Творческий подход к проблеме личностно – ориентированного обучения
статья по теме

Банникова Наталья Олеговна

    Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих учеников создать представление о характере каждого из них, получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Статья в методический журнал

Творческий подход  к проблеме  личностно – ориентированного обучения


     Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к их обучению и воспитанию.
   Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих учеников создать представление о характере каждого из них, получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом.
   В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, так как сама проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер.
   Прежде всего, необходимо изучить личность младшего школьника. Это изучение я начинаю с первой встречи с будущим учеником. В своей работе использую следующие психолого - педагогические методики, которые соответствуют возрасту ребенка: «Друг из сказки», «Портрет моей семьи», «Рисунок несуществующего животного», анкетирование для родителей – «Портрет моего ребенка».
   Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него.
   Для учащихся стараюсь, чтобы каждый урок был интересным открытием, увлекательным путешествием, неиссякаемой радостью познания.
   Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игра, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости и обработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.
   Особое внимание уделяю подготовке к урокам. Заблаговременно решаю, как обеспечить усвоение программы всеми учащимися на протяжении 45 минут. Урок не может быть без раздаточного материала (карточки, перфокарты, памятки), без занимательных, игровых ситуаций, без индивидуальной работы.
   На уроках стараюсь создать доверительную атмосферу, деловые доброжелательные отношения.

Часто на уроках звучат ссылки на дополнительные источники знаний. У всех детей дома есть детские энциклопедии. И дети с удовольствием подбирают дополнительный материал к урокам чтения, трудового обучения, окружающего мира.
   Чтобы не сдерживать темпы развития, индивидуализирую учебный процесс. Каждый работает в своем темпе, в соответствии со своими способностями.
   Часто на уроках использую групповую работу. Считаю, что групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Применяю на своих уроках разные приемы и методики совместной работы с учащимися в парах. Это и взаимные диктанты, взаимопроверки, взаимообмен заданиями.
   Дети работают в парах  группах, объясняют, рассуждают. Сильные ученики становятся помощниками учителя в группах. Вместе с детьми выработали правила работы в группах:


Работать дружно, быть внимательным, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

Работать по плану!

Своевременно выполнять задание, доводить начатое дело до конца;

Качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала. (на уроках трудового обучения)

    Рационально и оптимально организованная индивидуальная, групповая коллективная деятельность раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубинному анализу, способность к сотрудничеству, коллективной работе.
   Личностно- ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. В своей работе я часто использую дидактические игры. Считаю, что дидактические игры- особенно – сюжетно – ролевые имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка. Так как ребенок берет на себя роль, действует, воображает, принимает решение, создает сюжет. Дети свободны в высказывании своего мнения. Например, на уроках окружающего мира проводила игры – диалоги, в теме «Осень» организовывали «Лесные собрания», дети играли роли зверей, рассказывали о том, как они готовятся к зиме.  Очень интересны игры – путешествия, которые проводили с использованием карты, глобуса, иллюстрации.
   Так же на своих в своей практике применяю нестандартные уроки. (урок – сказка, урок- исследование, урок – конкурс)
   Особо хочется выделить уроки – исследования, которые позволяют достичь большего объема выполняемых работ за один урок, ставить перед детьми цель, к решению которой каждый будет идти своим путем, здесь любой ученик, и слабый и сильный, мыслит, весь класс превращается в творческую лабораторию, все вместе совершают новые открытия.

Одна из главных задач учителя начальных классов – формирование самостоятельности мышления. Формирование умения самостоятельно работать происходит на уроке и в домашних условиях при выполнении домашнего задания.

Готовя любое задание для самостоятельной работы ясно представляю себе за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся, кому необходима индивидуальная помощь в виде памяток, схем, карточек, консультаций с сильным учащимся, учителем. Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверки, иногда сильные учащиеся проверяют работу слабых , взаимопроверка.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализую через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи.

Предлагаю ребенку задание отличающееся от заданий другим детям, подчеркиваю не недостатки, а стараюсь найти такие слова, которые не обидят ребенка, не выделят его отрицательно из коллектива «Ты таким интересуешься».

При организации домашней учебной работы, задания даю трем основным группам учащихся:
1 группа, дети медлительные, неповоротливые.
- задания направленные на развитие речи, приучение работать в заданном темпе, физические упражнения для преодоления медлительности. Рекомендую прочитать новый материал дома.
2 группа , живые, торопливые, нетерпеливые дети.
- упражнения на усидчивость- списывание, письмо по памяти, изготовление не сложных изделий из пластилина, прослушивание аудио кассет, с последующим пересказом.
3 группа, дети с полным разносторонним восприятием.
- задания развивающие и углубляющие склонности, и интересы ребенка, задания творческого характера.

Дифференцированное домашнее задание является логическим продолжением или материалом обобщения на уроке. Ученики каждый раз как бы упражняются в умении доводить начатое дело до логического конца.

При контроле и оценке деятельности ученика не исправляю допущенные ошибки, а только подчеркиваю слабым ученикам слово в котором допущена ошибка, а сильным ставлю «!» на полях, в строчке где есть ошибка. Тогда работа над ошибками состоит в том, что ребенок сам находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно ее исправляет.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно немногое:
признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Это я и старюсь реализовать в своей работе.






 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

Выступление "Дифференцированное обучение,как один из механизмов личностно-ориентированного обучения

На мой взгляд, сущность личностно – ориентированного урока состоит в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности....