Мастер-класс «Современные педагогические технологии»
статья
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Современные педагогические технологии»
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.
Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (Иоганн Генрих Песталоцци). Этот принцип я приняла за основу своей педагогической деятельности.
Технология проблемного диалога
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Цель: научить самостоятельно решать проблемы
Средства: открывать знания вместе с детьми
Например, урок русского языка по теме: Представление понятия «форма слова» (3 класс)
Читаю стихотворение о слове
-О чем прочитала стихотворение?
-Что вы знаете о словах?
-А что о словах мы ещё не знаем?
-Поставьте первую задачу на урок
слово ?
(открыть еще один секрет слов)
Лепка из пластилина
- Можем ли мы из одного кусочка пластилина сделать различные предметы?
-Что менял в наших руках кусочек пластилина?
-А может ли слово тоже изменять свою форму?
-Поставьте вторую задачу
(выяснить, может ли слово изменять свою форму)
форма ?
-Назовите тему урока
Форма слова
-Что же мы сейчас должны сделать, чтобы решить поставленные перед нами задачи?
-Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы попробуем за словами понаблюдать
III. Открытие нового
1. Наблюдение
дом большой
дома большие
домов большая
-Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова?
-Выделите части, которые указывают на различия в значении слов каждого столбика.
-Отметьте другие части слов, говорящие об одном и том же их значении.
-Какие два значения я имела в виду?
-Какое значение одинаковое: значение основы или значение окончания?
-А какое разное?
-Как мы назовем записи каждого столбика? (изменения слов)
-Что может происходить со словом?
-А как сказать по-другому? (изменять свою форму)
2. Чтение выводов
с. 57
-Где мы может проверить наши выводы?
-А что еще нового вы узнали из этих сведений?
-Вернемся к заданию: что же было записано в столбиках?
Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Я им предоставляю право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на уроке поощряется.
Таким образом, ученики приобретают позицию активного деятеля, а не созерцателя, воспитываются такие черты характера, как инициативность, уверенность в собственных силах, коммуникабельность.
Создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях - это основная идея технологии обучения в сотрудничестве. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса.
Принципы обучения в сотрудничестве
1. Я объединяю детей в группы (4-6 учеников). При этом в каждой группе есть «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Для развития коммуникативных умений состав групп меняю. Способы формирования групп могут разнообразные: по типу работы, по теме работы, по уровню сложности задания, по желанию и т. д.
2. Группе даю одно задание, но при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как мною, так и учениками внутри группы.
3. Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оцениваю не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.
Урок технологии: изготовление сервиза.
Урок чтения: составление диафильма к произведению Дж. Родари «Эти бедные привидения»
Урок окружающего мира: работа с энциклопедической литературой, поиск информации.
Урок математики: составляем и решаем задачи разными способами.
Игра «Интервью», развивает уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказаться по теме.
Для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы используется приём «Пчелиный улей» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например:
1 группа – отвечает на вопросы к тексту;
2 группа – используя текст, отгадывает кроссворд;
3 группа – заполняет таблицу (кластеры);
4 группа – придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.
В ходе взаимопроверки использую приём «Контролёр», когда один ученик выполняет задание, а второй наблюдает за ним, контролирует, комментирует ход выполнения задания, оценивает. Затем происходит смена ролей. При работе в паре происходит взаимообогащение школьников, т.к. они думают вместе, оспаривая друг друга, каждый получает возможность поразмыслить, сказать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося.
Портфолио может состоять из двух частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
· результаты обучения ученика по четвертям и за год;
· отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п.
· самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
· результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
· отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
· спортивные достижения учащихся;
· оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
По моему мнению, портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося. И таким образом учащийся осознает собственную субъектную позицию.
В своей работе активно применяю информационные технологии. С первых дней обучения учу детей работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.
Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:
- учебную литературу;
- энциклопедии;
- словари;
- справочники;
- средства массовой информации,
- Интернет.
Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, и сделать вывод.
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Природные зоны», «Полезные ископаемые», литературное чтение «Обобщающий урок по русским народным сказкам», К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».
Могу сказать, что урок, включающий слайды презентации вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы иногда не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Дети сами составляют презентации по той или иной теме урока: н-р по теме «Глобус – модель Земли» дети получили такое задание: можете выбрать любой из перечисленных объектов и найти дополнительные сведения в литературе или в Интернете (перед этим провела род. собрание о безопасном использовании сети Интернет). Подумайте о том, как будете представлять вашу информацию одноклассникам». Ребята готовят не только сообщения, но и презентации, защищают их.
Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, я не забываю заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов я считаю нецелесообразным. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, также малоэффективны.
Еще одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Это только небольшая часть того, что я использую на уроках.
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-178857-1516543569.jpg)
Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»
Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.Исследуя...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-862142-1480944496.jpg)
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-78228-1497503956.jpg)
Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"
Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055246-1536390740.jpg)
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-643248-1436249029.jpg)
Мастер - класс «Применение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения высоких результатов в обучении, соответствующих ФГОС.Задачи: 1. Повышение мотивации педагогов на ...
Мастер-класс "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
Из опыта работы.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27104115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 120px;"}}]]...