Технологическая карта урока музыки "Русский фольклор" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о фольклоре народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока музыки "Русский фольклор" УМК "Школа России" 1 класс | 162.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Дата: 04.04.2024г Школа: МБОУ СОШ №1 Класс: 1А Урок: 3 | Студент: Шаландина Юлия Алексеевна Группа: 301 Учитель: Верхорубова Елена Владимировна Методист: | |
Время:9:45-10:25 | Кабинет: 201 |
Тема урока: «Русский фольклор»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о фольклоре народов России.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. актуализировать знания о сказках, мифах, легендах и народных русских инструментах через игру «Узнавай-ка»; 2. познакомить с понятием «фольклор», дав определение; 3. расширить знания обучающихся о народном творчестве, познакомив с музыкальным народным творчеством; 4. научить различать на слух жанры народной музыки. | Предметные: 1. узнают о различиях жанров народной музыки; 2. употребят в речи понятие «фольклор»; 3. познакомятся с устным народным творчеством; 4. узнают музыкальное народное творчество. Личностные: 1. положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности; 2. развитие умения выказывать своё мнение.
Регулятивные: 1. уметь слушать в соответствии с целевой установкой; 2. принимать и сохранять цель и учебную задачу; 3. вносить соответствующие коррективы; 4. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи. Коммуникативные: 1. умение выражать свои мысли и планирование сотрудничества; 2. развитие умения слушать и понимать других. |
Развивающие: 1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал. 2. развивать умения безошибочно писать под диктовку. 3. развивать память и логику. | |
Воспитательные: 1. воспитывать уважение друг к другу и окружающим. 2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга. 3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке. |
УМК: презентация, музыкальный материал, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация слайдов | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок музыки. Использование метода "Улыбнемся друг другу" - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку. Самоконтроль готовности. Эмоциональный настрой на работу. | УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; УУПД: уметь выделять существенную информацию. УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | Презентация с картинкой для поднятия настроения. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Внешний контроль Ф М: репродуктивный П: дидактическая игра М: беседа П: игра, ответы на вопросы. | - А теперь давайте начнём наш урок. - К нам на урок пришла Алёнушка, из какой сказки она пришла? Правильно, из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А кто автор этой сказки? Ей нужна помощь, её братец снова превратился в козлёночка. Чтобы им помочь, нужно выполнить самостоятельную работу, а для этого нужно пройти новую тему. Чтобы узнать новую тему, нужно получить у Алёнушки кое-какие предметы, а для этого вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. - Какая была тема прошлого урока? Верно. - Предлагаю поиграть в игру «Узнавай-ка». Я читаю вам признаки сказок, мифов и легенд, а вы делаете определённые движения. Если это сказка, то вы делаете хлопок, если это миф, то вы делаете удар по парте и один хлопок, а если же это легенда, то вы делаете два удара по парте и один хлопок. Готовы? -Описываются исторические события (легенда). Вымысел (сказка). Описываются представления о Богах (миф). Относится к народному творчеству (сказки, мифы, легенды). -Молодцы, вы хорошо справляетесь. Алёнушка дала нам предметы. Посмотрите, что это? Правильно. Постановка проблемы Ребята, сказки, мифы, легенды и инструменты народные. А кто знает, как называют народное творчество? Чтобы узнать предлагаю разгадать шифр. Вам необходимо оставить только буквы и попробовать прочитать. Верно, Это и есть тема нашего урока - «Фольклор народов России». | Ученики отвечают на вопросы. Выполняют задание. - «Сказка, миф и легенда». Игра «Узнавай-ка» - Народные инструменты - Фольклор | УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; УУПД: развитие умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; УУЛД : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: практический. П.: составление плана. | Постановка цели урока. - Какую цель можно поставить? Да, цель нашего урока: познакомиться с фольклором народов России. - Ух, подул сильный ветер и перемешал пункты нашего плана. Попробуйте восстановить план нашего урока:
Выполним первый пункт плана. Что же такое фольклор? Слушайте внимательно и запоминайте, ребята. Фольклор - это народное творчество, в которое входит устное словесное народное творчество, а это сказки, мифы, легенды, загадки, пословицы и музыкальное народное творчество. - Что же такое фольклор? - Да, умнички! - Мы выполнили первый пункт плана. Переходим ко второму. Какие народы России вы знаете? Сегодня мы познакомимся с народными песнями только некоторых народов России. Тех, кого в нашей стране больше. А это русские, татары, якуты, дагестанцы, чуваши, башкиры. | Постановка цели урока. Восстанавливают порядок пунктов плана урока. Слушают учителя. | УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме. УУЛД: развитие умения выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: словесный, беседа. Ф М: беседа. | Новый материал. - Русские народные песни – это выражение души и характера народа. Поэтому появилось так много жанров народных песен (краткий рассказ о разнице жанров): чтобы убаюкать детей – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы хорошо работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни помогают защищать Родину, выражают любовь к родной земле и близким людям, радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души. У русской народной песни есть отличительная черта – её распевность, то есть свободность и плавность. - Всё многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение (поёт один человек), традиционно одноголосное. Главная особенность в том, что в татарской поэзии мелодия строится на 5 звуках (пентатонике), а не на 7, как в других. Также в татарской поэзии перенесение ударения на разное место, иногда приводит к неудобству соединения текста с мелодией, и поэтому при исполнении песен часто произношение остаётся как в разговоре народа и отличается от верной грамматики. - Традиционная песенная культура Якутии объединила несколько стилей. Это и протяжная песня, и торжественная, и праздничная пения с необычными тембровыми красками, то есть окрсками музыкального звука. Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная особенность для традиционной музыки народов Сибири. - Многонациональный характер дагестанской культуры определяет исключительное богатство и многообразие тем и жанров народной музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танцевальных форм. В музыкально-поэтическом творчестве дагестанских народностей выделяется героический эпос, частью легендарного, частью исторического содержания. Особенность: исполняются песни сольно с инструментальным сопровождением. - Традиционная чувашская культура – это единство слова, музыки и узора. Почти все чувашские песни исполняются с движением. Чувашский народ издревле любил петь. В песнях – мудрость чувашского народа, богатство, радость и печаль, одним словом – судьба народа за многие столетия. Чувашская музыка отличается неповторимым своеобразием мелодических образов. В чувашском народе популярны плясовые припевки-частушки. Чувашская мелодия, как и татарская строятся на пентатонике. - Особенность башкирской народной музыки - связь народных песен и наигрышей (народная инструментальная плясовая мелодия) с преданиями (описание одного исторического события очевидцем) и легендами. Песни, в основном, исполняются сольно. Музыканты часто импровизируют. Они очень похожи на татарские, но более музыкальны, чувствуется стремление к чему-то мечтательному. У башкирской мелодии такая же особенность, как у татарской и чувашской, она строится на пентатонике. | Слушают новый материал. Попутно задают вопросы. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУРД: выстраивать последовательность учебных операций. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; | Доска, картинки и схемы |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. «Украшаем музыку» После выбирает лучшего танцора и лучший ряд по пьедесталу. | Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем. | Фоновая музыка | |||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа. П: ответы на вопросы. М: практический, игра. | - Переходим к последнему пункту плана. Предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». Включает музыкальный фольклор. 1. Татарская 2. Башкирская 3. Дагестанская 4. Якутская 5. Чувашская 6. Русская - Молодцы, мы выполнили последний пункт плана и помогли Иванушке превратиться обратно в ребёнка. Наши сказочные герои благодарят вас и прощаются. | Принятие учебной задачи. Отгадывают по мелодиям народность. | УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения - корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУРД: ответственно выполнять свою работу. | Аудиофайл |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: репродуктивный. П:ответы на вопросы, схема. Внешний контроль | Проверка знаний с помощью изготовления памятки. - У вас лежат на партах бланки с понятиями и схемой. Давайте заполним памятку по нашему сегодняшнему уроку. Заполните сами то, что вам по силам, а после проверим и заполним остальное вместе. | Выполняют задания самостоятельно. Сообщают об окончании работы и готовности презентовать свою памятку. Ученики называют ответ понятия, над которой работали. Отвечают на вопросы учителя, говорят как работали, какие трудности возникли. | УУПД: обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях; УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. УУКД: умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; инициативное сотрудничество в поиске информации. | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: тест. П.: ответы на вопросы. М: практический. Самоконтроль | Закрепление знаний с помощью работы в парах. - А теперь давайте выполним парную работу, на партах у вас лежат карточки. Нужно обвести нужные ответы, а в конце проверим что получилось по эталону. Прочитайте. Какой жанр русского фольклора в этом произведении? 1. Баю - побаю, а) пестушки, потешки Скоро в речке накупаю. б) заклички, приговорки В родничке наполощу, в) колыбельные Никуда я не спущу. 2. Ехала барыня а) пестушки, потешки По ровненькой дорожке, б) заклички, приговорки По кочкам, по кочкам - в) колыбельные Да бух! 3. По горам, по долам, а) прибаутки, небылицы Ходит шуба да кафтан. б) считалки, игры в) загадки 4. Снег глубок - год хорош. а) скороговорки б) пословицы в) поговорки Проверка результатов, выдача награды за соответствующие заслуги. | Выполнение парной работы. Проверка результатов. | УУРД: проявление самостоятельности и инициативы. - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; УУКД: умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества. УУЛД: оценка своих и чужих поступков. УУКД: умение строить высказывание с учётом норм языка. | Раздаточный материал Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы. М: игра. Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - А теперь подведём уроки, ребята. Какую тему сегодня изучали? - Достигли ли цели урока? - Что мы сегодня узнали? - А для чего мы должны знать русский фольклор? - Правильно, ведь это наше богатство, наша история. А как говорил Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Ведь прошлое - это опыт многих веков, многих людей, народов, который помогает развиваться обществу и науке. Использование метода «Солнышко и тучка». - А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на партах есть цветные листочки: один жёлтый со счастливым солнышком (если вы довольны своей работой на уроке), а второй голубой с тучкой (если не довольны) Поднимите нужный листик. - Хорошо, спасибо, ребята! - Вы большие молодцы. Хорошего вам дня и солнечного настроения! | Ответы детей Фиксируют изученный материал на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свое мнение. Оценивают свою деятельность. | УУПД: уметь формулировать выводы. УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. УУРД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки". Создаются условия для формирования активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...
Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.
Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...