Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
материал

Цыбиктарова Тамара Доржиевна

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_podgot.docx430.36 КБ

Предварительный просмотр:









                     





     по совершенствованию навыков

звукового анализа

и обучению грамоте

Упражнение №1

Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву.

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.

Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел, уплыл, ускакать, слышу, поверну,


     

Упражнение №2

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый контролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, адрес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, дочка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.

В заключении упражнения ребенку предлагается самостоятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в конце.

                                                                                                                               

     Упражнение №3

Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв слитно, не прерывая голоса, который можно дополнительно контролировать с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу.

               АУ.   УА.   АУА.   УАУ.   УАУА.   АУАУ.

    ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формировать у детей слитность чтения, что особенно важно при переходе к соединению согласных букв с гласными.

Упражнение №4

Содержание: определить позицию звука И (начало, конец) в каждом слове, показать соответствующую схему.

Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки, хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги.





Упражнение №5

Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, сочетания из 2-х и 3-х знакомых букв.

            ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА.




Упражнение №6

Содержание: определить позицию звука К в каждом слове (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку следует самостоятельно вписать дополнительную букву К в выбранную схему.

Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк, холодильник, знакомый, сумка, кусок, кустик, кофейник, кактус, кукла, винтик, куры.

                                            Упражнение № 7

Содержание: прочитать слитно сочетания букв.

            АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК.



Упражнение №8

Содержание: определить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. При наличии 2-х звуков Т в слове, вписать ещё одну букву Т в выбранную схему.

Тополь, топот, туфли, бегемот, брат, буфет, такси, таблетка, охота, метка, автомат, бант, минута, нота, трамвай, паста, томат, балет, ворота, танк, самолёт, метла, куртка, торт.

                                   Упражнение №9

Содержание: слитно прочитать сочетания букв.

AT. ИТ. УТ. АУТ. УАТ. АИТ. УИТ. ИУТ. ИАТ.

Устно добавить к прочитанному сочетанию букв (до него или после) любые звуки, чтобы получилось слово.

Например: УТро, УТка, автомАТ, пирАТ, кИТ, кнУТ и  т.п.



Упражнение №10

Содержание: определить позицию звука П (начало, середина, конец) в словах, указать на соответствующую схему, при необходимости дописать в схему 2-ю букву П.

Пальма, поездка, укроп, грипп, тулуп, поднос, пыль, тропа, кепка, лопата, лампа, папа, павлин, суп, телескоп, павлин, покупка, храп, паста, папка, пальто, купать, сноп.





                                     

                                        Упражнение №11

Содержание: слитно прочитать сочетания букв, устно дополнить некоторые из них до целого слова.

              AП. УП. ИП. АУЛ. УАП. АИП. ИАП. ИУП.

Упражнение № 12

Содержание: определить позицию звука О (начало, середина, конец) в словах, выбрать соответствующую схему.

Ослик, очередь, окрик, пальто, кот, опера, гном, обувь, кино, давно, отпуск, обруч, орден, озеро, соль, стол, штора, остров, крот, смешно, далеко, венок, легко, тепло.




Упражнение №13

Содержание: произнести слова, выделяя голосом гласные звуки, соотнести каждое слово с одной из схем, объяснить свой выбор. К каждой схеме самостоятельно подобрать по 2-3 слова.

Урна, школа, указка, удочка, точка, корка, ищейка, иволга, штора, сойка, искра, изба, умница, улитка, игрушка, иголка, изюминка, уборка.





Упражнение№ 14

Содержание: определить позицию звука Ы в словах (середина, конец), указать на соответствующую схему.

Бык, тыква, лапы, лимоны, буквы, билеты, мыть, крыть, пальмы, тюльпаны, диваны, дым, краны, был, сыр, зубы, ленты.

Упражнение №15

Содержание: произнести слова, выделяя голосом начальный и конечный гласный звуки, подобрать к каждому слову одну из схем, объяснить свой выбор.

