Мастер-класс «Психолого -педагогическое сопровождение детей с академическими трудностями»
план-конспект
В мастер-классе рассматривается психолого - педагогическое сопровождение детей категории ДАТ.Формы работы с данной категорией детей направленные на повышение мотивации, стимулирования детей и развития познавательных процессов, активации мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Психолого -педагогическое сопровождение детей с академическими трудностями» | 28.21 КБ |
prezentatsiya_na_master-klass.pdf | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс «Психолого -педагогическое сопровождение
детей с академическими трудностями»
Выполнила: Тапайкина Любовь Герасимовна,
учитель начальных классов.
улус Тохой
2019 г
План:
- Дети категории ДАТ (о детях которые относятся к категории ДАТ)
- Психологические и педагогические причины.
- Приемы работы с детьми данной категории.
Ход занятия
Добрый день уважаемые педагоги!
-Тема нашего занятия «Психолого-педагогическое сопровождение детей категории ДАТ»
Тема актуальная т.к. всегда были и будут дети испытывающие трудности в обучении.
- Для начала определим какие же дети относятся к данной категории.
Дети категории ДАТ или дети с академическими трудностями – дети, которые испытывают трудности в процессе усвоения знаний и имеют поведенческие проблемы.
По статистическим данным:
19% постоянно допускают орфографические ошибки «неразвитость орфографической зоркости»;
14,8% испытывают трудности при решении математических задач;
13,5% испытывают затруднения при пересказывании текста;
10,2% плохо знают таблицу сложения (умножения); и тд.
По результатам обследования школ было выявлено, что доля обучающихся детей категории ДАТ в среднем по русскому языку составляет 14 %, математике- 13 %.
Выявлены следующие причины неуспеваемости обучающихся, при этом на разных этапах обучения причины могут быть различными:
1.Педагогические
2.Социально-бытовые
3.Нейрофизиологические
4.Психологические
Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность детей.
Физиологические причины: болезнь, общая слабость здоровья, болезни нервной системы.
Какие же педагогические, психологические и нейрофизиологические причины существуют у школьников с академическими трудностями?
К основным педагогическим причинам мы относим:
- Отсутствие дифференцированного подхода к детям;
- Недостатки преподавания отдельных предметов;
- Незнание и непонимание детей и их возможностей;
- Неумение стимулировать детей и использовать нужные для активизации методы обучения;
- Пробелы в знаниях;
- Необоснованный перевод в следующий класс.
- Причины, касающиеся родителей – отсутствие с их стороны любви к своим детям, недостаток заботы о них, бесконтрольность, безответственность.
Психологические причины:
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Неразвитость учебной мотивации;
- Плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности;
- Особенностями памяти (снижение объема памяти, трудности запоминания и воспроизведения);
- Нарушения внимания (трудности концентрации, распределения, переключения);
- Нарушения восприятия (зрительного и слухового восприятия и узнавания; зрительной и слуховой памяти);
- Нарушения метакогнитивных процессов -процессов, лежащих в основе внутренней организации и внешней реализации конкретного задания (планирование, выполнение, осуществление контроля и регуляции собственных действий)
- Несформированность умственных операций, недостатками в развитии высших психических функций (общим недоразвитием речи, наглядно-действенным и конкретным мышлением и пр.).
- Нарушения логического математического мышления (несформированность основных математических понятий, неправильное выполнение действий, взаимозамены действий, ошибки в вычислениях, несоблюдение алгоритма действий, ответы наугад)
нейрофизиологические причины:
- Функциональная слабость высшей нервной деятельности;
- Трудности в обучении, обусловленные нарушениями поведения вследствие дефицита внимания (гиперактивность)
- Низкий уровень мыслительной деятельности;
- Нарушение слуха, речи, зрения;
- Моторные нарушения (нарушение крупной и мелкой моторики);
- Логопедические причины.(нарушения устной и письменной речи, дисграфия, дислексия );
- Слабое физическое или психическое здоровье влияющее на работоспособность и устойчивость внимания.
Зная педагогические, психологические, психофизиологические причины трудностей в обучении детей мы конечно сможем определить какие трудности испытывает тот или иной ребенок. И с помощью диагностики и наблюдения за ребенком составить план работы с данным ребенком или группой детей данной категории. Что поможет в обучении детей. Возможные пути коррекционной деятельности это:
1.Диагностика причин трудностей в обучении.
