Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе
статья на тему
Понятие «педагогическая диагностика» существует столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Если педагог был заинтересован в своей работе, то всегда пытался определить и результаты своих усилий. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала во многом свои методы и образ мыслей у психологической диагностики.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
- внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
- определение пробелов в обучении;
- подтверждение успешных результатов обучения;
- планирование последующих этапов учебного процесса;
- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
- улучшение условий учебы.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения)/Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года.
Одним из видов такой диагностики является диагностика адаптационного периода (1 класс – сентябрь – декабрь). (Приложение 1). ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностическое сопровождение учащихся начальной школыdoc | 597.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта адаптационного периода ученика (цы) 1 класса __________________________________________________
№ П/П | ПАРАМЕТРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ | МЕСЯЦ | |||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
Особенности учебной деятельности | |||||
1. | Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в ходе решения | ||||
2. | Ставит перед собой конкретную цель и добивается ее решения | ||||
3. | Понимает требования учителя и старается их выполнять | ||||
4. | Старается преодолевать трудности, возникающие на уроке | ||||
5. | На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания | ||||
6. | Отделяет существенные свойства от несущественных | ||||
7. | Связно рассказывает о событиях своей жизни | ||||
8. | Ориентируется в основных понятиях времени | ||||
9. | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания | ||||
10. | Способен выделить основной вопрос в задании и определить пути выполнения задания | ||||
11. | Простейшие мыслительные операции может осуществлять без опоры на наглядность | ||||
12. | Умеет пересказать содержание своими словами | ||||
13. | Связно выражает свои мысли | ||||
14. | Имеет достаточный словарный запас | ||||
15. | Пишет разборчиво, выполняя требования к письму | ||||
16. | Точно обводит контур, рисует мелкие детали | ||||
17. | Сохраняет работоспособность в течение урока | ||||
18. | Работает в одном темпе с классом | ||||
Особенности поведения и общения | |||||
19. | Активен в общении, сам выбирает партнеров | ||||
20. | Не провоцирует конфликты, не бьет первым | ||||
21. | Имеет постоянных приятелей | ||||
22. | Может обратиться с просьбой к учителю | ||||
23. | Уважителен с учителем, соблюдает дистанцию в общении | ||||
24. | Прислушивается к замечаниям, выполняет их | ||||
25. | Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня | ||||
26. | Не списывает домашние задания | ||||
27. | Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения | ||||
28. | При ответе у доски контролирует движения тела | ||||
29. | Владеет собой в ситуациях, когда необходимо молчание, сосредоточенность или ограничение движений | ||||
30. | Контролирует свои эмоции | ||||
31. | На уроке проявляет свои знания, активен | ||||
32. | Проявляет заинтересованность в получении новых знаний | ||||
33. | Самостоятельно добирается до школы | ||||
34. | Умеет пользоваться школьным буфетом | ||||
35. | Способен справиться с дежурством класса | ||||
Отношение к учебной деятельности | |||||
36. | Редко пропускает занятия | ||||
37 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | ||||
38. | Имеет все необходимые школьные принадлежности | ||||
39. | В меру переживает критические замечания учителя | ||||
40. | Усваивает школьную программу |
Индивидуальная и сводная карты адаптационного периода выглядят одинаково. Разницу составляет лишь заполнение карты. При заполнении индивидуальной карты в пустых графах ставятся знаки + или – («+» - да, «-» - нет), а при заполнении сводной карты по классу в пустых графах указывается количество человек, соответствующих данному параметру. Затруднение составит лишь подсчет первого месяца диагностирования. Далее можно фиксировать лишь изменения в количестве человек по каждому параметру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Русский язык_____________________________
Параметры/уровни | Низкий | Ниже среднего |
Средний | Выше среднего | Высокий | |||||
Оформление предложения. | ||||||||||
Восстановление деформированных предложений | ||||||||||
Пропуск, замена, перестановка букв. | ||||||||||
Перенос слов. | ||||||||||
Ь – показатель мягкости. | ||||||||||
Гласные после шипящих. | ||||||||||
Б. буква собственных имен существительных. | ||||||||||
Ь – разделительный. | ||||||||||
Ударение. | ||||||||||
Двойные согласные. | ||||||||||
Парные согласные. | ||||||||||
Проверяемые безударные гласные. | ||||||||||
Написание непроверяемых. | ||||||||||
Звуковой анализ слова. | ||||||||||
Предлоги. | ||||||||||
Главные члены предложения. | ||||||||||
Каллиграфия. |
Математика _____________________________
Параметры/уровни | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |||||
Вычислительные навыки | ||||||||||
Сложение и вычитание в пределах 10. | ||||||||||
Сложение и вычитание с переходом за 10. | ||||||||||
Сложение и вычитание в пределах 100. | ||||||||||
Таблица умножения и деления. | ||||||||||
Умножение и деление с «0» и «1». | ||||||||||
Письменная нумерация чисел. | ||||||||||
Порядок выполнения действий. | ||||||||||
Задачи. | ||||||||||
Простые на сложение и вычитание. | ||||||||||
На разностное сравнение на ?, во ? раз. | ||||||||||
Простые на умножение и деление. | ||||||||||
Задачи на нахождение уменьшаемого. | ||||||||||
Задачи на нахождение вычитаемого. | ||||||||||
Составные на сложение, вычитание, умножение и деление. | ||||||||||
Геометрический материал | ||||||||||
Построение заданных геометрических фигур. | ||||||||||
Построение чертежа отрезком. | ||||||||||
Соотношение между единицами длины. |
Чтение _____________________________
Параметры/уровни | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |||||
Темп чтения. | ||||||||||
Соблюдение знаков препинания. | ||||||||||
Правильность. | ||||||||||
Способ чтения ( букв, б + слог, слог, слог + цел. сл. , цел. сл. ) | ||||||||||
Знание букв (гласных и согласных). |
Эти диагностические карты по основным предметам, как индивидуальные, так и сводные, выглядят одинаково. При заполнении индивидуальной карты в пустых графах ставятся знаки + или – («+» - да, «-» - нет), а при заполнении сводной карты по классу в пустых графах указывается количество человек, соответствующих данному параметру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица фиксирования результатов контрольной работы по математике в(о)______ классе учитель ____________________
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Код учащегося (его номер в классном журнале) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||
Способность: «5», «4», «3», «2», «0». | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Допустили ошибки в мат. диктанте | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Правильно решили задачу №1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | - ошибки в ходе решения задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | - ошибки в вычислениях | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Правильно решили задачу №2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | - ошибки в ходе решения задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | - ошибки в вычислениях | ||||||||||||||||||||||||||||||
Допустили ошибки в решении примеров | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | - на сложение | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | - на вычитание | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | - на умножение | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | - на деление | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | - на порядок действий | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | - в решении уравнений | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Знак сравнения чисел, выражений | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Единицы измерения | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Геометрический материал | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Задание на логическое мышление | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Списочный состав : Качество знаний:
Писали работу: Степень обученности:
«5» «3»
«4» «2» Дата проведения:
Таблица фиксирования результатов контрольной работы по русскому языку в(о)______ классе учитель ____________________
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Код учащегося (его номер в классном журнале) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||
Способность: «5», «4», «3», «2», «0». | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Пропуск, замена, искажение букв | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Не определены границы предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Перенос слов | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Правописание гласных после шипящих | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Безударные гласные, проверяемые ударением | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Парные звонкие и глухие согласные | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Словарные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Большая буква в именах собственных | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Мягкий знак, показатель мягкости | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Предлоги (в, из, к, на, от, по, с, у) | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Разделительные «ъ» и «ь» знаки | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Двойные согласные | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Сочетания «ЧК» и «ЧН» | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Предлоги и приставки | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | «НЕ» с глаголами | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Непроизносимые согласные | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Родовые окончания имен прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Знаки препинания при однородных членах | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Падежные окончания имен существительных | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Падежные окончания имен прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Предлоги с местоимениями | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Личные окончания глаголов | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Другие ошибки | ||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Грамматическое задание №1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Грамматическое задание №2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Грамматическое задание №3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Списочный состав : Качество знаний:
Писали работу: Степень обученности:
«5» «3»
«4» «2» Дата проведения:
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по _____________________ _________________
предмет класс
за 20___ - 20__ учебный год.
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения | В классе | Писали работу | На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | Степень обученности | Качество знаний |
Эти таблицы используются для анализа контрольных работ всего класса. Подобные карты можно использовать и для индивидуальных наблюдений за уровнем знаний учащихся. Таблицы немного видоизменяются. Они могут выглядеть так:
Таблица фиксирования результатов контрольной работы по математике
уч-ка (цы) __________________________ класса за 20_ _ - 20__ учебный год.
Ф. И. уч-ся, класс
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Дата проведения | ||||||||||||||||||
Способность: «5», «4», «3», «2», «0». | ||||||||||||||||||||
1 | Допустили ошибки в мат. диктанте | |||||||||||||||||||
2 | Правильно решили задачу №1 | |||||||||||||||||||
3 | - ошибки в ходе решения задачи | |||||||||||||||||||
4 | - ошибки в вычислениях | |||||||||||||||||||
5 | Правильно решили задачу №2 | |||||||||||||||||||
6 | - ошибки в ходе решения задачи | |||||||||||||||||||
7 | - ошибки в вычислениях | |||||||||||||||||||
Допустили ошибки в решении примеров | ||||||||||||||||||||
8 | - на сложение | |||||||||||||||||||
9 | - на вычитание | |||||||||||||||||||
10 | - на умножение | |||||||||||||||||||
11 | - на деление | |||||||||||||||||||
12 | - на порядок действий | |||||||||||||||||||
13 | - в решении уравнений | |||||||||||||||||||
14 | Знак сравнения чисел, выражений | |||||||||||||||||||
15 | Единицы измерения | |||||||||||||||||||
16 | Геометрический материал | |||||||||||||||||||
17 | Задание на логическое мышление | |||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||
20 |
Таблица фиксирования результатов контрольной работы по русскому языку
уч-ка (цы) __________________________ класса за 20_ _ - 20_ _ учебный год.
Ф. И. уч-ся, класс
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Дата проведения | ||||||||||||||||||
Способность: «5», «4», «3», «2», «0». | ||||||||||||||||||||
1 | Пропуск, замена, искажение букв | |||||||||||||||||||
2 | Не определены границы предложения | |||||||||||||||||||
3 | Знаки препинания в конце предложения | |||||||||||||||||||
4 | Перенос слов | |||||||||||||||||||
5 | Правописание гласных после шипящих | |||||||||||||||||||
6 | Безударные гласные, проверяемые ударением | |||||||||||||||||||
7 | Парные звонкие и глухие согласные | |||||||||||||||||||
8 | Словарные слова | |||||||||||||||||||
9 | Большая буква в именах собственных | |||||||||||||||||||
10 | Мягкий знак, показатель мягкости | |||||||||||||||||||
11 | Предлоги (в, из, к, на, от, по, с, у) | |||||||||||||||||||
12 | Разделительные «ъ» и «ь» знаки | |||||||||||||||||||
13 | Двойные согласные | |||||||||||||||||||
14 | Сочетания «ЧК» и «ЧН» | |||||||||||||||||||
15 | Предлоги и приставки | |||||||||||||||||||
16 | «НЕ» с глаголами | |||||||||||||||||||
17 | Непроизносимые согласные | |||||||||||||||||||
18 | Родовые окончания имен прилагательных | |||||||||||||||||||
19 | Знаки препинания при однородных членах | |||||||||||||||||||
20 | Падежные окончания имен существительных | |||||||||||||||||||
21 | Падежные окончания имен прилагательных | |||||||||||||||||||
22 | Предлоги с местоимениями | |||||||||||||||||||
23 | Личные окончания глаголов | |||||||||||||||||||
24 | Другие ошибки | |||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||
26 | Грамматическое задание №1 | |||||||||||||||||||
27 | Грамматическое задание №2 | |||||||||||||||||||
28 | Грамматическое задание №3 | |||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||
30 | ||||||||||||||||||||
31 |
Эти же таблицы можно трансформировать в таблицы по отслеживанию количества ошибок, допущенных в течение всего учебного года в классе. Это очень необходимо для организации работы над ошибками, допущенными в письменной работе и отслеживании эффективности и результативности этой работы в классе. Таблицы могут выглядеть так:
Таблица фиксирования ошибок, допущенных
учащимися _______ класса в контрольных работах по математике
за 20_ _ - 20_ _ учебный год.