Удавы, антилопы, углы, избы, индейцы, урны, автобусы, ананасы, институты, игры, антенны, узоры, инструменты, ивы, астры, автоматы, искры, акулы.





Упражнение №16

Содержание: определить количество слогов в названии каждого животного (птицы, насекомого, зверя), а затем показать, на каком кораблике (с учётом количества труб) капитану следует перевозить пассажиров с волшебного острова.

Бегемот, крокодил, слон, тигр, лиса, волк, олень, лев, крот, мышь, сова, попугай, паук, ястреб, хобра, ворон, орёл, белка, улитка, жираф, удав, горилла, кенгуру, зебра.

Примечание: определять количество слогов можно с помощью хлопков, а также приложив руку к. подбородку и отсчитывая число движений нижней челюсти во время произнесения слова.

Упражнение №17

Содержание: определить позицию звука С в словах (начало, середина, конец), используя схемы, при необходимости дописать 2-ю букву С в соответствующую схему.

Садик, сова, абрикос, насос, поднос, глобус, фасоль, посуда, сосна, укус, овёс, косынка, лесок, сынок, ступенька, лиса, высота, лес, автобус, космос, свисток, оса, спуск, сыр, спрос, собака.

Самостоятельно назвать по 5 слов со звуком С в различных позициях.





Упражнение №18

Содержание: определить количество слогов в каждом слове со звуком С и подобрать нужный домик (по числу окошек) всем «жильцам».

Ступеньки, лес, свист, стук, стакан, автобус, овёс, нос, абрикос, песок, суп, сумка, сосна, плясун, косынка, фасоль, солянка, сосиски, троллейбус, усы, сок, сон, свет, снег, кекс, касса, гусак, самокат, колос.

Самостоятельно назвать по 5 «жильцов» (слов со звуком С) для каждого домика.

                                     Упражнение №19

Содержание: определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву.

     Примечание: помимо навыков звукового анализа, данное упражнение позволяет детям быстрее запомнить согласные буквы

                                  Ш  Р  М  Н  Л  С

-апка, -акета, -ожницы, -амолёт, -асточка, -аска, -алат, -ужа. -укавица, -учеёк, -оги, -агазин, -ампунь, -каф, -камейка, -ука, -апоги, -убашка, -амокат, -абота, -арик, -кола, -ампочка, -ужьё, -ожка, -окоть, -ышка, -алыш.

                                    Упражнение № 20

Содержание, определить гласный звук в середине каждого слова и показать к нему соответствующую схему. Дописать в каждую схему знакомые буквы, чтобы получилось слово.

Сор, суп, сын, мак, пар, рак, рот, сам, сыр, хор, шум, шут, шар, кот, ток, мох, мал, лак, лук, лом, жар, жук, зал, бак, дом, дым.




                                 Упражнение №21

Содержание: назвать все звуки по порядку в словах, показать к каждому слову соответствующую схему.

             Осы, ура, ива, уха, Ира, Ида, усы, умы, иду.

   У      Ы             И      А    О      Ы   У      А    И      У

                         Упражнение №22

Содержание: назвать все звуки по порядку в каждом ело-' ве, определить, какие слова соответствуют изображённым схемам.

Роза, ваза, дубы, жабы, куры, рука, лужа, шары, тазы, сода, норы, луна, косы, ноша, мука, сады, супы, совы.


 
О       А              А       Ы                   У       Ы                 У        А      


                                       
О         Ы
                                 

                               Упражнение № 23

Содержание: слитно, не прерывая голоса, прочитать об
ратные слоги, длительно произнести оба звука (гласный
и согласный).        

           AM. ОМ. УМ. ИМ. АН. ОН. УН. ИН. АР.

                ОР. УР. ИР. АЛ. ОЛ. ИЛ. УЛ.

                         

                          Упражнение № 24

      Содержание: слитно прочитать прямые слоги с согласными звуками, которые можно произнести длительно. При трудностях слияния тянуть первый (согласный) звук, пока не будет прочитана вторая (гласная) буква.

