Деятельностный подход в образовании
статья по теме
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Э.И.
учитель первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №13» г. Набережные Челны
Деятельностный подход в образовании
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе… Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Мы ещё не осознали всех возможностей реализации сложной, современной интерпретации деятельностного подхода, но если представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современенным и динамичным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов...
Деятельностный подход в образовании
Презентация по теме: "Деятельностный подход в образовании"...
Системно-деятельностный подход в образовании
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...
Материалы к семинару "Деятельностный подход в образовании"
Презентация и материал к выступлению на семинаре по теме"Деятельностный подход в образовании"...
Системно - деятельностный подход в образовании
Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который главным образом ориентируется на предметную (практическую) деятельность младших...
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности.
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности....
Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...