Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника
статья по теме

Подкаменная Юлия Владимировна

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_mladshego_shkolnika.doc73.5 КБ
Office presentation icon portfolio_npk_podkamennaya_yuv.ppt840.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Подкаменная  Юлия Владимировна,                    учитель МБОУ «Гимназия №8»

Выступление по теме:  «Портфолио как одна из форм  оценивания достижений младшего школьника»

                                                                    Не стоит бояться перемен. Чаще всего    

                                                                   они случаются именно в тот момент,                

                                                                   когда они необходимы.

                                                                                                                     Конфуций.

Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения обучащихся, ориентировать ребенка  на успех.

Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.  

Разработка портфолио позволяет решать такие педагогические задачи как:

- Формирование умения учиться ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;

- Формирование и поддержка высокой учебной мотивации учащихся;

- Организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;

- Расширение возможности обучения и самообучения;

- Развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.

В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся  в период обучения в начальной школе.

Программа работы с портфолио состоит из следующих этапов:

1 этап. Подготовительный (1 класс, I четверть) – Подготовка рабочих материалов, составление плана портфолио, оформление папок, информирование  детей и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения

2 этап. Информационно-диагностический. (1-4 класс) Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности. Психологическая диагностика. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады и т.п.

3 этап. Аналитический (1-4 класс).   Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута.   Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период. Анализ результатов работы по накоплению портфолио

4 этап. Заключительный (4 класс, IV четверть). Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут и повысить образовательный рейтинг.  Анализ мнения родителей, классного руководителя, учителей-предметников. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

 Структура         портфолио
Жестких требований к форме и содержанию портфолио  на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Мои достижения" и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.
Другими словами, раздел "Творческие работы" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения.. Это должна быть специально организованная папка, в которой будут помещены работы ребёнка, с помощью которых можно будет увидеть успешность ребёнка как ученика, выполнить оценку и самооценку результатов его деятельности, увидеть развитие и расширение его интересов и увлечений. Эта папка должна стать папкой роста, развития, успеха для каждого обучающегося.  

Примерная структура  портфолио ученика  начальной школы

1) Титульный лист. Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2) Раздел «Мой мир». Уже в 1 классе  ребенок может  выступить на классном часе с информацией по этому разделу. Всё, что интересно и важно для него.  
 "Мое имя" - информация о том, что означает имя, о знаменитых людях, носивших такое имя.  Информация о редкой и интересной фамилии.
"Моя семья" – рассказ  с иллюстрациями, фотографиями о своих родных и близких, своих семейных традициях и, семейных праздниках.

"Мой город", «Моя Родина» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома.  Важно чтобы на ней были отмечены опасные места.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - рассказ о том, чем увлекается ребенок. Сведения о занятости ребенка во внеурочное время, фотографии, иллюстрации.

"Моя школа" - рассказ о школе,  о педагогах, интересных событиях.
3) Раздел «Моя учеба». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, исследовательскими работами и проектами, отзывами о прочитанных книгах, своими творческими работами. 
4) Раздел «Моё творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, коллажи, сказки, стихи, загадки, кроссворды. Если выполнена объемная работа, можно  поместить ее фотографию. При наполнении этого раздела ребенку дается полная свобода.

5) Раздел «Моя общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Выступление на школьной линейке, участие в спектакле, оформление стенгазеты и тд.. 
6) Раздел «Мои путешествия». В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
7) Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются  все, имеющиеся у школьника, документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о  результатах тестирования и т.д. 

8) Раздел «Родительские заметки». Заполняют родители. Анкеты по разным направлениям, отзывы о творческих работах и пожелания.

Ведение портфолио должно стать совместной деятельностью учителя, ребёнка и родителей. На начальном этапе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Важно с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.

Название раздела

Компоненты раздела

Формированию каких УУД способствуют

«Мой мир»

Личные данные учащегося:

«Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой город» и др

Личностные

Цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография

Регулятивные

Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы самовоспитания и самосовершенствования

Личностные

« Моя учеба»

Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год

Познавательные

Листы самоанализа и   взаимооценки за определенный период

Регулятивные

«Мои достижения»

Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма; итоговые проверочные работы.

Личностные

Таблица «Мой маршрут успеха»

Регулятивные

«Мое творчество»

Проектные работы

Коммуникативные

Исследовательские работы и рефераты

Коммуникативные

Работы, как результат занятия в учреждениях дополнительного образования

Личностные

«Родительские заметки»

Анкеты родителей о ребенке по различным направлениям

Регулятивные

Отзывы родителей о творческих, проектных работах ученика

Коммуникативные

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам.

 Это может быть: выставка, публичная презентация  (по желанию обучающихся) в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей), где дети анализируют то, чему они научились, определяют свои самые значительные достижения, знакомят одноклассников с планами на будущее.

Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

• творчество;

• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

• понимание и полнота отражения учебного материала.

Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав документации, способов его  заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося. Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения,  развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым, повышая качество образования.

        

«Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим».

                                                                                                    Дуглас Мэллох        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Портфолио как одна из форм оценивания учащихся

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя...

Современные способы оценивания достижений младших школьников.

Информация об используемых современных способах оценивания достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...

Мастер –класс «Критериальное оценивание достижений младших школьников»

Мастер –класс«Критериальное оценивание достижений младших школьников»...