Материалы к семинару "Деятельностный подход в образовании"
учебно-методический материал по теме
Презентация и материал к выступлению на семинаре по теме"Деятельностный подход в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.rar | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Китайская пословица
В этой пословице заключается вся сеть деятельностного метода в обучении.
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Сам процесс учения должен быть творческим.
Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации необходимо эффективно использовать в работе активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично - поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.
Технология деятельностного метода
Как человек учится чему-либо?
- Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
- Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал.
- Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
- Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникаетмотивация к этому действию.
- Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Преимущества деятельностного подхода
- У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
- может применяться при изучении любого предмета;
- органично сочетается с различными современными образовательными технологиями;
- обеспечивает включение детей в деятельность;
- создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе индивидуальной, совместной, коллективной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовании
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через станда...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов...
Деятельностный подход в образовании
Презентация по теме: "Деятельностный подход в образовании"...
Системно-деятельностный подход в образовании
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...
Системно - деятельностный подход в образовании
Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который главным образом ориентируется на предметную (практическую) деятельность младших...
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности.
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности....
Выступление на городском семинаре "Деятельностный подход в обучении решения задач на движение"
Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении. Показать на конкретных примерах, как учителя могут использовать деятельностный подход при обучении решения задач на движение....