Интерактивное обучение: «Методика применения в педагогической деятельности».
статья

Двоянова Марина Сергеевна

В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основной интерактивного обучения является то, что поставленную проблему невозможно решить только индивидуально, необходимо привлечение разнообразного личного опыта. Учащимся приходится согласовывать средства и методы совместной работы, решать сложные задачи, для которых нет  исходного алгоритма решения. Все это заставляет учащихся проявлять творческую активность и самостоятельно искать знания, которые за счет этого усваиваются более глубоко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение:

«Методика применения в педагогической деятельности».

Выполнила: учитель начальных классов

Двоянова Марина Сергеевна

2020г.

       Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Джордж Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми .

     Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания. В психологии «интеракция» – «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» . Понятие «интеракция», как отмечает А. П. Панфилова, включает внутриличностную (различные составляющие личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную («я» вступает в контакт с другими людьми) коммуникацию. Социальная интеракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте. В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушателями, дающие им возможность влиять на некоторые содержательные линии передач.

       Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали использоваться в статьях и работах по педагогике, разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Л. К. Гейхман, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин, А. П. Панфилова, и др.),  как модель профессионального самообучения и самообразования в сфере дистанционного образования, основанную на постоянном взаимодействии субъектов преподавания и учения (Ю. Г. Репьев). Наиболее часто термин «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, работой с электронными учебниками и справочниками, работой в режиме он-лайн и т. д. Современные компьютерные коммуникации позволяют участникам вступать в живой (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» . Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, дают возможность учащимся управлять процессом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение», оно понимается как:

● «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» ;

● «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» ;

 ● «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» ;

● обучение, основанное «на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением.

     Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта… Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» . Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

      При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игр, дискуссий, работы в малых группах, теоретических блоков (минилекций). Такое обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Учащиеся берут на себя часть функций преподавателя, что повышает мотивацию и продуктивность обучения. Интерактивная модель наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, в неформальном образовании взрослых, поскольку данная категория учащихся имеет большой жизненный и профессиональный опыт.

Различные методы обучения можно условно разделить на три большие группы. Это методы пассивного, активного и интерактивного обучения. Последние две группы методов зачастую объединяют между собой, однако, у интерактивных методов есть собственная специфика. Чтобы понять эту специфику, рассмотрим определения всех трех типов обучения.

     Понятие «интерактивное обучение» появилось в педагогике сравнительно недавно, примерно, в девяностые годы двадцатого века. Однако концептуальная основа интерактивного обучения была заложена значительно раньше. Значительное влияние интерактивное обучение оказали концепции гуманистической психологии и психотерапии и социально-перцептивного когнитивизма. Тем не менее, ряд исследователей считает, что интерактивное обучение восходит еще к методам активного обучения.  

       Различные методы обучения можно условно разделить на три большие группы. Это методы пассивного, активного и интерактивного обучения. Последние две группы методов зачастую объединяют между собой, однако, у интерактивных методов есть собственная специфика. Чтобы понять эту специфику, рассмотрим определения всех трех типов обучения.

      Пассивное обучение – это трансляция преподавателем знания (или информации), которое учащийся впоследствии воспроизводит. Учащийся только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего.Обучение основано на том, что педагог передает собственный опыт, практически не апеллируя к опыту учащегося. Коммуникация при таком обучении осуществляется в одностороннем порядке.

     Активное обучение предполагает, что учащийся совершает определенные действия, которые, тем не менее, определяются некоторыми изначальными алгоритмами деятельности. Решение задач, выполнение практических заданий по заранее известным правилам и т.п. – все это относится к методам активного обучения. Активность учащегося направляется тем, что его подводят к определенным проблемам, для решения которых он может и сам предложить решения, но они корректируются. Учащийся вступает в коммуникацию с учителем, эта коммуникация выглядит, как обратная связь, при которой учитель оценивает действия ученика. Коммуникация между учителем и учеником преобладает над коммуникацией между учащимися.

       Интерактивное обучение («interact», «inter» – «взаимный», «act» – действовать) – это обучение, основанное на активном взаимодействии между различными субъектами образовательного процесса, а также на постоянном взаимном влиянии учащегося и среды обучения. Такое взаимодействие осуществляется как диалоговая, взаимная двунаправленная коммуникация между учащимся и педагогом, а также как разнонаправленная коммуникация между учащимися. В англоязычных педагогических исследованиях, рассматривающих интерактивное обучение (interactive learning), зачастую также делают акцент на его технологической составляющей, такой, например, как использование социальных медиа или компьютерных игр в процессе обучения. Тем не менее, хотя компьютерные технологии и способствуют реализации принципов интерактивного обучения, упрощают процесс его организации, а какие-то его аспекты, фактически невозможны, без применения ИКТ, использование информационных технологий не является сущностным атрибутом интерактивного обучения.

