Выступление на МО "Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках "
методическая разработка (3 класс)
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_deyatelnostnyy_podkhod_v_os_shkola_2100.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-деятельностный подход
к обучению на уроках
в начальной школе
Нестерова Наталия Александровна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МОУ «СОШ № 84»
2017 год
Традиционно считается, что в школе “дают” знания, а ученики их “получают”. Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – потребителя с установкой: все должны ему “дать” (учителя, школа), а его задача только “брать”. Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать “богатства, которые выработало до него человечество” для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо. Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Поэтому я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Цель данной деятельности – создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным повышением уровня освоения ими содержания учебных программ.
Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:
- Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
- Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Все вышеперечисленное идеально сочетается с главной целью ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Живём в настоящем, думаем о будущем!
В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который
- обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
- владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
- привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
- усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
- толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
- эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
- способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Благодаря тому, что в основе «Школы 2100» лежат современные и эффективные методы образования и воспитания, нам удается достигать высоких образовательных результатов.
Принцип минимакса и его использование в Образовательной системе «ШКОЛА 2100»
Современен ли классический учебник, в котором содержатся все необходимые для усвоения знания?
В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний, используя которые можно было благополучно прожить всю жизнь. С подобной идеологией передачи опыта в виде знаний хорошо согласуется классическая педагогика: на уроке учитель сообщает готовые знания, а ученик их запоминает (Я. А. Каменский). Так и сложился образ классического учебника как книги, которая содержит именно те знания, которые необходимы обучаемому для жизни.
Знания или умения нужны школьнику в XXI веке?
Причины модернизации образования в России во многом связаны с переменами, происходящими во всем мире. Прогресс индустрии, создание всего необходимого для потребления обществом уменьшающимся количеством производителей, приводит в развитых странах к высвобождению людей. Уровень жизни благодаря научнотехническому прогрессу растет, что порождает спрос на информацию, образование, культуру. Поэтому большая часть высвободившихся от производительного труда людей занимается разного рода творческой деятельностью по обеспечению разнообразных потребностей общества (в науке, искусстве, рекламе, средствах массовой информации, разработке дизайна, политике и т. п.). Чем большее количество людей участвует в формировании и удовлетворении растущих потребностей, тем большую роль играет коммуникация, обмен информацией и оперативность ее поступления. В конечном счете все перечисленные обстоятельства сводятся к информационным проблемам.
Потребность в их решении порождает изобретение компьютера и глобальной сети «Интернет», использование которых предполагает серьезные требования к культуре пользователя. Необходимо грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужной человеку информации. Если нет готового ответа, то пользователь должен обладать навыками решения нестандартных задач. А таких в жизни современного человека становится все больше. Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т. е. информационной культуре.
Что нужно, чтобы овладеть информационной культурой?
Человеку необязательно все помнить, так как любую нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет:
- способность правильно сформулировать проблему;
- умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
- умение определить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;
- умение найти недостающую информацию;
- умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
- умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.
Именно эти умения мы развиваем с помощью проблемнодиалогической технологии.
Неужели знания теперь не нужны?
Убедившись, что всю нужную для жизни в современном мире информацию нельзя выучить, учителя и родители часто приходят к неправильному выводу, что в задачи современной школы не входит освоение знаний. Однако это абсолютно неверно
Для того чтобы найти и использовать нужную информацию, человек должен обладать системой знаний и умений (целостной картиной мира), которая будет ориентировочной основой для поиска, для того, чтобы верно определить его направление, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы. Таким образом, важны не знания сами по себе, а система знаний.
Почему мы открываем новые знания вместе с детьми
Для достижения новых результатов образования должен быть изменен и учебный процесс, и учебники, которые не столько должны содержать конкретные знания, сколько учить активно пользоваться заключенной в них информацией для решения проблем. Но для таких учебников требуется новая технология обучения – проблемно-диалогическая, которая позволяет развивать умения самостоятельного решения проблем и поиска информации уже при изучении нового материала.
Почему в наших учебниках так много избыточной информации
Все приверженцы Образовательной системы «Школа 2100» убеждены в необходимости знакомить учеников с реальной жизнью, а не со специально подготовленным и адаптированным ее описанием. Отсюда наличие уже в прописях широкой линейки, которая позволяет формировать почерк человека раз и навсегда; использование даже в начальной школе специально подобранных, но не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием литературы. Поэтому учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Что такое «принцип минимакса»?
Мы пользуемся общим для учебников «Школы 2100» дидактическим принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
Развороты темы «Притяжение Земли» в учебнике окружающего мира для 2-го класса
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то мы обеспечиваем с помощью этого принципа индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.
Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствуют формированию познавательных мотивов.
Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода может быть использована как универсальное средство проектирования уроков.
Цель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, самразвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.
Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода
1. Актуализация знаний.
Основные задачи учителя.
Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя.
Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
3. Этап планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
- определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания. |
4 этап. “Открытие” нового знания.
Основные задачи учителя:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
- формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
- овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. |
5 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи учителя.
Развитие общеучебных умений и навыков;
Развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
Овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах. |
6 этап. Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя.
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. |
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.
Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.
Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.
Для воспитания привычки “спрашивания” у учителя, я использую в работе в первом, втором классах задания, переворачивающие традиционную форму вопрос- ответ, которая существует между учителем и учащимися.
Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:
У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у “лидеров” неприятные черты характера.
- У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
- Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.( 1 класс – функции контроля, оценки; 2-3 класс – постановка задач (целеполагание, планирование действий на пути решения поставленной задачи.)
- Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со “стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.
Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).
Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:
- При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте еще не было. Значит детское сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.
- Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.
- Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо- неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.
- Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажаю вместе.
- При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Игра как средство обучения на уроках математики"
Данный материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам математики. Предлагается разнообразие дидактических игр, которые помогут сделать урок интересней и познавательней....
"Личностно - ориентированное обучение на уроках математики",выступление на ШМО.
Тема:"ЛОО на уроках математики"...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла
Представлен доклад на тему "Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла по профессии Повар, кондитер...
Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...
выступление на республиканской конференции "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Материал знакомит с сутью интерактивноего обучения, интерактивными методами....
Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе...
выступление на МО, презентация "Использование упражнений на уроках обучения грамоте".
Презентация " Использование упражнений на уроках обучения грамоте"...