       

       МА. МУ. НА. НО. МЫ. МО. НУ. НЫ. ЛА. ЛО. ЛУ.

  ЛЫ. РА. РО. РУ. РЫ. ША. ШО. ШУ. СА. СО. СЫ. СУ.

                                   Упражнение №25

Содержание: слитно прочитать односложные слова, показать картинку, соответствующую прочитанному слову.

           

             ШАР. МАК. СОК. СЫН. СОМ. ЛАК. РАК.

            СЫР. СУК. СУП.

                                                  

                            

Упражнение №26

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука М (начало, середина, конец), подобрать слова (по 2-3) к каждой схеме.

Лимонад, мох, мыло, монета, крем, дом, лимон, зима, магазин, мотыга, сом, дымок, комната, музей, мука, гипопотам, шлем, гамак, замок, марля, муха, маска, гном, корм, Москва, грамм.

   __  __ __                      __ __                                  ___

Упражнение №27

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 3-х картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами.

собака             облако          молоток                  (сом)
     

шуба                утенок         маска                      (шум)
     

ножницы         ослик          санки                       (нос)
     

дом                  улитка         шапка                      (душ)
     

курица             облако        топор                       (кот)
     

лампа               облако        маска                       (лом)

шкаф                арбуз          ракета                      (шар)
     

сумка               утюг           кровать                    (сук)
   

 лампа             аквариум    курица                     (лак)
     

рыба               ананас          кот                          (рак)

Упражнение №28

Содержание: по слогам прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые можно произнести длительно. При раздельном (побуквенном) чтении тянуть согласный звук до тех пор, пока ребёнок зрительно не воспримет следующую букву и не произнесёт слог слитно. Объяснить значение каждого слова.

   РАМА. ЛАРЛ. МАША. ШУРА. ЛУНА. МАМА. ШАРЫ.           НОША. РАНА. РОМА. ЛУША. ЗАЛЫ. ВАЗЫ. РОЗА

СОВЫ.

                              Упражнение №29

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука X (начало, середина, конец). Подобрать к каждой схеме по 2-3 слова.

Хомяк, кухня, петух, хоккеист, хвоя, меховой, мех, рубаха, ухо, орех, хлопок, художник, охота, хворост, хрусталь, лопух, слух, пастух, яхта, луноход, пихта, хлеб, ходьба, кроха, конюх, страх, поход ник. хорёк, халат, папаха.
_____   ________________________________________________

Упражнение №30

Содержание: слитно прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые нельзя произнести длительно и поэтому более сложные для чтения. Объяснить значение каждого слова.

РОТ. КОМ. ПАР. ПОЛ. БАК. ДЫМ. ДОМ. БЫК. КОТ.

МУКА. РУКА. РЫБА. КУРЫ. НАТА. ТОМА.     CУПЫ.КОСЫ. ЛАПА. САДЫ. КАША.

Упражнение №31

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, с чередованием согласных и гласных букв. Объяснить значение каждого прочитанного слова.

БАРАН. БАТОН. БАНАН. ПУШОК. ШАЛУН. КУЛАК. КАМЫШ. ШАЛАШ. НАСОС. РЫБАК.  САЛАТ. ХАЛАТ.  СЫНОК. ЗАБОР. КУСОК. ШУРУП. ЗАКАТ.

Упражнение №32

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, содержащие 2 согласные буквы рядом.

БАНКА. БУЛКА. КОРКА. КАСКА. КАРТА. КУКЛА. КУСТЫ. ЛАПША. МАРКА. ПЫШКА. СУШКА. ШАПКА. СТАКАН. СТАНОК. КРАНЫ. КЛУБОК. СКАЛА. КРЫШКА. ТРАВА. ШКОЛА. ШНУРОК. ШКУРА. ТРУБЫ.

Упражнение №33

Содержание, слитно прочитать односложные слова, содержащие 2 согласные буквы рядом (наиболее сложный для чтения тип слов). Объяснить значение каждого прочитанного слова.