      В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основной интерактивного обучения является то, что поставленную проблему невозможно решить только индивидуально, необходимо привлечение разнообразного личного опыта. Учащимся приходится согласовывать средства и методы совместной работы, решать сложные задачи, для которых нет  исходного алгоритма решения. Все это заставляет учащихся проявлять творческую активность и самостоятельно искать знания, которые за счет этого усваиваются более глубоко.

        Интерактивное обучение организовано таким образом, что практически все учащиеся оказываются активно вовлеченными в образовательный процесс. Это происходит за счет того, что в интерактивном обучении для решения поставленных задач необходим вклад каждого учащегося, поскольку идет постоянный обмен опытом, знаниями, идеями и способами деятельности. При наиболее традиционных, пассивных формах обучения такого эффекта достичь невозможно.

      Интерактивное обучение во многом связано с конструктивистской парадигмой в педагогике. Согласно этой парадигме, обучение представляет собой активное производство знаний в процессе обучающей деятельности, поскольку знания не передаются от учителя к ученику как некоторый набор информации, правил и т.п. В процессе обучения ученик решает определенные проблемы, что позволяют ему выйти за пределы уже существующих знаний и приобрести новые. В интерактивном обучении преподаватель стимулирует обучающихся к совместному поиску решения поставленных проблем, а также к самостоятельным размышлениям, открытиям, новому взгляду на изучаемые явления. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

       Несмотря на все достоинства интерактивного обучения, применять его не всегда педагогически целесообразно, а также зачастую достаточно сложно. Очевидно, что интерактивное обучение не подходит в том случае, когда нужно отработать узкоспециализированные конкретные навыки. Если есть какой-то определенные проверенные пути совершения некоторых учебных действий, то зачастую достаточно активных методов обучения, при которых учащийся многократно решает задачи, с которыми он столкнулся, или индивидуально подводится к мысли о необходимости решить определенную проблему. Также зачастую возникает необходимость систематически и изложить определенный набор знаний. В этом случае вполне возможно применять более традиционные формы и методы обучения.

      Интерактивное обучение становится необходимым для более глубокого понимания изучаемой области и в том случае, когда эвристический эффект самостоятельно полученного в ходе взаимодействий знания выше, чем предоставление готовой системы знаний. Сложность же организации интерактивного обучения состоит в том, что необходимо учесть множество факторов, влияющих на процесс обучения, согласовать действия различных учащихся между собой, создать специфические условия, в которых возможно эффективное взаимодействие.

      Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П. Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:

  • Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  • Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  • Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Выделяют следующие группы методов интерактивного обучения:

  • Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм).
  • Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра).
  • Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг).
  • Лекционные
  • Тренинговые
  • Проектный метод.

Обучение является одним из основных познавательных (когнитивных) процессов, так или иначе включающим в себя другие когнитивные процессы, такие, как память, внимание, восприятие мышление. Исследования в области когнитивной психологии выявили такую закономерность обучения: человек помнит 10% прочитанного;  20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

      Приобретение новых знаний связано с наблюдением за действием других людей и с формированием реакции на эти действия. Получается, что каждый отдельный учащийся находится под влиянием других обучающихся, но и сам, в свою очередь, влияет на них. Таким образом, и формируется интерактивность обучения.

      Интерактивное обучение предполагает, что с его помощью возможно достижение специфических учебных целей, которых сложно достичь с помощью других методов. Учебная цель – это предельно конкретизированный предполагаемый результат обучения. Существуют различные способы классификации таких учебных целей.

       Одной из самых известных классификаций учебных целей является так называемая таксономия Б.Блума. Классификация учебных целей, разработанная Блумом и его коллегами, состояла из шести основных категорий: «знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка»:

- Знание представляет собой систему структурированной информации, сохраненной в памяти.

- Понимание предполагает интерпретацию информации в зависимости от контекста.  Для этой категории  характерны такие результаты: учащийся может выразить, распределить, сравнить, классифицировать, обобщить, обсудить, объяснить, описать, охарактеризовать, оценить, комментировать, перефразировать, предположить, преобразовать, сгруппировать, собрать и т.п.

- Применение – это использование абстрактных знаний в конкретной ситуации.

 - Анализ представляет собой разделение целостной информации на составные части для понимания ее структуры.

- Синтез – это объединение элементов и частей для того, чтобы сформировать целое.

- Оценка позволяет определять релевантность информации и методов для решения конкретных задач. Учащийся способен выдвинуть гипотезу,  вынести суждение, защитить, изложить, измерить, испытать, комментировать, критиковать, модерировать, обосновать, обсудить,  оспорить,  оценить, пересмотреть, поддержать, подтвердить, проверить, ранжировать, рекомендовать, рецензировать, сделать заключение, обзор, убедить и т.п.