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Дата проведения/ количество допущенных ошибок | ||||||||||||||||||
1 | Допустили ошибки в мат. диктанте | |||||||||||||||||||
2 | Правильно решили задачу №1 | |||||||||||||||||||
3 | - ошибки в ходе решения задачи | |||||||||||||||||||
4 | - ошибки в вычислениях | |||||||||||||||||||
5 | Правильно решили задачу №2 | |||||||||||||||||||
6 | - ошибки в ходе решения задачи | |||||||||||||||||||
7 | - ошибки в вычислениях | |||||||||||||||||||
Допустили ошибки в решении примеров | ||||||||||||||||||||
8 | - на сложение | |||||||||||||||||||
9 | - на вычитание | |||||||||||||||||||
10 | - на умножение | |||||||||||||||||||
11 | - на деление | |||||||||||||||||||
12 | - на порядок действий | |||||||||||||||||||
13 | - в решении уравнений | |||||||||||||||||||
14 | Знак сравнения чисел, выражений | |||||||||||||||||||
15 | Единицы измерения | |||||||||||||||||||
16 | Геометрический материал | |||||||||||||||||||
17 | Задание на логическое мышление | |||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||
20 |
Таблица фиксирования ошибок, допущенных
учащимися _______ класса в контрольных работах по русскому языку
за 20_ _ - 20_ _ учебный год.
Код ошибок | Классификация ошибок, допущенных в работе | Дата проведения/ количество допущенных ошибок | ||||||||||||||||||
1 | Пропуск, замена, искажение букв | |||||||||||||||||||
2 | Не определены границы предложения | |||||||||||||||||||
3 | Знаки препинания в конце предложения | |||||||||||||||||||
4 | Перенос слов | |||||||||||||||||||
5 | Правописание гласных после шипящих | |||||||||||||||||||
6 | Безударные гласные, проверяемые ударением | |||||||||||||||||||
7 | Парные звонкие и глухие согласные | |||||||||||||||||||
8 | Словарные слова | |||||||||||||||||||
9 | Большая буква в именах собственных | |||||||||||||||||||
10 | Мягкий знак, показатель мягкости | |||||||||||||||||||
11 | Предлоги (в, из, к, на, от, по, с, у) | |||||||||||||||||||
12 | Разделительные «ъ» и «ь» знаки | |||||||||||||||||||
13 | Двойные согласные | |||||||||||||||||||
14 | Сочетания «ЧК» и «ЧН» | |||||||||||||||||||
15 | Предлоги и приставки | |||||||||||||||||||
16 | «НЕ» с глаголами | |||||||||||||||||||
17 | Непроизносимые согласные | |||||||||||||||||||
18 | Родовые окончания имен прилагательных | |||||||||||||||||||
19 | Знаки препинания при однородных членах | |||||||||||||||||||
20 | Падежные окончания имен существительных | |||||||||||||||||||
21 | Падежные окончания имен прилагательных | |||||||||||||||||||
22 | Предлоги с местоимениями | |||||||||||||||||||
23 | Личные окончания глаголов | |||||||||||||||||||
24 | Другие ошибки | |||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||
26 | Грамматическое задание №1 | |||||||||||||||||||
27 | Грамматическое задание №2 | |||||||||||||||||||
28 | Грамматическое задание №3 | |||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||
30 | ||||||||||||||||||||
31 |
Диагностическое сопровождение обучения
в начальной школе
Кузнецова Надежда Павловна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
п. Магдагачи
УМК «Школа России»
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Понятие «педагогическая диагностика» существует столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Если педагог был заинтересован в своей работе, то всегда пытался определить и результаты своих усилий. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала во многом свои методы и образ мыслей у психологической диагностики.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. В это понятие вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
- внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
- определение пробелов в обучении;
- подтверждение успешных результатов обучения;
- планирование последующих этапов учебного процесса;
- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
- улучшение условий учебы.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).
В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты:
- сравнение,
- анализ,
- прогнозирование,
- интерпретация,
- доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,
- контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года.
Одним из видов такой диагностики является диагностика адаптационного периода (1 класс – сентябрь – декабрь). (Приложение 1).
Чтобы иметь представление о личностном развитии каждого ребенка, необходимо вести наблюдения за его продвижением относительно самого себя, выявлять временные затруднения, а также отслеживать и поощрять успехи. Очень важно на предварительном этапе выявления уровней знаний учащихся и личностного развития заполнение диагностических карт. В современной школе нет единых форм отметки результативности в виде общего документа, поэтому эти карты имеют обобщенный вид и могут варьироваться в соответствии с условиями работы школы и педагога в частности.
