Публикация на тему "Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе"
статья на тему
Тьюторство - современная ключевая педагогическая технология индивидуализации обучения, которая призвана выполнять ряд задач. В данной публикации, я постаралась раскрыть цели и задачи тьюторского сопровождения школьников, а также рассказать об истории возникновении тьюторства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorstvo.odt | 12.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Арсеньевская средняя общеобразовательная школа
Публикация на тему:
«Тьюторское сопровождении ФГОС в начальной школе
подготовила:
учитель начальных классов
Калинина Маргарита Алексеевна
2015 год
Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений требует перестройки профессиональной подготовки будущих учителей и процесса повышения квалификации уже работающего педагога.
Введение ФГОС НОО сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения; критериев технологичности; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
С внедрением ФГОС меняется деятельность учителей начальных классов.
Главной целью учителя на уроке стала организация деятельности обучающихся:
- По поиску и обработке информации;
- Обобщению способов действия;
- Постановке учебной задачи;
- Включение учащихся в информационно-образовательную среду.
В связи с этим возникла необходимость овладения педагогами всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов, организации тьюторского сопровождения в начальной школе.
В современной школе тьюторство можно представить как ключевую педагогическую технологию индивидуализации образования.
«Тьютор» - означает «домашний учитель, репетитор(школьный), наставник, опекун.
«Тьюторство» как одна из форм наставничества возникло в первых британских университетах – в Оксфордском (12 в.), Кембриджском (13 в.). В 1115 году Оксфордский университет сделал первый выпуск тьюторов.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения университетского образования был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования.
Что касается нашей системы образования, то с 17 века и до недавнего времени в её основе лежало учение Яна Амоса Каменского – «научить всех и всему, используя индивидуальный подход», суть которого сводилась к следующему. Предположим в нашем классе имеются три абстрактных ученика. Используя индивидуальный подход каждого из этих учеников мы должны привести к определённым унифицированным знаниям.
Европейское образование строится не на индивидуальном подходе, а на индивидуализации образования. Что здесь главное? Предположим, что мы имеем тех же самых учеников, но по данной технологии мы каждого ученика приводим к знаниям, актуальным для данного конкретного ученика.
Таким образом, индивидуальный подход в образовании и индивидуализация образования – это две разные технологии.
Необходимость перехода школ на технологии, ориентированные на индивидуализацию обучения, и !!самореализацию!! обучающихся определено Правительством РФ в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Хотим мы того или нет, мы вынуждены перейти от авторитарной школы с индивидуальным подходом, когда каждого ученика мы должны привести к одинаковым, унифицированным знаниям, к индивидуализации образования, когда каждого ученика мы должны будем привести к знаниям, актуальным именно для него.
Тьюторство рассматривается как ключевая педагогическая технология индивидуализации образования.
В настоящее время еще не разработана нормативно-правовая база введения тьюторства в массовые школы, в штатном расписании нет такой должности – тьютор. Однако учитель, классный руководитель, психолог, социальный педагог – каждый на своем уровне – может осуществлять тьюторское сопровождение обучающихся.
На уровне начальной школы, первое, что может сделать учитель, - это добиться того, чтобы ребёнок захотел быть рядом с вами.
Профессор, доктор педагогических наук Ковалева Татьяна Михайловна, одна из инициаторов тьюторского движения в России, предлагает пять шагов тьюторского сопровождения в начальной школе.
1 шаг – выявление и фиксация познавательного интереса (при этом можно использовать анкетирование, собеседование, наблюдение. Следует помнить: каким бы не сообразным ни был бы этот интерес, нельзя им пренебрегать, чтобы не оттолкнуть ребёнка.)
2 шаг – карта познавательного интереса. (Если учитель «работает» ответами, то тьютор – вопросами. Например, ребёнку интересно: «Как спит жираф?». Учитель ему просто ответит: «Стоя», а тьютор спросит: «Где мы можем получить информацию о том, как спит жираф?» и, создавая вместе с учеником карту познавательного интереса посоветует ему обратиться в библиотеку, сходить в зоопарк, поискать сведения об этом в Интернете).
3 шаг – сбор материала (портфолио). (На этом этапе выявляются так называемые дети – «подорожники», которые отстают от других, и дети – «менялы», у которых нет постоянного интереса, он у них каждый день меняется. Суть тьюторского сопровождения – «подорожников» подтянуть к темпу остальных учащихся класса, «менял» суметь убедить остановиться на одном определённом интересе).
4 шаг – подготовка к презентации (здесь можно подключить и родителей. Сама презентация может быть в компьютерном варианте или бумажном, т.е. это может быть плакат. Газета. Альбом и т.д.).
5 шаг – рефлексивный анализ. (Это тоже важный этап, на котором учитель садится рядом с ребенком и обсуждает презентацию: что получилось удачно, а что не удалось. Выявляются возможные причины неудачи: мало собрано материала, неинтересно представлена информация или, может быть, его тема неинтересна другим детям.
Можно сказать, что обеспечение сопровождения означает:
- Обеспечение адаптации ребёнка к учебной деятельности в совместной с родителями, детьми и предметниками событийности.
- Организация ситуаций, направленных на освоение коллективно-распределенной деятельности в классе.
- Обсуждение с предметниками и фиксирование в картах развития ребёнка сложных для ребенка ситуаций освоения предмета или социального навыка.
- Консультация родителей относительно психологической ситуации развития ребёнка и в случае неблагоприятного прогноза направление ребёнка и родителей к узким специалистам.
- Сопровождение детей в освоении социальных норм.
- Организация ситуации самооценки деятельности детей в социальной жизни класса.
- Направление ребёнка по наиболее эффективному для него пути формирования способностей.
- Оказание помощи ребёнку в освоении новых способностей.
- Организация участия ребёнка в олимпиадах, конференциях и других внеурочных учебных формах.
- Организация исследовательской деятельности ребёнка и помощь ему в случае затруднения.
- Обустраивание развивающего пространства для ребёнка.
Таким образом, основная задача тьютора в начальной школе – привести каждого ребёнка от стихийных познавательных интересов к познавательным интересам в устойчивой форме.
Инструментом деятельности тьютора является карта развития конкретного ребёнка.
Тьютор — сопровождающий процесс индивидуализации. Учитель — передающий знания, умения, навыки и использующий индивидуальный подход. Конечно, сразу каждый учитель не станет тьютором, но он должен иметь тьюторскую культуру, обладать технологией тьюторского сопровождения.
В заключении можно сделать вывод, что если в сегодняшней системе образования учитель продвигает предмет, то в образовании будущего — тьютор сопровождает интерес ребёнка в предмете.
Я понимаю, что тьюторство — это технология, без которой в образовании не обойтись. Поэтому изучила концепцию данной технологии и осваиваю её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе
Понятие «педагогическая диагностика» существует столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Если педагог был заинтересован в своей работе, то всегда пытался определить и резул...
Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе
Статья для публикации, выступления на МО, педсовете, семинаре....
Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские п...
Презентация "Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе"
В своей презентации я постаралась объяснить актуальность тьюторского сопровождения, причины внедрения данной технологии, показать роль учителя, основные формы работы и этапы тьюторского сопровождения....
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.
Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе...
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....