     Специфика интерактивного обучения предполагает, что для того, чтобы оно было успешным, должно соблюдаться несколько условий. Возможно, именно соблюдение этих условий и является наиболее трудным моментом в организации интерактивного обучения:

  1. Доброжелательная, позитивная обстановка в коллективе обучающихся. Между учащимися может существовать конкуренция, однако, она должна протекать в конструктивном русле. Если существует конфликтная напряженность между какими-либо учащимися, то задача учителя распределить роли в интерактивном обучении так, чтобы не усугублять конфликт.
  2. Сотрудничают между собой. Сотрудничество происходит как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися.
  3. Поведение учителя должно быть достаточно демократично. Он не должен навязывать, а в некоторых случаях даже и выражать собственную оценку различных фактов, которые рассматриваются в ходе обучения. В противном случае значительно снижается эффективность интерактивного обучения, в котором учащиеся сами должны делать выводы. Учитель выносит собственные суждения только оценивая фактологические знания учащихся и в процессе рефлексии.

      В интерактивном обучении предпочтительно использовать различные способы представления информации. Приветствуется применение мультимедийных технологий. Также следует сделать деятельность учащихся достаточно многообразной.

    Также существует несколько правил, которые полезно применять при использовании интерактивного обучения. Прежде всего, к работе на уроке должны быть привлечены в той или иной степени все учащиеся. Это необходимо учитывать, например, при распределении игровых ролей, так, чтобы не было учащихся, которым не досталось никакой роли.

    Далее необходимо мотивировать всех учащихся к тому, чтобы они сами по-максимуму включались в деятельность. Это значит, что должно быть поощрение за активное участие. Также необходимо предоставить каждому какую-то нишу для самореализации.

     Применение информационных технологий делает многие аспекты интерактивного обучения проще и удобнее, но не является определяющим фактором для применения определенных методов.

Есть несколько разновидностей ИКТ, которые в наибольшей степени применимы в интерактивном обучении:

-  мультимедийные технологии 

- социальные медиа 

   Также в интерактивном обучении целесообразно применять различные специализированные технологии и Интернет-сервисы, которые позволяют реализовывать отдельные функции или методы интерактивного обучения. К числу таких технологий относятся, например, специализированные средства для организации мозговых штурмов, для сторителлинга, проведения опросов и т.п.

    Отдельным пунктом идут различные ИКТ, предназначенные для разработки игр. Игровой элемент является существенной составляющей интерактивного обучения, поэтому применении игровых компьютерных технологий в данном случае неизбежно.

      Нужно также отметить, что если в процессе обучения происходит взаимодействие учащегося только с компьютерной системой, то такое обучение можно назвать лишь псевдоинтерактивным. Хотя технологий и называются интерактивными, но настоящая интерактивность достигается только в том случае, когда учащиеся взаимодействуют между собой, даже если их взаимодействие опосредовано компьютерными инструментами.

    Федеральные государственные образовательные стандарты, внедренные в настоящее время на всех уровнях образования, предполагают, что обучение должно проводится в рамках системно-деятельностного и компетентностного подхода. Оба этих подхода изначально предполагают активность и взаимодействие учащихся в процессе обучения. В силу этого, использовать интерактивное обучение не только желательно, но и, фактически, прямо предписывается ФГОС. В контексте обучения в системе высшего образования удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее двадцати процентов, ажелательно и больше.

    Системно-деятельностный и компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от педагога изменения всей структуры процесса обучения. В этой структуре появляются разнообразные типы занятий, которые могут быть целиком построены на основе методов интерактивного обучения.  

     С точки зрения ФГОС, каждый урок должен быть личностно-ориентированным, приоритетной является самостоятельная работа учащихся. Структурировать эту работу можно, если применять уже разработанные подходы, сформировавшиеся в рамках интерактивного обучения. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий, что предполагает использование многообразных форм и методов обучения.  

     В современном контексте в соответствии с требованиями ФГОС, предлагается новая типологизация уроков, отличающаяся от традиционных форм проведения урока. Предлагается четыре основных типа урока:

  1. Урок-открытие нового знания. Урок открытия новых знаний предполагает, что учащиеся должны находить новые знаний, формировать систему новых понятий и т.п. На это уроке возможны такие формы обучения, как лекция, проблемный урок, экскурсия игра и т.п. При этом даже лекционное занятие можно сделать интерактивным.
  2. Урок-рефлексии. Урок рефлексии предполагает, что происходит закрепление новых знаний, а учащиеся учатся анализировать собственную деятельность. На таком уроке возможны такие формы деятельности, как сочинение, практикум, ролевая игра, деловая игра.
  3. Урок общеметодологической направленности. Урок общеметодологической направленности должен быть направлен на структурирование и систематизацию знаний. Формы деятельности: лекция, игра, дискуссия и т.п.
  4. Урок развивающего контроля. Урок развивающего контроля предполагает, что учащихся не только контролирует учитель, но они учатся приемам взаимного контроля и самоконтроля. На таком уроке возможно использовать устные опросы, защиту проектов, конкурсы и т.п.