БРАТ. БАНТ. МОСТ. КРОТ. ТРОН. КУСТ. КОРМ. КРАН.   ПЛАН. СТУК. МРАК. ПАРК. ПОРТ. ТОРТ. СТОЛ. СТУЛ. ШТАМП. СТРАХ.

Упражнение №34

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

                            Упражнение №34

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

Маска       ослик      санки        туфли                          (мост)

Кошка     улитка    стол        труба                               (куст)

Коляска   розы       арбуз      ножницы                        (кран)

Торт       облако     рак          туфли                             (торт)

 

Труба      аквариум     нож     колокольчик                (танк)

Собака    топор      утюг      лампа                               (стул)

                                          Упражнение №35

Содержание: прочитать слова, написанные одинаковым шрифтом.

      ШCА УРП

   КМ О АТ К

 

                                      Упражнение №36

Содержание: прочитать слова, расположив буквы по величине (от самой высокой к самой низкой).

           

 УКЫР              ОМТС

УАКМ             АЫМР

ТУКС              ТРБА

АРКУ          АЫШР

 РТТО          РКНА

                    Упражнение №37

 Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ширине (от самой широкой к самой узкой)

        УАБШ

 ЫЛПА

ЫЗБУ

АПЛИ


 

 
     

        Упражнение № 38

Содержание: подобрать к каждому слову соответствующую схему (чёрный квадрат — гласный звук, белый квадрат — согласный). Объяснить свой выбор. Назвать количество гласных и согласных звуков в слове, число слогов, а также перечислить все звуки по порядку.

Банан, банка, груша, споры, лапша, мышка, кулак, кусок, маска, норка, салат, шалаш, халва, труды, шкафы, школа, паста, рыбак, насос, шуруп, кусты, скала,-стужа, грозы, полка, забор, дымок.





                                         Упражнение №39

Содержание, назвать все звуки по порядку в словах, подобрать к каждому слову соответствующую схему (белый квадрат — согласный звук, чёрный квадрат — гласный звук), объяснить свой выбор.

Воск, брат, шрам, холм, торт, порт, клык, спорт, штамп, штык, парк, крот, рост, гром, воск, куст, стол, план, мост, флот, корм, врач, двор, бант, прут, квас, волк.

                         Упражнение №40

     Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах.

                                                                                  (кот, мак, шары)





                                                                        (рак, нос, рука)









                                                                         (сын, луна, ком)

                          Упражнение№41

Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах.








                                                                (стул, рыба, лук)
















                                                             
(роза, сыр, суп)

                        Упражнение№42

Содержание: сначала прочитать слова, написанные в больших геометрических формах, затем — в маленьких.

                    

                                                                               (слон, кран)









                                                                                    (волк, бант)

Упражнение № 43

Содержание: составить из букв слово и отгадать— что спрятано в нарисованном предмете.


   

                   

                          Упражнение№45

Содержание: используя буквы-подсказки, определить -что следует вписать в каждую геометрическую форму. Написать буквы, прочитать получившиеся слова.



























                                     
 Упражнение №46

 Содержание: поменять буквы в словах так, как подсказывают цифры. Прочитать получившиеся слова.
                    4   3  1  2                   3   2   1  4    5

            КУСТ          ПАЛКА
                   

                     3   2   1                       3   2    4  5   1
           КОТ             КУЛАК
                 

                     3  4    5   1   2             4   2   3  1
           ТКАНИ       ПАРК
                 

                     3    4    5     1   2          3   2   1  4
           МЫШКА    ЛИСА
                   

                     3    2   1                        3   2   5  1   4
           НОС             БАНКА

                         

                              Упражнение №47

Содержание: вспомнить — какие звуки издаёт каждое из животных, изображённых на картинках. Прослушать стихотворение:

Каркал ворон: «Я — Макар, в этом мире всё на КАР. КАРнавал, КАРман, КАРтуз, КАРамель и КАРапуз». Ох, хвастун же ты, Макар! Ну а что ещё на КАР — ?

