Формирование учебной мотивации.
статья на тему
Статья, раскрывающая пути формирования мотивации учащихся второго класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование учебной мотивации.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации
во 2 «Б» классе
Учитель: Филатова С.В.
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Формированию мотивации в целом способствуют:
- общая атмосфера положительного отношения к учению;
- включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, формы работы);
- построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования
- образная, ярко звучащая речь, укрепление положительных эмоций в процессе учения;
- использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
- построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;
- развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
формирование учебной мотивации | |
в учебной деятельности | во внеурочной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок строится по определенной структуре:
- мотивация деятельности
- актуализация знаний
- постановка учебных задач (целей)
- открытие нового знания
- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- самостоятельная работа
- самопроверка по эталону
- рефлексия
Приёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока:
- мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми пословицы и поговорки.
С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную направленность на его включение в урок.
- актуализация знаний
- обращение к жизненному опыту ребёнка
- интеллектуальные разминки
- опора на имеющиеся знания
- постановка учебных задач (целей)
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы.
- открытие новых знаний
- создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
- наблюдение, сравнение, анализ
- построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;
- побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
- составление алгоритмов
- самостоятельная работа и самопроверка по эталону
- привлечение учащихся к оценочной деятельности
- формирование адекватной самооценки
- осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха
- рефлексия
- создание ситуации успеха
- анализ своей деятельности на уроке
- постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)
Кроме этого, на каждом уроке создаётся атмосфера эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).
Формированию учебной мотивации способствует курс «Мир деятельности» (МИД) для 1−4 классов, основной целью которого является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Одна из содержательно - методических линий курса «Мир деятельности» позволяет формировать умение учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.), что положительно сказывается на мотивации учащихся.
Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru. Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах. В этом году были созданы мультимедийные групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса:
- «Азбука полезных продуктов»
- «Дорожные знаки»
- «Русские народные загадки»
- «Я иду, шагаю по Москве»
- «Новогодние открытки»
Проект «Дорожные знаки» был отмечен на конкурсе «Ученик, дорога, улица» (2-е место в номинации «Образовательная практика безопасности»).
Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты). Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.
Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании передач школьного телевидения по теме «Самые-самые», участвуют в проектно-исследовательской деятельности (проект «Почему мы моем руки?»), работают над созданием мультфильмов («Осенние листья», «Варежка», «С днём рождения, любимая школа!», «Кролик, Дракончики и волшебная капуста», «Сказка о добром муравье»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации у младших школьников.
Три основные направления по формированию учебной мотивации...
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.
В презентации раскрываются вопросы мотивов учения школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....
Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников
В статье представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности. Какова задача педагога, чтобы ребёнок с интересом и желанием учился. Как по...
Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности
Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...