Материалы к семинару "Деятельностный подход в образовании"
учебно-методический материал по теме

Глазкова Светлана Леонидовна

Презентация и материал к выступлению  на семинаре по теме"Деятельностный подход в образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому,

 и я научусь.

       

  Китайская пословица

В этой пословице заключается вся сеть деятельностного метода в обучении.

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.

Наибольшее распространение  получила «технология деятельностного метода обучения».  

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

Сам процесс учения должен быть творческим.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

        Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации необходимо эффективно использовать в работе активные  методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично -  поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.                

Технология деятельностного метода 

        Как человек учится чему-либо?

  1. Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
  2. Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал.
  3. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
  4. Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникаетмотивация к этому действию.
  5. Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

  1. Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
  2. Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
  3. Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который   включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
  4. Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

        

Преимущества деятельностного подхода

  1. У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
  2. формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  3. возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
  4. может применяться при изучении любого предмета;
  5. органично сочетается с различными современными образовательными технологиями;
  6. обеспечивает включение детей в деятельность;
  7. создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе индивидуальной, совместной, коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в образовании

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через станда...

Деятельностный подход в образовании

Презентация по теме: "Деятельностный подход в образовании"...

Системно-деятельностный подход в образовании

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...

Системно - деятельностный подход в образовании

Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который  главным образом ориентируется  на предметную (практическую) деятельность младших...

Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности.

Деятельностный подход в образовании, как  главное  условие развития  личности....

Выступление на городском семинаре "Деятельностный подход в обучении решения задач на движение"

Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении. Показать на конкретных примерах, как учителя могут использовать деятельностный подход при обучении решения задач на движение....