О чем могут рассказать русские народные песни
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Музыка, 1 класс

Урок 5. «О чем могут рассказать русские народные песни»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Выявление характерных черт русских народных песен и осознание жизненности их содержания.
  2. Освоение жанров народных песен и причин их бытования в народе.
  3. Формирование представления об особенностях исполнения русских народных песен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chem_mogut_rasskazat_russkie_narodnye_pesni.docx20.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 5. «О чем могут рассказать русские народные песни»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Выявление характерных черт русских народных песен и осознание жизненности их содержания.
  2. Освоение жанров народных песен и причин их бытования в народе.
  3. Формирование представления об особенностях исполнения русских народных песен.

Глоссарий по теме:

Народные песни – это музыкальное творчество народа. Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. Они не имеют конкретного автора, поскольку, с течением времени в них постоянно вносились изменения.

Русские народные песни – выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха, выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

Поэтому и появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы споро работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души.

Русские народные песни пришли к нам из далекого прошлого, но и в наши дни они продолжают жить и радовать людей. И сейчас рождаются все новые народные песни. Это происходит потому, что в них отражается все самое важное, что волнует человека.

Ключевые слова

Русская народная песня: плясовая, трудовая, солдатская, хоровод, лирическая, колыбельная, заклички, потешки. Солист ансамбль, музыкант, исполнитель, хор.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем, о чем рассказывают русские народные песни;

научимся ритмическим импровизациям;

сможем сочинять и исполнять короткие мелодии.

Основное содержание урока

  1. Русские народные песни отражают многогранность души нашего народа. О чём они могут рассказать нам? Давайте послушаем русскую народную песню «Ты река ли, моя реченька». Какие чувства она у вас вызывает? О чём рассказывает? Конечно, вы услышали, что в песне рассказывается о красоте русской природы, о реченьке. Подумайте, какой характер у этой песни? (лирический, героический). Поразмышляйте, о чём еще может рассказывать русская народная песня? Кого прославлять? И что описывать? Ведь песня – это выражение народных чувств.
  2. Сейчас вы услышите фрагмент знакомого вам произведения. Попробуйте пропеть про себя его мелодию или мелодию со словами. Вы узнали прозвучавшее произведение? Правильно, это Государственный гимн Российской Федерации. Вы, наверное, удивились, почему звучит Гимн, когда урок посвящен русским народным песням. Ведь гимн написали композитор Александр Александров и писатель, поэт Сергей Михалков. Но это неспроста. Песня становится народной, если она затрагивает чувства каждого. Если песня выражает общие для всех чувства, любовь к Родине и своему народу, рассказывает о любимом герое, показывает красоту народной души, она дает множеству разных людей почувствовать себя единым народом. Песни сохраняют в памяти народа его традиции и основные события его истории, закладывают основы воспитания человека и формируют его духовно. Песни становятся символами эпох и гимнами государств. Вот так и Гимн России является музыкальным символом нашей страны, так же, как герб и флаг. Он объединяет наших сограждан, напоминает нам о нашей истории и традициях, о красоте нашей Родины, демонстрирует нашу любовь к ней. Народные песни тоже рассказывают нам о нашей Родине, о наших предках, о людях, которые живут рядом с нами.
  3. Народные песни не имеют авторов. И это не потому, что их имена затерялись в веках. Важнее то, что эти песни, однажды сочиненные нашими гениальными соотечественниками, постепенно видоизменялись и преображались: исполняющий их русский народ по крупице вносил изменения, совершенствовал их. Поэтому песни и называются народными: в их появлении и сохранении участвует весь народ.
  4. Русские песни исполняются в русском народе одиночно, солистом, или хором, без сопровождения музыкальных инструментов. Даже плясали крестьяне под пение. Сюжеты русских песен весьма многочисленны, они охватывают весь уклад крестьянской жизни от рождения до ухода. А как вы думаете, какой жанр русской народной песни самый-самый древний? Послушайте музыкальный фрагмент и попробуйте показать свободными движениями, а может и напеть сюжет этой песни. Да, это колыбельная. Самая первая песня, которую слышит малыш от мамы, уютно пригревшись на ее руках. Она мерно укачивает малыша.
  5. Русский народ всегда трудился. И для облегчения труда появились трудовые песни. Они исполнялись с определенной интонацией и выкриками, которые побуждали к активной работе. Прослушайте фрагмент трудовой песни, вы можете подпевать и показывать движения, помогающие работе.
  6. Особый жанр русской народной музыки — это солдатские песни. В них отражена вся жизнь солдата. Он поет об учениях, о тяжести солдатской службы, о страшных сражениях. О том, как сложно жить вдали от родных земель и любимой семьи. Но он не жалуется, потому что знает – он выполняет долг перед Родиной и служит верно. Поэтому и мелодия, и ритм солдатских песен очень строгие и четкие. Давайте послушаем одну из песен этого жанра и исполним ее. Слова каждого куплета начинаются со слов «Солдатушки, бравы ребятушки».
  7. Любование красотой человека и природы, лирические и напевные, энергичные и шуточные - все это хороводные песни. Они пелись на всех праздниках и просто для забавы. Мелодия лирических хороводов широкая, плавная, с распеванием слогов. Лирические хороводы водились по кругу. А шуточные хороводы имеют оживленный темп и четкий ритм, и представляли собой игру. Например, известная вам игра «Ручеёк» - это некруговой хоровод!
  8. Как бы вы назвали песни, под которые хочется плясать? Да, и в народе их называют плясовыми. Послушайте русскую народную плясовую песню «Ах, вы сени, мои сени», обратите внимание на характер мелодии – плавная она или отрывистая? Это важная особенность плясовых мелодий. Они плавные, напевные, но одновременно хочется и петь, и пуститься в пляс.
  9. Следующий жанр народной музыки самый забавный и отлично знаком вам: потешки и заклички. Это небольшие музыкальные произведения, с которыми человек встречается очень рано, еще до того, как начинает разговаривать. Потешки – это песенки-приговорки, которые побуждают ребенка к действию. Они помогают ребенку развивать ручки и ножки, приучаться к гигиене, порядку и просто дарят радость. Самая известная из потешек – «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». Перед вами еще одна потешка, давайте поиграем!
  10. Заклички - это песенки-заклинания. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу, дождю и другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желая её скорейшего прихода, тепла, солнца, сетуя и жалуясь на зиму. На экране текст заклички, попробуйте ее пропеть с просительной интонацией.
  11. «У нас народ, - писал Николай Александрович Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». Теперь вы знаете жанры русской народной песни, умеете определять их на слух, исполнять и импровизировать.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Подчеркни самый задорный жанр русской народной песни.

  1. Колыбельная.
  2. Плясовая.
  3. Хороводная.

Правильный ответ:

  1. Колыбельная.
  2. Плясовая.
  3. Хороводная

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Этот жанр русской народной песни предполагает энергичные танцевальные движения.

Источник: Источник: Музыка. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/226606/

Автор: Бурлакова Ольга Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Соколов - Микитов «Русский лес», Русская народная песня «Березонька».

Урок чтения в 1 классе. Учащиеся знакомятся с разными по жанру произведениями, совершенствуют навыки чтения....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...