Портфолио как одна из форм оценивания учащихся
статья по теме

Cуиндикова Асия Жаудетовна

 

 

 

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г.ЛЕНИНОГОРСКА

ЛЕНИНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ УЧИТЕЛЕЙ СОШ №6 Г. ЛЕНИНОГОРСКА   РТ    

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

ПОРТФОЛИО

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНИВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

        Учитель начальных классов

        1 квалификационной категории

        

                                                                      СОШ №6 г. Лениногорска

        

                                                                       Суиндикова А.Ж.

Лениногорск

4 декабря 2008 год

Минск

2006


Портфолио

как одна из форм оценивания учащихся

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя.

Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе.

Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.

«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: 

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Типы портфолио

«Общий портфель» («сборный»)

представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику. В «общий портфель» следует включать:

  • образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;
  • списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений (примеры контрольных таблиц приведены в Приложении 2);
  • впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;
  • магнитофонные записи чтения вслух;
  • фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;
  • контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.

«Демонстрационный портфель» («витрина ученика»)

представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.

В этот «портфель» входят:

  • отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;
  • размышления ученика о своих достижениях;
  • «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.

«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») – 

набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:

  • копии материалов из «демонстрационного портфеля»;
  • записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;
  • записи бесед;
  • описание интересов ученика;
  • материалы тестов, контрольных работ.

Формирование «портфелей» в какой-то степени субъективно. Репрезентативность и достоверность представленной информации зависят от опыта и квалификации учителя. При отборе работ учеников, учителю следует задуматься над рядом вопросов.

  • Что считать хорошим показателем для этого ученика?
  • Какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данной работе?
  • Как эта работа ученика соотносится с другими работами из его портфолио?

Структура портфолио

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем, группой учителей или методическим объединением. Поощряется любая инициатива.

Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения. Например, возьмем обучение математике с конкретно сформулированными целями:

  • развитие математического мышления учащихся;
  • формирование умения решать задачи;
  • развитие прикладных математических умений и т.д.

Структура портфолио в этом случае может быть следующей.

  1. Титульный лист, включающий общие сведения об ученике (Приложение 1).
  2. Творческая визитка ученика, отражающая особенности его личности и представленная любым способом (фотографиями, записями и т.д.).
  3. Работы учащегося (по предметам).
  4. Заметки учителя, одноклассников, родителей и др.

В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта в портфолио вошли три обязательных элемента:

  • сопроводительное письмо «владельца» портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;
  • оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;
  • самоанализ и «взгляд в будущее».

Для составления портфолио можно рекомендовать отобрать следующие документы:

  • три, с точки зрения учителя (ученика), лучшие работы по каждому курсу;
  • работы из начала, середины и конца курса;
  • работы, которые, по мнению учителя, отражают динамику роста ребенка;
  • две работы, которыми гордится ребенок (хотел бы показать друзьям, одноклассникам).

Оценка и самооценка

Рубрикаторы – это система баллов, которая предъявляется учащемуся перед началом выполнения работы (задания). Как правило, рубрикатор содержит определенный диапазон баллов и дает возможность оценить различные аспекты выполнения задания.

Критерии для рубрикатора баллов

Ограниченные усилия (1 балл)

Учащийся:

  • доводит до конца незначительное количество заданий;
  • нуждается в большом количестве напоминаний, чтобы продолжать выполнение задания, редко мотивирован;
  • часть заданий может не сдать или сдает с опозданием;
  • редко слушает внимательно, практически не участвует в совместной работе группы, класса, коллективных обсуждениях.

Непоследовательные усилия (2 балла)

Учащийся:

  • обладает мотивацией для выполнения большей части заданий, однако работу не доводит до конца;
  • нуждается в напоминаниях, чтобы не отвлекаться;
  • иногда слушает внимательно и участвует в обсуждениях и работе в группе.

Компетентные усилия (3 балла)

Учащийся:

  • обычно мотивирован и не отвлекается;
  • вовремя заканчивает и сдает задания;
  • обычно слушает внимательно, участвует в коллективных обсуждениях, выполняет совместные проекты в группах.

Значительные усилия (4 балла)

Учащийся:

  • обладает самомотивацией;
  • с желанием выполняет задания;
  • часто просит дополнительные задания;
  • почти всегда внимательно слушает, участвует в обсуждениях и совместной работе.

Исключительные усилия (5 баллов)

Учащийся:

  • сам управляет своей деятельностью;
  • ищет новые задания;
  • выполняет задание с энтузиазмом;
  • внимательно слушает;
  • с желанием участвует в обсуждениях и работе;
  • способствует эффективному взаимодействию в учебной группе;
  • берет на себя ответственность за дальнейший личностный и академический рост.

Текущее оценивание

Результаты наблюдений за учащимися должны фиксироваться учителем. Наиболее удачная форма для записей – таблица. Она может иметь следующую форму:

Имя

Татьяна

Дата

10.12.2006

Результаты наблюдений

В конце недели или периода наблюдения сделайте копию таблицы, вырежьте каждый квадратик и приложите его к индивидуальной карте недельных наблюдений каждого ребенка.