Заполнение диагностической карты адаптационного периода проводится в конце каждого месяца первого полугодия первого класса. Эти карты заполняются на каждого учащегося и на класс в целом (сводная).
При систематическом заполнении карт, как индивидуальной, так и сводной, показатели хорошо отражают результаты личностного развития учащегося и класса в целом.
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Учитывая большое количество учащихся в современных классах, у педагогов могут возникнуть затруднения в диагностировании уровня знаний учащихся, в объеме заполнения необходимой документации. Предлагаемая диагностика, а именно заполнение диагностических карт, занимает минимальный объем времени, проста в обращении и фиксировании результатов. Такое тематическое отслеживание результатов позволяет проанализировать, выявить динамику, спрогнозировать дальнейшее развитие событий при безоценочной системе обучения в первом классе. (Приложение 2).
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования. Эта диагностика является основной в работе во 2 – 4 классах при наличии оценочной системы обучения. Основой для заполнения таких диагностических карт, как индивидуальных, так и сводных, являются самостоятельные и контрольные работы в соответствии с тематическим планированием. Заполнение этих карт на каждого ученика и класс в целом позволит не только наблюдать за отличительными особенностями каждого ученика, но и видеть портрет всего классного коллектива в целом. (Приложение 3).
Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Нередко возникают ситуации, когда ученик переходит в другую школу или с среднее звено школы (5 класс) и требуется развернутая, обоснованная педагогическая характеристика ученика, которая отображала бы его индивидуальные особенности. С помощью такой характеристики другие учителя могут лучше узнать ученика и оказать ему поддержку и помощь, а так же грамотно продолжить начатую предыдущим учителем работу.
Очень удобна данная диагностика для выявления тем, требующих дополнительной отработки или плохо усвоенных тем. При систематическом заполнении карт диагностики уже после 2 – 3 работ видны темы, слабо усвоенные учащимися и классом в целом. Это позволяет определить пробелы в обучении, подтвердить успешность результатов обучения, планировать последующие этапы учебного процесса, мотивировать с помощью поощрения за успехи в учебе и регулировать сложности последующих шагов, улучшить условия учебы.
Одним из преимуществ в работе с этой диагностикой является доступность при работе с родителями. Ведь очень часто родители, беседуя с учителем об успеваемости своих детей, задают очень распространенный вопрос: «Над чем нам поработать дома?». Имея 25 – 30 учащихся в классе, педагогу очень трудно сразу ответить на этот вопрос. Вот тут-то и приходит на помощь представленная диагностика. Если работа по ней ведется систематически, то, открывая диагностический лист по любому предмету, будь то русский язык или математика, учитель и родители видят, по каким темам в самостоятельных и контрольных работах допущено больше всего ошибок. Эта тема или раздел в изучении определенного предмета усвоены слабо или не усвоены вообще. Это и является основой для занятий дома, индивидуальных занятий с учителем, дифференцированности при работе на уроке.
Таким образом, используя такую диагностику, педагог соблюдает все три основных принципа диагностирования и контролирования обученности, а именно: объективность, систематичность и наглядность. Систематическое заполнение диагностических листов избавит педагога от затруднений в определении направления работы как индивидуальной, так и коллективной. Это позволяет иметь полную картину успеваемости класса, поможет дать обоснованные объяснения работы педагога при внутришкольном или административном контроле. Остается добавить, что за основу при разработке такой диагностики взяты таблицы анализа контрольных работ, разработанные на методическом объединении учителями начальных классов МОУ СОШ № 2. Эти таблицы переработаны, дополнены, апробированы в работе и предложены для использования другим педагогам.
Литература:
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.
- Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе
Статья для публикации, выступления на МО, педсовете, семинаре....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские п...
Публикация на тему "Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе"
Тьюторство - современная ключевая педагогическая технология индивидуализации обучения, которая призвана выполнять ряд задач. В данной публикации, я постаралась раскрыть цели и задачи тьюторского...
Презентация "Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе"
В своей презентации я постаралась объяснить актуальность тьюторского сопровождения, причины внедрения данной технологии, показать роль учителя, основные формы работы и этапы тьюторского сопровождения....
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определя...
Комментарии
Обмен опытом.
Слова благодарности.