Альтернативное образование vs Традиционное образование
материал

Заволодько Лариса Геннадьевна

Мое мнение об альтернативном и традиционном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2021_zavolodko_l.g.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативное образование vs Традиционное образование

        Сегодня российская школа переживает серьезные преобразования. Не успели отойти от привычной парадигмы знаний, умений и навыков и привыкнуть ФГОС второго поколения как на горизонте встречают нас новейшие стандарты третьего поколения. Стремительные изменения в традиционном образовании заставляют задуматься, а нужно ли обществу альтернативное образование?

        Каждый гражданин России обязан получить основное общее образование (статья 43 Конституции РФ). А вот в какой форме оно будет получено (в государственной, в частной школе или путём самообразования)- неважно. Главное, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). На них строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на всей территории России.

        В настоящее время традиционная система образования изменяется в сторону индивидуального подхода и проективного обучения, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и способствуют развитию творческой личности, способной самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности. Но методы традиционной школьной системы подходят не всем и на помощь приходит альтернативное образование. Что же это такое? Закон об образовании предоставляет родителям неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Альтернативное образование- это новый подход к получению знаний (нетрадиционный). Оно бывает разных форм.

         Итак, согласно статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получить образование можно либо в образовательной организации (школа, гимназия, лицей), либо вне образовательной организации. Обучение в контингенте школы возможно в очной, очно-заочной и заочной формах. Переход на заочную или очно-заочную форму обучения это и есть вариант альтернативного образования. В этом случае ребёнок числится в школе, но не посещает ее каждый день. За освоение программы и успеваемость отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик в свою очередь должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. Несмотря на то, что ученик «привязан» к школе, такая форма предоставляет определённую свободу. Родители сами выбирают, где и как ребёнок будет готовиться и сколько времени посвящать занятиям. Безусловно, на заочном обучении можно применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Но надо помнить, что в нашей стране дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования, это лишь способ организации учебного процесса.

        Не могу не вспомнить 2020 год- год испытаний для всех: и для учеников, и для учителей, и для родителей. А вот мотивированных к обучению детей дистант подтолкнул к саморазвитию (опять же это относится к старшеклассникам). И это здорово! Для основной массы детей отрицательных моментов было больше. Заставить себя самостоятельно учиться они не умеют или не хотят, а проконтролировать и направить родителям попросту некогда, в силу занятости их на работе. Тогда о каком качестве знаний может идти речь при таком обучении? Так случилось и с моим классом. Результаты четвертой четверти показали, что родители учат лучше. Но это далеко не так. Оценки мы ставили, по сути, родителям. В лучшем случае задания выполнялись всей семьей, в худшем- были списаны с интернета, на объяснение у родителей не хватало ни сил, ни времени. Все прояснилось, когда мы вернулись в школы. Дефицит общения, отсутствие самоорганизации сказались на дисциплине, а искажение результатов обучения на дистанте вылились в пробелы, отсюда падение качества знаний (в моем классе- 10%!). В случае перехода на заочную форму обучения, родители должны понимать, что просто обязаны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным.

        Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, есть еще один способ организации учебного процесса- это надомное обучение. Такие дети не могут посещать образовательные организации по состоянию здоровья, поэтому обучение организуется на дому или в медицинских организациях по образовательным программам. Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Он получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. Но по закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, это скорее всего вынужденная мера. Глядя на динамику в своей школе, к сожалению, просто не обойтись без надомного обучения. А значит, подобная альтернатива традиционному обучению просто необходима. Из года в год таких детей становится все больше. На данный момент у нас практически в каждом классе есть надомник.

        Учиться на дому можно по- разному. Вне образовательной организации предусмотрена форма семейного обучения (1-9кл) и самообразования (10-11кл). При семейном обучении чаще всего ребёнок учится дома, а за качество образования отвечают родители. Это наиболее свободная форма альтернативного образования. Она позволяет родителям выбирать программу, учебный план, пособия и ресурсы по своему усмотрению. Можно глубже изучить любимые предметы, подробнее останавливаясь на интересных ребёнку темах. Можно осваивать программу ускоренными темпами и замедляться там, где требуется. Для сдачи промежуточных и итоговых аттестаций необходимо поступить в контингент лицензированной и аккредитованной школы.

        Самообразование — это также форма получения образования вне школы, только для старшеклассников. Но как организовать процесс обучения дома? Рассчитывать на самостоятельность ребёнка не приходится (и дистанционное обучение это доказало). Существуют альтернативные школы (авторские, школы Монтессори, школы-парки и др.), но они все частные, достаточно дорогие и не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах. Решить такие проблемы возможно при наличии денег (на ментора, репетиторов), желания, упорства и высокого уровня самоорганизации как детей, так и родителей. Только таких семей единицы. Вот и получается, что такое альтернативное образование подходит далеко не всем.

        Все-таки какое образование более приемлемо для нашей страны альтернативное или традиционное? Альтернативные системы образования делают упор на свободу в обучении, глубже изучают любимые предметы. Конечно, это более привлекательно. Но в то же время родители сомневаются: Чему там научат? И поможет ли это стать их ребёнку успешным? Большинство родителей поддерживают все- таки традиционное образование, считая его наиболее правильным. И я разделяю с ними эту точку зрения. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи. Возможно, это то, чего нам не хватает и чего мы так ждем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.

В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....

Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"

Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике)  для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов  по теме "Технологии альтернативного образо...

Влияние инноваций в образовании на содержание образования

Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...

Аттестация 2024. 3.12. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

3.12.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышении качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период; федерального уровня –

3.12.Награды, поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личномвкладе в повышении качества образования (муниципального ирегионального уровня ...