Методика применения круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств
статья по физкультуре
В статье рассматривается необходимость включения круговой тренировки в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста. Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.879.6
Методика применения круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств.
Ягдарова Александра Сергеевна,
учитель физической культуры
МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево
Соколов Юрий Евгеньевич,
учитель физической культуры
МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево
Аннотация: В статье рассматривается необходимость включения в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста 9-11 лет применение круговой тренировки, направленное на развития физических качеств. Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных способностей. Одна из важнейших особенностей четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Основная форма обучения учеников в школе - урок физической культуры. Через систему уроков осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Так же данная система позволяет улучшить физические показатели детей. Главным требованием к воспитанию физических способностей в школьном возрасте является обеспечение связи с развитием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое.
Ключевые слова: физические качества, круговая тренировка
The method of circular training at physical education lessons at school for the development of physical qualities.
Yagdarova Alexandra Sergeevna,
physical culture teacher
MOBU "Medvedev secondary school No. 3", Medvedevo
Sokolov Yuri Evgenievich,
physical culture teacher
MOBU "Medvedev secondary school No. 3", Medvedevo
Abstract: The article discusses the need to include in the process of physical education of children of primary school age 9-11 years old the use of circuit training aimed at developing physical qualities. Circular training is an organizational and methodological form of physical exercises aimed mainly at the complex development of motor abilities. One of the most important features is the clear regulation of physical activity and at the same time its strict individualization. The main form of teaching students at school is a physical education lesson. Through the system of lessons, a purposeful pedagogical influence is carried out, the main educational, health and educational tasks are solved. Also, this system allows you to improve the physical performance of children. The main requirement for the education of physical abilities at school age is to provide a connection with the development and improvement of motor skills and abilities. The leading anthropometric features that carry evaluation information to determine the degree of physical development of the child are height, body weight and chest circumference at rest.
Keywords: physical qualities, circuit training
Понятие «круговая» означает организационно-методическую разновидность построения части школьного урока физической культуры. Она дополняет наиболее часто применяемый линейный способ проведения занятий, при котором выделяется основной вид упражнений (в соответствии с целями и задачами урока), а остальные как бы отходят на второй план.
Круговой способ организации занятия возник как дополнение к линейному способу. Его основное предназначение – целенаправленное совершенствование физических качеств. Достигается это путем подбора упражнений на основе анатомических принципов их дозировки и режима выполнения по закономерностям спортивной тренировки, индивидуализации нагрузки и контролем за достигнутым результатом.
Другая разновидность кругового способа «станционные» занятия. В отличии от предыдущей в данной организации нет деления упражнений на главные и дополнительные. В определенных местах спортивного зала оборудуются «станции»: дощечка с описанием или графическим изображением упражнения, на ней же указывается количество повторений; на полу стрелка с указанием направления перехода к следующей станции.
Следующая форма - собственно круговые занятия. При ней возрастает тренирующая и образовательная направленность занятия: ученики на «станциях» выполняют, возможно, большее число повторений или заданное число в меньшее время. Они или сами ведут подсчет и записывают результат или их сопровождают «контролеры». Затем они меняются. Круговые занятия так же можно проводить и в виде соревнований индивидуальных или между отделениями.
Прохождение через станции в уроке по типу круговой тренировки обеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений), ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным и силовым характеристикам.
На основании исследования литературных источников, мною не выявлено единого мнения по поводу взаимосвязи различных средств для наиболее оптимального их применения в процессе физического развития младших школьников.
Положительное влияние применения практически любых форм круговой тренировки на физическую работоспособность детей школьного возраста отмечают все авторы.
При правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие всего организма, укрепление его органов и систем, а также на повышение функциональных возможностей занимающихся.
The concept of "circular" means an organizational and methodological variety of building a part of a school physical education lesson. It complements the most commonly used linear method of conducting classes, in which the main type of exercises is singled out (in accordance with the goals and objectives of the lesson), and the rest seem to fade into the background.
The circular method of organizing a lesson arose as an addition to the linear method. Its main purpose is the purposeful improvement of physical qualities. This is achieved by selecting exercises based on the anatomical principles of their dosage and mode of execution according to the laws of sports training, individualization of the load and control over the achieved result.
Another kind of circular method is "station" classes. Unlike the previous one, in this organization there is no division of exercises into main and additional ones. In certain places of the gym, “stations” are equipped: a board with a description or graphic image of the exercise, it also indicates the number of repetitions; on the floor is an arrow indicating the direction of transition to the next station.
The next form is actually circular exercises. With it, the training and educational orientation of the lesson increases: students at the “stations” perform, perhaps, a greater number of repetitions or a given number in less time. They either keep count and record the result themselves, or they are accompanied by “controllers”. Then they change. Circular classes can also be carried out in the form of individual competitions or between departments.