Написать общее начало слов, объединённых одной картинкой. Прочитать получившиеся слова.



                          Упражнение №48

Содержание: вспомнить предлоги и отгадать ребусы. Записать получившиеся слова.



                      Упражнение №49

Содержание: вписать любые буквы в свободные клеточки так, чтобы получились слова.

   
                         Упражнение №50

Содержание: вписать буквы в свободные клеточки кроссворда.

                           

                           Упражнение №50






































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СЛОВА ДЛЯ ПОЛНОГО ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ.

Примечание: схемы изготавливаются из цветного пластика или картона. Слово изображается длинной полоской, например, коричневого цвета, слоги — короткими жёлтыми полосками, согласные звуки — синими квадратами, а гласные звуки — красными квадратами. При анализе слов в домашних условиях ребёнок пользуется схемой, сделанной родителями, для групповых занятий логопед, помимо индивидуального комплекта каждому ребёнку, изготавливает дополнительно демонстрационный вариант схемы увеличенного размера.

1 группа слов (односложные слова, состоящие из закры-
того слога): СХЕМА              
                                               _________________      

бак, бык, бок, вар, вол, ваш, гол, гам, гул, дар, дым, дом, душ, жук, зал, ком, кот, лом, лак, лук, мак, мыл, иос, наш, пар, пух, пол, рак, рот, сам* сок, сон, сыр, сын, ток, тук, хор, шум, жар.

 2        группа (двусложные слова, состоящие из открытых

слогов): СХЕМА            

                     __________________

ванна, ваза, вата, вазы, губы, .жара, жаба, зубы, куры, каша, козы, каша, лапа, Луша, Лара, луна, Лора, Маша, мама, мука, ноги, норы, ноша, наша, Паша, пары, папа, рама, роза, раки, розы, рыбы, рана, рука, сады, совы, супы, Саша, сода, сушу, тазы, Тома, шары, шуба, Шура, шаги.

     3        группа (двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов): СХЕМА

                                                                       
                                                                     
                                                                     

банан, баран, батон, вагон, гамак, газон, дымок, диван, дубок, запах, замок, забор, завал, загон, загар, кулак, кусок, кивок, камыш, кабан, казак, лаваш, пушок, насос, рыбак, рывок, судак, салат, сынок, табун, халат, шалаш, шумим, шуруп, шалун, шагал.

4 группа (двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов): СХЕМА      

___

                   

банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка, санки, сушка, сосны, туфли, тапки, тайна, точка, форма, халва, чашка.

5 группа (двусложные слова со стечением согласных зву-
ков в начале): СХЕМА        

 

блуза, грозы, врачи, враги, груша, знаки, знали, брала, Клава, крыса, крыша, круги, краны, пруды, труды, рвали, тросы, трусы, травы, трубы, тропы, стоны, слива, спица, стужа, стали, споры, Слава, скала, спина, шкафы, школа, штука, шкура, шпага, шпалы.


6        группа (односложные слова со стечением согласных
звуков): СХЕМЫ  

болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп, спор, спорт, стук, стоп, торт, трос, тост, трон, холм, флот, шкаф, шарф, шрам, шланг, штык, штамп.

                               ПРИЛОЖЕНИЕ №2

           СОЧЕТАНИЯ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ
                    ВЫКЛАДЫВАНИЯ  ИХ ИЗ БУКВ

                 РАЗРЕЗНОЙ (МАГНИТНОЙ) АЗБУКИ
         

 

Примечание: данный текстовой материал даётся в дополнение к словам из Приложения №1 после овладения его выкладыванием. Буквенное изображение всех словосочетаний не расходится с произношением, что, несмотря на постепенное нарастание сложности, соответствует реальным возможностям детей данной категории. Кроме того, выкладывание лексических элементов, содержащих большое количество стечений согласных звуков, а также чередований их оппозиционных вариантов, способствует предупреждению нарушений письма у дошкольников.