2.Определение типа обучаемости.
3.Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности.
4.Составление программы помощи ученику с привлечением родителей.
5.Консультирование родителей по управлению самостоятельной деятельностью школьника.
6.Подбор упражнений, чтобы повысить выносливость, укрепить эмоционально-волевую сферу, развивать познавательные процессы.
7.Формирование адекватной самооценки и потребности в рефлексии (отслеживать протекание умственной деятельности, получать результаты, осознавать трудности).
8.Совместная работа психолога и учителя, направленная на определение статуса ребенка в классе и его повышение.
9.Нахождение компенсаторных возможностей школьника благодаря изменению мотивации учения, отношения к школе и выполнения ролей, способствующих формированию позиции учащегося
- Сейчас я предлагаю некоторые формы работы с данной категорией детей направленные на повышение мотивации, стимулирования детей и развития познавательных процессов, активации мыслительных процессов.
Закон Ожидания или Комплимент как технология
Бизнес-тренеры сформулировали одну очень простую мысль и, положив её в основу технологии, начали выращивать талантливых сотрудников из равнодушных к делу и неуверенных в себе людей.
Назвали эту методику «Закон ожидания». Прежде чем применять на практике закон, ознакомимся с ним самим.
Итак, закон ожидания гласит — мы получаем от жизни не то, чего хотим, а то, чего реально ожидаем.
Согласно теории, сами ожидания бывают 4-х видов, формируются из четырёх источников:
- Ожидания наших родителей от нас маленьких (и взрослых);
- Ожидания наших наставников и учителей;
- Наши личные ожидания от мира и людей вокруг нас;
- Наши ожидания от самих себя.
Но! практики, работая с ней и сделав на её основе методику, доказали одну чудесную вещь. При полном негативе в жизни человека — изменив только пункт №2 — «ожидания наставников», как сразу же:
а) негатив прошлого исчезнет,
б) личные ожидания сами перестроятся на позитив.
Наставником может быть кто угодно. Наставник — это доброжелательно настроенный к нам человек, который хочет, чтобы мы добились каких-то реальных успехов.
Принцип работы закона ожидания применяется на практике в выстраивании грамотного комплимента.
Технология грамотного комплимента
Грамотный комплимент — развёрнут во времени так, что охватывает собой 1) прошлое 2) настоящий момент 3) будущее. Грамотный комплимент — тотален и не оставляет лазейки для негативных мыслишек. Грамотный комплимент бьёт по трём временам грамматики одновременно.
Примечание:
Произнося грамотный комплимент, желательно закрепить его взглядом «глаза в глаза»
Вот пример неграмотного комплимента, для контраста. «Маша, какая ты у нас сегодня красивая». Что запускает этот комплимент? Он сразу запускает негативные мысли Маши о её прошлом и о её будущем. Слабенький это комплимент, его диапазон охватывает только настоящий момент времени. Но ведь большую часть своей жизни человек проводит в думах о прошлом и страхах за будущее! Что думает Маша, когда ей сказали такое? Она думает: «Да, сегодня я красивая. А в школе была — толстая. А через год я буду ли такой красивой?»
Грамотный же комплимент сразу обрубит возможность Маши думать скорбные думы, ибо наполнит собой все времена, доступные её разуму.
Матрица грамотного комплимента, запускающего Закон Ожидания
Итак, комплимент состоит из трёх частей. Каждая часть содержит ключевые фразы — некие постоянные. К ним мы подставляем требующиеся нам переменные:
- Ты сейчас только что сделал вот это: _______
- Я испытываю такие-то эмоции от этого _________
- Мне кажется ты скоро ___________
Пример: (Ты сейчас только, что решил задачу самостоятельно
Я испытываю чувства радости за твой успех
Мне кажется ты скоро сам будешь решать и более сложные задачи)
Несмотря на то, что это так примитивно, именно поэтому это срабатывает. Не срабатывает только, если говорящий неискренен и равнодушен к тому, для кого говорит.
Именно так хорошие родители нацеливают своих детей на победы.