Passing through the stations in a lesson by the type of circular training provides an impact on the development of dexterity (coordination of movements), orientation in space, develops the accuracy of movements in terms of time and strength characteristics.
On the basis of a study of literary sources, I did not reveal a consensus about the relationship of various means for their most optimal use in the process of physical development of younger students.
The positive impact of the use of almost any form of circuit training on the physical performance of schoolchildren is noted by all authors.
With the right approach, circular training should be aimed at developing the whole organism, strengthening its organs and systems, as well as increasing the functional capabilities of those involved.
Цель статьи: экспериментально обосновать эффективность использования круговой тренировки в физическом воспитании детей выполненных тестов. Содержание и организация серии учебных занятий с систематическим и целенаправленным включением в них круговой тренировки, обуславливающих позитивную динамику развития физических способностей детей младшего школьного возраста по показателям динамики изменения результатов тестов выполненных заданий.
Изложение основного материала исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования была МОБУ «Медведевская СОШ №3» пгт. Медведево Республики Марий Эл. В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 9-11 лет в количестве 30 детей, из них 16 мальчиков и 14 девочек. Контрольная и экспериментальная группа.
Для реализации поставленной цели и задач исследования мною использовались следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы
2.Педагогический эксперимент (начальное и повторное тестирование
исследуемой группы детей).
3. Педагогическое наблюдение включало анализ двигательной
деятельности детей, их активности в выполнении физических упражнений;
4. Математико-статическая обработка результатов.
5. Тестирование.
В процессе круговой тренировки, на основе применения различных вариантов однотипных упражнений, на "станциях" был реализован дифференцированный подход, что позволило учесть индивидуальный уровень подготовленности детей.
Урок проводился по типу круговой тренировки в основной части, с использованием упражнений мелкогрупповым поточным способом на протяжении указанного периода времени для экспериментальной группы. Время на выполнения каждого упражнения было в пределах 15-30 секунд, переход между станциями 30 секунд, отдых между кругами 3 минуты.
Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств — силовую выносливость, скоростную силу. Контрольная группа занималась по календарно-тематическому планированию без изменений.
Применяемые комплексы упражнений круговой тренировки в основной части урока (Таблица №1). Каждую неделю последовательность и вид упражнения менялись.
Комплекс круговой тренировки для развития силы | |
1. | Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим |
2. | Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки. |
3. | Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад |
4. | Прыжки вверх из исходного положения упор присев |
5. | Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину |
6. | Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени |
7. | Прыжки через скакалку |
Комплекс круговой тренировки для развития гибкости | |
1. | И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой |
2. | И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо |
3. | Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени |
4. | И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах. |
5. | И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками |
Комплекс круговой тренировки для развития выносливости | |
1. | И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног |
2. | И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук |
3. | И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90° |
4. | Вис на перекладине, согнув руки |
Комплекс круговой тренировки на уроках гимнастики | |
1. | Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием |
2. | Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку |
3. | Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке |
4. | Передвижение по узкой части гимнастической скамейки (на носках, на пятках, в приседе). |
5. | Лежа на гимнастической скамейке на животе, руки вперед, держитесь за скамейку, подтягиваясь руками, передвигайтесь вперед. |
Вывод: были проанализированы результаты тестирования и
проведена оценка физической подготовленности учащихся. С помощью полученных данных можно сделать выводы о динамике уровня физического развития детей младшего школьного возраста, что прирост в показателях есть. Использование круговой тренировки в качестве основного средства развития двигательных качеств позволяет повысить эффективность учебного процесса у учащихся начальных классов школы.
Список литературы
- Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных)
качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного
возраста: - М., 1979. - 47 с. - Дешле, С.Е. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов
/ С.Е. Дешле // Физическая культура в школе, 1982 - № 4, С. 24-26. - Вильчковский, Э. С. Что есть что? Ещё раз о круговой тренировке/ Э. С. Вильчковский // Физкультура в школе. – 1971 – №7.
- Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки/ И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1980 – 257 с.
- Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1985 – 142 с.
- Лях, В. И. Программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей/ В. И. Лях. – М., 1993 – 160 с.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000 – 432с.
- Шолих, М. Круговая тренировка [Текст] / М. Шолих, Л. П. Матвеев. – М: Физкультура и спорт, 1966 – 165 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»
Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
Круговая тренировка на уроках гимнастики в начальной школе(методический материал)
Использование круговой тренировки в качестве основного средства развития двигательных качеств позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса у учащихся начальных классов общеобразова...
Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств.
В статье рассматривается необходимость включения в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста 9-11 лет применение круговой тренировки, направленное на развития физических качест...