Наш домик. Наша квартира. Сушу шорты. Катина шуба. Ромина куртка. Палка сломана. Струны гитары. Строим мост. Стол сломан. Старушка устала. Картина упала. Мартышка прыгала. Улитка ползала. Пастушок спит. Раскаты грома. Народы мира.

Мама мыла пол. Папа пилил дрова. Ната гладит рубашку. Саша варит картошку. Шура солит салат. Бабушка купила торт. Рома дал булку брату. Жора пилил доски. Кошка лакала суп. Мама сажала кусты. У жука сломана лапка. У пса плошка пуста. Мара нашла кошку. Кран сломан. У пруда ходит утка.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

                            ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ

Примечание: данный текстовой материал даётся в дополнение к Приложениям №1 и №2, когда его написание усвоено ребёнком. Слова, предложения и рассказы пишутся в отдельной тетради печатными буквами под диктовку взрослого (слова произносятся целиком, а не побуквенно). Если в предложении имеется предлог, его значение и раздельное написание оговариваются заранее.

Избушка. Карнавал. Игрушка. Кукушка. Скакалка. Кармашки. Карандаш. Катушка. Рубашка. Клара. Стишок. Рубанки. Рыбалка. Сушка. Квартира. Стаканы. Улитка. Работник. Бабушка. Пастушок.

Наша кошка умна. Маша упала. Кошка и крыса. Жарим сырники. Бабушкины пышки. Карман с платком. Мама шла на базар. Рыба сом с усами. Банка с грибами. Два стакана. Сосны у гаража. Два барана у забора. Два глаза у рыбы. Салат из капусты. Рукава у рубашки порваны. Лара ставит лампу на стол.

Пастух пас быка. Старик ходит в магазин. Лара ставит лампу на стол. Маша крутит прыгалку. Кошкина плошка у дивана. У забора два куста. Калитка раскрыта. У рыбы два плавника. Вова шагал на рыбалку.

Сумка с булками. Кошка Мурка ловит крысу. В окнах видны лампы. Саша заснул у палатки. Рома шагал в школу. Наташа жарит картошку. Кролики грызут капусту. Наташа кормит кролика. Шкаф с шубами закрыт. Лара нашла ландыш.

     

  ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СТИХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ     ЗРИТЕЛЬНЫХ    ОБРАЗОВ БУКВ

Примечание: в стихах внешний вид буквы соотносится с предметом, имеющим сходную форму. Кроме того, для запоминания в текст вводятся слова с аналогичным звуком, что дополнительно способствует закреплению зрительного образа букв, которые расположены в порядке их изучения на занятиях (авторские тексты совмещены со стихами С.Маршака, С.Михалкова, А.Шибаева и др.)

У.     Чьи-то два Ушка видны У дорожки... Может быть, это Улиткины рожки?

А.     Вот буквА вроде шАлАшА, не правда ль, буква хорошА.

     И.           Я калИтку мастерИл, верх из трёх дощечек сбИл, сколько здесь дощечек? ТрИ! А какая буква? И!

Ж, К.   Буква Ж и буква К — целый ЖуК и полЖуКа.

Т.         ВоТ Так Топорик у сТула сТоиТ, мастер теперь ТабуреТ смастериТ.

     П.       Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали, на хоккее и в футболе буква П — ворота в Поле.

О.        О — как Обруч, захочу — по дороге покачу.

     Ы.         УвЫ, бедняжка буква Ы. И ходит с палочкой, увЫ.

С.         Сыра вкуСного куСок или тонкий пояСок.

 3.         Спину выгнула Змея: «Вроде Завитушки Я!».

Ш.      Три Шипа, а снизу палка, чьи-то Шины очень

жалко!

Н.       Вот Носилки Носят дети, Нам НужНы Носилки

эти!

      М.      Москвичам известно всем - где Метро, таМ буква М.

     

В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте
  Источник: Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте»
М. 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников

Презентация "Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников"  скачать...

Презентация к ЦОР: "Формирование навыков звукового анализа и синтеза."

Цель:  предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему...

«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»

         Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...