школе и в сопровождении молодежи в их социальных инициативах будет та логика и та коммуникативная направленность, которая позволит добиваться высоких образовательных результатов.

        Никитина Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

Прохоренко Елена Михайловна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование кинезиологических упражнений в образовательном процессе школы VIII вида"

Доклад посвящен использованию кинезиологических упражнений в учебном процессе с детьми с легкой степенью умственной отсталости, направленных на развитие головного мозга через движение....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно начинаться уже в начальной школе.Одарённый ребёнок – это ребёно...

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

"Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик".

В данном материале говорится об использовании учителем-логопедом коррекционной школы  в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...