Самооценка

Самооценка учеников – это важная часть реальной оценки. Она позволяет учащимся критически отнестись к своим успехам, взять на себя контроль над процессом обучения и его результатом, а также ответственность за них.

Дневники, заметки об успехах учеников, учебные журналы, табели, ведомости, письменные размышления учеников об их собственной работе помогают учителю следить за прогрессом детей. Для стимулирования процесса самооценки следует задать каждому ученику ряд вопросов и обязательно записать ответы на них.

  • Какие навыки тебе удалось усовершенствовать в прошлом году?
  • Что ты умеешь очень хорошо?
  • Что можешь улучшить?
  • Над чем ты бы хотел поработать в этом году?
  • Чему надеешься научиться в этом году?

Можно предложить ребятам заполнить «Лист самоанализа планов и интересов» в начале и в конце учебного года, а для самооценки конкретных работ – ответить на вопросы «Листа самооценки» (Приложение 3).

Беседа как один из методов оценки

Беседа учителя с учеником предоставляет им обоим возможность обсудить конкретную тему: прочитанную книгу, написанное сочинение или текущую работу ученика. Разговор нужно вести в доверительной и спокойной манере, чтобы ученик не чувствовал себя скованным и был готов поделиться своими мыслями.

Беседа – один из важнейших методов реальной оценки, поскольку она позволяет дополнить информацию:

  • об уровне понимания учеником дисциплин учебного плана;
  • об интересах и увлечениях;
  • о тех областях, в которых ученику требуется помощь;
  • об эффективности методов, применяемых учителем;
  • о том, чему ученик хочет обучаться в дальнейшем.

Содержание беседы фиксируется (Приложение 4).

Родители не всегда могут ознакомиться с портфолио своего ребенка в школе. В таких случаях можно выслать им копию «портфеля» для ознакомления и предложить поделиться свои впечатлениями, высказать свое мнение. Ответ родителей в виде заполненной анкеты подшивается и является подтверждением эффективности общения учителя с семьей (Приложение 5).

Литература

  1. Десятибалльная система. Безотметочное обучение. – Мн., 2003.
  2. Джасмин, Дж. Оценивание «портфеля» в классах, работающих в рамках цельноязыкового подхода. – Халтингтон-Бич, 1992.
  3. Перроун, В. Расширяя оценивание учащихся. – Александрия, 1991.
  4. Уолш, К. Создание классов, ориентированных на 8-,9- и 10-летних детей. – Мн., 2002.
  5. Юдина, И. Портфолио ученика средней школы. – Волгоград, 2006.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска

 

Лениногорского муниципального района РТ

ПОРТФОЛИО

учителя начальных классов

                       Фамилия________________________________

Имя_____________________________________

Отчество_________________________________

Дата рождения____________________________

Образование______________________________

     

  Пед.стаж_________________________________

           

                       Квалификационная категория_____________________

  Повышение квалификации_____________________


Приложение 2

Контрольная таблица развития умений

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

Умения, навыки

П

И

Р

На письме ученик употребляет правильно:

начальные согласные

конечные согласные

сочетания согласных

окончания слов

Ученик знает знаки препинания:

точку

вопросительный знак

восклицательный знак

кавычки

При письме ученик правильно употребляет:

знаки препинания

заглавные буквы

Ученик может выстроить последовательность событий в рассказе:

устно

на письме

Ученик может классифицировать предметы по:

размеру

цвету

другим признакам


Контрольная таблица развития навыка слушания

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

Умения, навыки

П

И

Р

Ученик смотрит в глаза говорящему

Ученик заинтересованно слушает

Ученик поворачивается в сторону говорящего

Ученик слушает и понимает:

одно задание

два задания

три и более заданий

Ученик может следить за ходом разговора, беседы:

один на один

при участии всего класса


Контрольная таблица развития речевых навыков

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

Умения, навыки

П

И

Р

Ученик пользуется экспрессивной речью для:

сравнения и противопоставления

выстраивания последовательности событий

обозначения предметов

выделения важного

изложения своих планов, выводов

рассказа о собственном опыте

Ученик может:

самостоятельно начать разговор

ждать, пока не появится возможность рассказать о своем

выразить несогласие, не нарушая ход разговора

запросить пояснения

развить мысль

адекватно отреагировать

держать в уме мысль, пока ожидает своей очереди для высказывания

не отклоняться от темы

Ученик может правильно произносить:

звуки

слова


Контрольная таблица развития навыков чтения

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

Умения, навыки

П

И

Р

Проявляет интерес к чтению

При возможности выбора вида занятий выбирает чтение

Как читатель проявляет уверенность

Имеет любимые книги

Может рассуждать о книге

Высказывает предположения по поводу последующих событий в рассказе

Задает вопросы

Рассказывает об идеях, которые появились у него по прочтении рассказа

Помнит картинки (рисунки), текст и использует их для подкрепления и объяснения своих идей

Может пересказать рассказ:

от начала до конца

с соблюдением последовательности основных событий

детально

Может рассказать о:

героях

месте и времени действия

событиях

кульминации событий

проблеме

решении проблемы

Примечание. Учитель дополняет таблицы необходимыми позициями самостоятельно.


