Рабочая программа
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УО МО «Мухоршибирский район»
МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. дир. по УВР: Директор школы:
_______ ________
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Рассмотрено Составила:
на заседании ШМО учитель начальных классов
« » _________ Л.А. Онохова
Руководитель ШМО:
_______
с. Новый Заган
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы по музыке – «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для
учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2013.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику
«Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы». – М.: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для
Учителя. Составители: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М., Просвещение, 2013;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD
mp3. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».
Учебный предмет «Музыка входит в предметную область «Искусство».
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных
(опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной
деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В рабочей программе предусмотрено 3 часа на национально-региональный компонент.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования
у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие,
развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение,
музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-
пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание программы учебного предмета «Музыка» в 4 классе
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание | Примерный музыкальный материал |
1 | «Россия – Родина моя» | 3 | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка). |
2 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. | Стихира. («Богатырские ворота»М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин). Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник |
3 | «День, полный событий» | 6 | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»). Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере Н.А.Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане». Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П. Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский). Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. |
5 | «В концертном зале» | 5 | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. | Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов). Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен). Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. |
6 | «В музыкальном театре» | 6 | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Основные средства музыкальной выразительности. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Народная и профессиональная музыка. | Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька», Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский). Орнаментальная мелодика. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. | («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока | Разделы программы и темы уроков | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Россия – Родина моя (4 часа) | |||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 | |||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | |||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | |||
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | |||
День, полный событий (5 часов) | |||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | |||
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | |||
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | |||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | |||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 | |||
В музыкальном театре (4 часа) | |||||
10-11 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 2 | |||
12 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | |||
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. (НРК) | 1 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) | |||||
14 | Композитор – имя ему народ. Муз. инструменты России. | 1 | |||
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | |||
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | |||
В концертном зале (6 часов) | |||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | |||
18 | Старый замок. | 1 | |||
19 | Счастье в сирени живет… | 1 | |||
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы… | 1 | |||
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | |||
22 | Царит гармония оркестра. | 1 | |||
В музыкальном театре (2 часа) | |||||
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | |||
24 | Балет «Петрушка». | 1 | |||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) | |||||
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | |||
26 | Кирилл и Мефодий. | 1 | |||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | |||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. (НРК) | 1 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) | |||||
29 | Народные праздники. Троица. (НРК) | 1 | |||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) | |||||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | |||
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. | 1 | |||
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |||
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | |||
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 | |||
Всего: | 34 | ||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать
идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный
язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- магнитная доска;
- проектор;
- экран навесной.
Литература для учителя:
1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: На основе «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс». – М.:
Просвещение, 2013.
3. Фонохрестоматия для 4 класса СD (mp 3). М.: Просвещение, 2014.
4. Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013.
Информационно-образовательные ресурсы:
http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
http://www.proskolu.ru
http:// red@1september.ru
Учебно-тематическое планирование(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
«Россия – Родина моя» (4 часа) | |||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
мелодия 1-й части. С. Рахманинов
| Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса; демонстрировать личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты. | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
| |||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
| Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры.
| Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | ||
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
| |||
День, полный событий (5 часов) | |||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
| Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | - самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку; - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты; - выделять главную мысль. | |
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально- поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).
П. Чайковский.
на родные песни. | Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | ||
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке.
«Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков | Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. | ||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.
М.Мусоргский
хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
ры «Борис Годунов». М. Мусоргский. | - самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку; - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты; - выделять главную мысль. | ||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
| Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | ||
«В музыкальном театре» (4 часа) | |||||
10 | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:
| Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. | - формирование монологической речи учащихся; -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью; - выделять их признаки и свойства; - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем; - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты. | |
11 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин». М. Глинка:
| |||
12 | Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. | Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность
| |||
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
| |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) | |||||
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
| Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
| - работать с рисунками; - составлять рассказ по рисунку; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация); - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; - пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту; - определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок; - оценивание своих учебных достижений. | |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
| |||
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. | |||
«В концертном зале» (6 часов) | |||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин и П.Чайковский.
| Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике. | - уметь переносить знания; - умения в новую ситуацию для решения проблем; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация); - формирование монологической речи учащихся; - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью; - выделять их признаки и свойства. организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты. | |
18 | Старый замок. | Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
| |||
19 | Счастье в сирени живет… | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
| Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита. Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | ||
20 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. | ||
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты Л. Бетховена.
| |||
22 | Царит гармония оркестра. | Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музыцирование на элементарных музыкальных инструментах.
| Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп. | ||
«В музыкальном театре» (2 часа) | |||||
23 | Театр музыкальной комедии. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
| Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | - работать с учебным текстом; - делать простые выводы; - участие в диалоге; - поиск необходимой информации в словарях; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. | |
24 | Балет «Петрушка». | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. | ||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) | |||||
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - работать с учебным текстом; - делать простые выводы; -участие в диалоге; - формирование учебного сотрудничества; - поиск необходимой информации в словарях; - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. | |
26 | Кирилл и Мефодий. | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. | ||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | ||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) | |||||
29 | Народные праздники. Троица. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
| Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. | - импровизировать на заданные тексты. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) | |||||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.
| Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, устно описывать объект наблюдения, владение способами контроля и оценки деятельности; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - устно описывать объект наблюдения; - владение способами контроля и оценки деятельности; - аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, устно описывать объект наблюдения, владение способами контроля и оценки деятельности; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - устно описывать объект наблюдения; - владение способами контроля и оценки деятельности; - аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...