Анализ технологий обучения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
Анализ новых технологий обучения, способствующих активной деятельности учащихся и сохранению их здоровья.
Подготовила: Ерышева Е.Н.
В последнее время становится понятной некоторая ограничен ность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффектив ного применения современных образовательных технологий.
Технология — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимо действия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Часто очень близко с термином «педагогическая технология» ис пользуется термин «методика», поскольку это понятие как совокуп ность конкретных действий педагога, наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако, методика описы вает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставлен ной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
В классификации образовательных технологий, которая навер няка, представлена достаточно условно, можно выделить следую щие группы.
- Технологии управленческой деятельности.
- Технологии организации учебного процесса.
- Технологии организации познавательной деятельнос ти учащихся.
- Технологии воспитательной работы.
- Частнопредметные технологии.
- Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.
- Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии.
Технологии управленческой деятельности — функциональная тех нология, технология программно-целевого планирования, инфор мационные технологии.
Технологии организации учебного процесса — это:
а) изменение структуры учебного заведения: школа адап тирующей педагогики,
агрошкола (самостоятельное общеобразовательное учреждение, функционирующее
в системе «школа — техникум — ВУЗ»), школа самооп ределения (например, сш № 734 г.Москвы, работающая на предположении, что каждый ребенок является в мир со своим предназначением), технология М. Монтессо-ри (педагогическая технология самостоятельного раз вития ребенка в специально организованной среде);
б) технологии селективной дифференциации: профиль ные классы, классы с углубленным изучением предме та, гимназии и гимназические классы, лицеи и лицейские классы;
в) технологии организации учебного процесса: техно логия Дальтон (первоначально называлась «Детскаяуниверситетская школа», была основана в 1919 г. аме риканским педагогом Хелен Паркхерст), технологи ческая модель индивидуального обучения, технологияпроектов;
г) технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических единиц, технология реализации умственных действий (реализа ции теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), технология перспективно-опережающего обучения, разработанная С.Н. Лысенковой.
Технологии организации познавательной деятельности учащихся-- это:
а) технологии личностной ориентации педагогическогопроцесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личнос тная технология Ш. Амонашвили, технологии развива
ющего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Да выдова (целостная система обучения);
б) технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые техноло гии, технологии проблемного обучения, технологии «Первый шаг» и «Шаг за шагом», технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированного обучения (технологии полного усвоения материала, блочные технологии, модульные технологии), технология коллективного способа обу
чения;
в) технологии элективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутри-предметной дифференциации и обязательного уровня
обучения.
Технологии организации воспитательного процесса — технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педаго гов и учащихся), игровая технология (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей ), техно логия проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).
Частнопредметные технологии — технологии интенсивного обу чения иностранным языкам, технология раннего и интенсивного обучения грамоте НА. Зайцева (базируется на представлении о том, что несформированность мозга ребенка компенсируется богатством и эффективностью восприятия информации органами чувств), тех нология преподавания литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина), технология Диалога культур, техно логия совершенствования общеучебных умений в начальной школе, технология на основе эффективных уроков (повышение эффектив ности обучения за счет логически и педагогически обоснованной организации работы учащихся в зоне их ближайшего развития), технология обучения математике на основе решения задач (измене ние уровня задач позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению учащихся), технология поэтапного обучения физике.
Коррекционные технологии — собственно коррекционные (при менение этих технологий позволяет ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготов ке учащегося), компенсационные (включение ребенка в обще ственную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые восстановлены быть не могут — слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индиви дуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здо ровье ребенка).
Среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии»,
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направ ления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагоги ки, которые рассматриваются как совокупность приемов и мето дов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — пла нирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако, уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица тельных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклоне ниями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Пе дагоги осознают свою причастность к ответственности за неблаго получие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими обра зовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть об разовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологи ческой (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школь ников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление — не совокупность лечебно-профилак тических мер, а форма развития психофизиологичес ких возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход — ос новное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. s
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обу чения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис пользовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образователь ные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития орга низма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Сопоставительный анализ раздела «Обучение грамоте» в программе «Школа России» и программе «Начальная школа ХХI века».
В статье представлен сравнительный анализ раздела "Обучение грамоте" в разных программах, методическое обечспечение, предъявление звуко-букв, УУД, способы реализации звукового аналитического - синтети...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте...
Комментарии
анализ педагогических технологий
В последнее время становится
анализ педагогических технологий