Именно так грамотные лидеры растят себе команду.
Но списана эта технология с реальной жизни. Мы все пользуемся законом ожидания и этой дословной схемой.... Пользуемся неосознанно, да как! В повседневной жизни мы делаем то же, только с точностью до наоборот. Вслушайтесь в обрывки разговоров:
Вариант №1
1.Вчера ты не сделал домашнего задания.
2.Сегодня тоже самое.
3.Ты скоро будешь круглым двоечником.
Закон ожидания суров — если человек пребывает в неосознанном плавании по жизни без руля и ветрил, то ожидания сбываются как проклятия, как шаманский наговор. Если человек знаком с этой схемой и разбирается сам в своей голове — то чужие ожидания на него не влияют.
Сейчас предлагаю каждой группе в течении 5 минут составить комплимент пользуясь «Технологией грамотного комплимента» для детей испытывающих трудности в обучении.
1гр Для ребенка который плохо пишет, путает буквы при списывании, имеет слабое развитие мелкой моторики.
2гр Для ребенка имеющего низкий уровень учебной мотивации, несформированность познавательных интересов.
3гр Для учащегося имеющего пробелы в знаниях по русскому языку,
и двойки за контрольные работы.
-Давайте послушаем ваши комплименты. (заслушиваем участников)
Примеры:
1. Ты сейчас только что написал красиво букву «П»
2.Я очень рада этому успеху.
3.Мне кажется ты скоро научишься хорошо писать и другие буквы.
1.Ты сейчас только, что активно участвовал в решении задачи.
2.Я испытываю чувство удовлетворения от твоей работы
3.Мне кажется ты скоро будешь самым активным учеником в классе.
1.Ты сейчас только что показал хорошие знания темы…
2.Я испытываю радость от этого.
3.Мне кажется ты скоро будешь показывать хорошие результаты по русскому языку.
Одним из способов помощи данным детям является развитие умственных способностей и физического здоровья через выполнение кинезиологических упражнений, чем и занимается наука кинезиология. (выполнение упражнений).
Результаты действия данных упражнений конечно есть, но их достаточно сложно отследить. Возможно применение входной диагностики психолога и контрольной диагностики развития психических процессов. А вот действие технологии Грамотного комплимента не заставит вас долго ждать. Всем спасибо! До новых встреч!
Приложение 1
«Технология грамотного комплимента»
Задание: составить комплимент пользуясь «Технологией грамотного комплимента» для детей испытывающих трудности в обучении
1 группа Для ребенка который плохо пишет, путает буквы при списывании, имеет слабое развитие мелкой моторики.
1.Ты сейчас только что сделал вот это: ____________________________________________
2.Я испытываю такие-то эмоции от этого __________________________________________
3.Мне кажется ты скоро _________________________________________________________
«Технология грамотного комплимента»
Задание: составить комплимент пользуясь «Технологией грамотного комплимента» для детей испытывающих трудности в обучении
2 группа Для ребенка имеющего низкий уровень учебной мотивации, несформированность познавательных интересов.
1.Ты сейчас только что сделал вот это: _______________________________________________
2.Я испытываю такие-то эмоции от этого _____________________________________________
3.Мне кажется ты скоро ____________________________________________________________
«Технология грамотного комплимента»
Задание: составить комплимент пользуясь «Технологией грамотного комплимента» для детей испытывающих трудности в обучении
3 группа Для учащегося имеющего пробелы в знаниях по русскому языку,
и двойки за контрольные работы.
1.Ты сейчас только что сделал вот это: ______________________________________________
2.Я испытываю такие-то эмоции от этого ____________________________________________
3.Мне кажется ты скоро ___________________________________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в учебной деятельности
В презентации предложен опыт работы учителя математики и педагога-психолога...
Мастер - класс «Применение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения высоких результатов в обучении, соответствующих ФГОС.Задачи: 1. Повышение мотивации педагогов на ...
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении
Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обу...
Публичное выступление и мастер класс к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют"
Публичное выступление и мастер класс к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют"...
Сценарий мастер-класса для педагогов "Педагогическая мозаика"
Сценарий мастер-класса для педагогов «Педагогическая мозаика» по повышению эффективности работы по формированию читательской грамотности....
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...