Рабочая программа
рабочая программа по музыке (4 класс)

Рабочая программа

Предмет "Музыка"

Класс 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_muzyke.docx84.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УО МО «Мухоршибирский район»

МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                Утверждаю:

Зам. дир. по УВР:                Директор школы:

_______                  ________  

        

Рабочая программа

по учебному предмету

«Музыка»

4 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Рассмотрено        Составила:

на заседании ШМО        учитель начальных классов

«     » _________          Л.А. Онохова

Руководитель ШМО:

_______  

                                                     

 с. Новый Заган

2022-2023 учебный год

Пояснительная   записка

           Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана и    составлена

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования  по музыке и авторской программы по музыке –  «Музыка.    

Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для

учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2013.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику

«Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы». –  М.: Просвещение, 2013.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для

Учителя. Составители: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. –  М., Просвещение, 2013;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD

mp3. –  М.: Просвещение, 2014.

            Рабочая программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

            Учебный предмет «Музыка входит в предметную область «Искусство».

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие

музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного

вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,

образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности

(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

                 Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных

(опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной

деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы –  охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Место учебного предмета в учебном плане

            В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

            Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

            Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

            Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

            В рабочей программе предусмотрено 3 часа на национально-региональный компонент.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

            Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной принадлежности;

  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве

и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • уважительное отношение к культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности  и чувства;
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

            Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска

средств ее осуществления;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

в соответствии с целями и задачами;

  • осознанно строить речевое высказывание  в соответствии с задачами

коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

установления аналогий;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

            Предметные результаты

            В результате изучения музыки на ступени начального общего образования

у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие,

развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за

достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение,

музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

      Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё

отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-

пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении

значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и

представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и

приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание  программы учебного предмета «Музыка» в 4 классе

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

Примерный музыкальный материал

1

«Россия –

Родина моя»

3

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка).

2

«О России петь – что стремиться

в храм»

4

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Стихира. («Богатырские ворота»М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

3

«День, полный событий»

6

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере  Н.А.Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П. Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский).

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

4

«Гори, гори ясно, чтобы

не погасло!»

3

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

5

«В концертном зале»

5

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Различные виды музыки:  инструментальная.

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов).  

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен).

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

6

«В музыкальном театре»

6

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Основные средства музыкальной выразительности.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Народная и профессиональная музыка.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского).

 Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

7

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке.

(«Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен,  «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ урока

Разделы программы и темы уроков

  Кол-во  

   часов

Дата

план

факт

Россия – Родина моя (4 часа)

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?  

1

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

1

День, полный событий (5 часов)

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

6

Зимнее утро, зимний вечер.

1

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

9

«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

1

В музыкальном театре (4 часа)

10-11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

2

12

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. (НРК)

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

14

Композитор – имя ему народ. Муз.  инструменты России.

1

15

Оркестр русских народных инструментов.  

1

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

В концертном зале (6 часов)

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок.

1

19

Счастье в сирени живет…

1

20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Годы странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

В музыкальном театре (2 часа)

23

Театр музыкальной комедии.

1

24

Балет «Петрушка».

1

«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)

25

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

26

Кирилл и Мефодий. 

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник. (НРК)

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)

29

Народные праздники. Троица. (НРК)

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты.

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

Всего:

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

            К концу 4 класса обучающиеся научатся:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,

музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие

музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать

идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального

искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое

впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и

воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде

исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении

различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный

язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при

пении  простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,

драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация  и др.).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;
  • магнитная доска;
  • проектор;
  • экран навесной.

     Литература для учителя:

            1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: На  основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.  –  М.: Просвещение, 2011.

2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс». –  М.:

Просвещение, 2013.

3. Фонохрестоматия для 4 класса СD (mp 3). М.: Просвещение, 2014.

4. Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013.

     Информационно-образовательные ресурсы:

          http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

          http://music.edu.ru/

          http://viki.rdf.ru/

     http://www.proskolu.ru

     http:// red@1september.ru

Учебно-тематическое планирование(1 час в неделю, 34 часа в год)

№ урока

Тема урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Предметные

УУД

«Россия – Родина моя»  (4 часа)

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»                          

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная

мелодия 1-й части. С. Рахманинов

  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
  • «Песня о России» В.Локтев
  • «Вокализ» С.Рахманинов.

Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса; демонстрировать личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.

- организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень».

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

 

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен.  Ненецкие песни и их жанры.

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  
  • «Солдатушки, бравы ребятушки»
  • «Милый мой хоровод»
  • «А мы просо сеяли»

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

4

«Я пойду по полю белому…

На великий праздник собралася  Русь!»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

День, полный событий  (5 часов)

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;
  • «Пастораль» Г.Свиридов;
  • «Осень» Г.Свиридов.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

-  импровизировать на заданные тексты;

- выделять главную мысль.

6

Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально- поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).

  •  Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  •  У камелька (Январь). Из цикла «Времена года».

П. Чайковский.

  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские

на родные песни.

Понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере  Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане».  Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы

«Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Знать и понимать понятие   музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

8

Ярмарочное гулянье.  

Святогорский монастырь.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
  • «Девицы, красавицы».
  • «Уж как по мосту, мосточку»,
  • «Детский альбом» П.Чайковского.
  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
  • Вступление к опере «Борис Годунов»

М.Мусоргский

  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку,

хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

  • Вступление; Великий колокольный звон. Из опе

ры «Борис Годунов». М. Мусоргский.

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

-  импровизировать на заданные тексты;

- выделять главную мысль.

9

«Приют, сияньем  муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка.
  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия  романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

«В музыкальном театре»  (4 часа)

10

Опера

«Иван Сусанин»

М.И. Глинки.

 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция
  • танцы из 2 действия
  • хор из 3 действия

 Знать названия изученных жанров   опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения.

- формирование монологической речи учащихся;

 -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

- выделять их признаки и свойства;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

11

Опера

«Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин». М. Глинка:

  • сцена из 4 действия

12

Опера  

«Хованщина» М.П. Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные

мотивы.

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  •  «Танец с саблями».
  • Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  (3 часа)

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.  Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
  • Аисты, узбекская народная песня.
  • Колыбельная, английская народная песня.
  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.
  • Санта Лючия, итальянская народная песня.
  • Вишня, японская народная песня, и др.
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский (на выбор учителя).

 Знать  названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле. Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

 

- работать с рисунками;

- составлять рассказ по рисунку;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация);

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

15

Оркестр русских народных инструментов.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

16

«Музыкант-чародей».

Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

«В концертном зале»  (6 часов)

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель).

Вариации

на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

- уметь переносить знания;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

18

Старый замок.

Различные виды музыки:  инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

19

Счастье в сирени живет…

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.  Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита. Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.  Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

21

Патетическая

соната.

Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.  Музыкальная драматургия сонаты Л. Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Арагонская хота. М. Глинка.

22

Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музыцирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

 Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

«В музыкальном театре»  (2 часа)

23

Театр музыкальной комедии.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

 Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Уметь  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства.

24

Балет

 «Петрушка».

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка.

«О России петь – что стремиться в храм»  (4 часа)

25

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.
  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
  • Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
  • Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотрудничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

26

Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  • Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев
  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)
  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  •  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  (1 час)

29

Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

  • Троицкие песни.

Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

- импровизировать на заданные тексты.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»  (5 часов)

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.
  • Ф.Шопен.
  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
  • Пастушка, французская народная песня.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениям различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...