       Согласно современным ФГОС, существует три группы результатов освоения образовательных программ:

-личностные

-предметные

-метапредметные

     Личностные результаты освоения образовательной программы предполагают формирование определенных персональных качеств учащихся. Метапредметные результаты обучения ориентированы на развитие способности регулировать собственную учебную и интеллектуальную деятельность. Предметные результаты обучения связаны с освоением отдельных предметных областей.

    ФГОС высшего образования содержат аналогичный подход к обозначению результатов обучения, основанный на системно-деятельностной и компетентностной теории обучения. В этих ФГОС компетенции разделяются на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.

    Применение различных методов интерактивного обучения способствует достижению результатов обучения всех уровней. Именно этот подход к обучению в наибольшей степени согласуется с современными ФГОС.

      Дискуссионные методы интерактивного обучения  представляют собой группу методов обучения, основанных на коллективном обсуждении какой-либо темы. Дискуссионные методы обучения позволяют рассмотреть тему с различных точек зрения. Дискуссия обычно в достаточной степени мотивирует учащихся и вовлекает их в учебный процесс.

    К числу дискуссионных методов относится:

1.  Дискуссия.  Дискуссия – это обсуждение некоторого спорного вопроса, каждый участник которого имеет собственное мнение и отстаивает его. В учебную дискуссию обычно непосредственно вовлечено достаточно большое количество учащихся, например, весь класс или вся учебная группа. При использовании дискуссии в обучении можно выделить несколько основных видов дискуссий:

-  дискуссия, ведущим которой является педагог

- дискуссия, ведущим которой является один из учащихся

- дискуссия без ведущего

2.  Дебаты. Дебаты – это дискуссионный метод интерактивного обучения, который, предполагает, что ведется не просто коллективное обсуждение некоторой проблемной темы, но доказывается или опровергается определенное ключевое положение. Фактически, в ходе дебатов участники стремятся убедить не друг друга, но эту третьею сторону, которая выносит оценку обоснованности аргументов.

3. Круглый стол. Рассматривается в рамках предварительно подготовленных докладов и их дальнейшего обсуждения. Предполагает, его участники в конечном итоге приходят к единым выводам относительно обсуждаемой темы.

4. Мозговой штурм. Решение конкретной задачи происходит в процессе коллективного обсуждения. Этот метод предполагает свободное выдвижение различных идей относительно решаемой задачи.

      Все  методы интерактивного обучения проводится в несколько этапов:

- определение учебной цели

- выбор темы и постановка проблемы

- определение правил

- выдвижение идей

- оценка предложенных идей

- выбор лучшего решения

- рефлексия

     Дидактический потенциал применения дискуссионных методов интерактивного обучения основан на том, что они позволяют достигнуть различных результатов обучения, которые, в частности, предусмотрены ФГОС.

За счет применения дискуссионных методов в общем образовании достигается ряд личностных результатов обучения. Например, «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» возможно за счет того, что в ходе дискуссии необходимо научиться уважительно относиться к позиции других участников дискуссии.

     При использовании дискуссионных методов достигаются также такие метапредметные результаты обучения, как «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». Это возможно, поскольку в ходе дискуссий требуется логичное обоснование собственной позиции анализ многообразной и, зачастую, противоречивой информации. Также применение дискуссионных методов способствует развитию «умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Это возможно, поскольку в ходе дискуссионных учебных мероприятий учащимся приходится внятно аргументировать собственную позицию.

Литература

  1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И.Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014
  2. Вавилова Т.Н. Панина Т.С, Интерактивное обучение//Образование и наука, 2007, №6
  3. Аббасова А.А., Цколия К.Р. Дискуссионная методика: модификация и трансформация.
  4. Буденкова Е.А. Онлайн-дискуссии: преимущества и методика проведения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Аналитическая справка по применению игровых технологий в педагогической деятельности

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали мне возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для всестороннего развития школьников и...

Выступление на ШМО по теме: "Направления применения средств ИКТ в педагогической деятельности"

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению гла...

«Технология «лэпбук» и её практическое применение в педагогической деятельности»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития универсальных учебных действий  обучающихся на основе использования технологии «лэпбук»....

Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности.

Мастер-класс для учителей по изготовлению лэпбука и его применение в работе....