ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
статья на тему

Андриянова Елена Викторовна

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андриянова Е.В.

г. Липецк, МБОУ гимназия №1

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

“Всегда есть много причин ничего не изменять.
Но одна причина для изменений есть всегда –
желание жить лучше”.

Иванов А.В.

Настоящее время – это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать моим представлениям о современном образовании? Когда наступит его время? Думаю, что это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время. Ведь российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках. Содержанием современного образования занимается все сообщество, но основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.

Разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – это принципиально новый документ, необходимость введения которого – веление времени. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством, который должен отвечать на такие вопросы: ради чего учить?- чему учить?- как учить?- за счёт каких ресурсов учить? Стандарт - это новые учебники, новые педагогические технологии, новые методы обучения, новая система оценивания, и даже новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Таким как:

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской позиции в социуме;

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;

- предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения и навыки, специфические для данной предметной области.

Начальная школа – это старт для всего обучения. От того, какие знания будут заложены в начале пути, будет зависеть и дальнейшее обучение. Я работаю по новым стандартам три года, есть первые результаты – значит, можно сделать и первые выводы. Так, наметился поворот от школы передачи готовых знаний к школе, проектирующей творческое образование. В основе этого лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Усилилась роль преемственности подходов и принципов при внедрении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Значительно улучшилась материально-техническая база кабинетов начальных классов. Она полностью соответствует требованиям ФГОС. Подавляющее большинство педагогов нашей гимназии используют компьютер при подготовке своих методических материалов, проводят уроки в компьютерном кабинете, используют компьютер для фронтальной и индивидуальной работы на всех уроках. Мультимедийные технологии позволяют использовать различные виды информационного обеспечения: слайды, видеовыдержки, видиозадачи, видеоигры, видеотаблицы, видеопросмотры.

Деятельностный подход коснулся области воспитания и развития личности ребёнка. Главной целью воспитания сейчас является приобщение человека к ценностям.  Учитель стал более детально разбираться в мотивах детей и их родителей, в их ценностях. Чем ближе узнаёшь своих учеников и их родителей, тем проще с ними устанавливать контакт и мотивировать на совместную деятельность, а улучшение здоровья учащихся стало нашей общей заботой.

Если в прежнем Стандарте под образовательными результатами имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь проводятся диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Новым для нас является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

-самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по самостоятельной -рефлексии конкретной деятельности на уроке);

-представление и защита учебных проектов;

-результаты разнообразных внеурочных достижений учащихся.

Если до введения ФГОС применение системно-деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД.

 Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать продуктивную деятельность обучающихся, формировать их адекватную самооценку, а так же  учитывать динамику результатов обучения учащихся относительно самих себя, оценивая промежуточные результаты обучения.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик- активный участник образовательного процесса, умеющий мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. В связи с этим изменился облик нашей гимназии. Она стала местом не только обязательного образования, но и центром самоподготовки, занятием творчеством и спортом.

Теперь, в начальной школе, ребенок должен научиться не только читать, считать, писать, но и овладеть двумя группами новых умений. К первой - относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.  Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Ранее основными источниками знания были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Поэтому учитель должен понимать "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

 Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Он максимально использует возможности материально-технической базы, ИКТ – технологии. В соответствии с требованиями нового стандарта, учитель в короткие сроки освоил современную технику и образовательные технологии, сознательно выбирает УМК, научился разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвует в проектировании образовательной программы своего учебного заведения.

Межпредметное обучение по новым стандартам предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроках окружающего мира, музыки. Итогом этой деятельности становится проектная работа, результатом которой могут быть: видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления, презентации, поделки, рефераты, сценки и др.

Многое сегодня зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, обладает важнейшими профессиональными качествами: трудолюбием, ответственностью, работоспособностью, умением быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличивать свой авторитет в глазах учащихся, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Литература:

1. Буланова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические    технологии. Изд. центр «Март». Москва-Ростов-на-Дону. 2004.

 2. Волов В.Е. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007.

 3. Кольцова С.В. Статья: Что изменится в профессиональной деятельности с введением ФГОС, Сайт: Копилка для учителя, 2015.

  1. Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО “Образование для всех”: российское видение. – СПб, 2007.
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.
  3.  Мягченкова С.Ю. ФГОС глазами учителя, статья на сайте: Открытый урок 1 сентября, 2013.
  4.  Новикова Е.А. Инновации в учебном проектировании // Инновации в образовании. 2007.
  5. Орлова Т.В. Статья: Современное образование – взгляд изнутри, портал «О детстве», 2010.
  6.  Полат Е.С. Педагогические типологии XXI века. Тула. 1997.
  7. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. – СПб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

"Введение новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной статье представлениопыт работы по введению новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"....

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Самоанализ урока в связи с введением новых образовательных стандартов.

В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоан...

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....