Приложение 3

Лист самоанализа планов и интересов

(на начало учебного года)

  1. Дата_________________________________________________________
  2. Фамилия_____________________________________________________
  3. Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В будущем (через 5–10 лет) я хотел бы добиться

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мне интересны предметы

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. У меня есть следующие способности и личностные качества, знания и умения, чтобы добиться высоких результатов по интересующим меня предметам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для успешного обучения мне не хватает

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои образовательные планы на текущий        учебный год

Чего хочу добиться?

Что собираюсь для этого сделать?

Результат

К концу года

В 1-ой четверти

Во 2-ой четверти

В 3-ей четверти

В 4-ой четверти


Лист самоанализа планов и интересов

(на конец учебного года)

  1. Итоги прошедшего учебного года

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из запланированного мне удалось выполнить

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Невыполненным оказалось

_______________________________________________________________________________________________________________________________,потому что

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В результате изучения предметов

________________________________________________________________________________________________________________________________

для меня стало важным

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В этом учебном году для меня самым значительным и запоминающимся было

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои представления о себе за прошедший год изменились

________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание. Листы самоанализа заполняются в начале сентября и конце мая в классе самостоятельно (для учащихся 1-2 классов – с помощью учителя) или дома.

Лист самооценки

Дата:

Имя:

  1. Мне нравится моя работа?
  2. Я могу работать лучше?
  3. Я использовал различные идеи?
  4. Я нуждался в помощи?
  5. Я еще что-либо могу сделать по этой теме?
  6. Я покажу остальным эту работу и расскажу о ней?

Приложение 4

Обсуждение творческой работы по русскому языку

(примерная форма для заполнения в ходе беседы)

Дата:

Имя:

Над чем ты сейчас работаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько ты уже написал (первый черновик, отредактированный вариант, вариант, отредактированный товарищем, последняя правка)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Твои дальнейшие планы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что тебе больше всего нравится в твоей работе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что-нибудь хотелось бы изменить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии учителя

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение задания по чтению

(примерная форма для заполнения в ходе беседы)

Дата:

Имя:

Как называется книга, которую ты сейчас читаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто ее автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты читал другие книги этого автора?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему ты выбрал эту книгу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расскажи вкратце, о чем ты прочел.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что бы ты хотел сделать, когда прочтешь книгу (написать о ней доклад, нарисовать плакат, сделать устное сообщение, написать письмо автору и т.д.)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тебе бы хотелось прочесть другие книги этого автора?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии учителя

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5

Письмо родителям

Дата:

Кому:

Ваш сын (дочь) покажет Вам «портфель» со своими работами. Пожалуйста, просмотрите и обсудите их вместе.

Сообщите о своих впечатлениях и выскажите мнение по поводу динамики развития Вашего ребенка, заполнив прилагаемую форму.

Верните портфолио в школу до конца недели.

Спасибо за помощь и сотрудничество.

С уважением,

__________________.

Анкета для родителей

(примерная форма ответа)

Дата:

Имя:

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Ваш ребенок принимал участие в просмотре работ?

__________________________________________________________________

Что понравилось Вам больше всего? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Довольны ли Вы успехами Вашего ребенка? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли у Вас вопросы и пожелания?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи родителей

Контрольная таблица выявления интеллектуальных способностей

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

                                  Умения, навыки

П

И

Р

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий

Задает множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

Задает много «умных» вопросов о том, что обычно детей не интересует

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов

Может вести «интеллектуальные» беседы с другими детьми и взрослыми

Склонен  к серьезным размышлениям

Легко справляется с нестандартными заданиями и может придумывать их сам

Понимает сложные (для его возраста) определения, демонстрирует абстрактное мышление

Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки

Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течении большего времени, чем  его сверстники

Легко складывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

Проявляет острую наблюдательность

Одарен в области музыки, рисования и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ        

ТИПЫ ПОРТФОЛИО        

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО        

ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА        

Критерии для рубрикатора баллов        

Текущее оценивание        

Самооценка        

Беседа как один из методов оценки        

ЛИТЕРАТУРА        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4        

ПРИЛОЖЕНИЕ 5        


Учебное издание

Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных

достижений учащихся начальных классов

Методические рекомендации для учителя

Составитель

Лагун Наталья Евгеньевна

Редактор Е.В.Моженок

Верстка _____________

Подписано в печать _________. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Ризография.

Усл. печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____.

Тираж 200 экз. Заказ № ___.

Издатель и полиграфическое исполнение

Учреждение образования «Минский городской

государственный институт повышения квалификации

и переподготовки кадров образования»

ЛИ № 02330/0133487 от 30.03.05.

220034, Минск, пер. Броневой, 15а

E-mail: ipk@edu.by

http://ipk.minsk.edu.by

Лениногорск

4 декабря 2008 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов.

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов....

Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...

«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...

Презентация к докладу: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО".

Презентация к докладу для педагогического совета, на тему: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО"....