Технологическая карта урока музыки "Героическая симфония"
план-конспект урока по музыке

Данная разработка будет полезна учителям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskaya_simfoniya.docx408.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Урок: Музыка

Класс: 3 «Б»

Тема: «Героическая симфония».

Цель: знакомство учащихся с «Героической» симфонией Л. Бетховена

Задачи:

-познакомить с новым ммузыкальным произведением: «Героическая» симфония №3

-узнать о симфонии №3 Людвига ван Бетховена

Планируемые результаты:

Предметные: развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.

Метапредметные: самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; формирование  информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;

Личностные:  формирование интереса к музыкальным занятиям; понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Познавательные: формировать и развивать певческие навыки, анализировать музыкальные произведения с помощью средств музыкальной выразительности.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; организовывать свои действия; планировать работу в соответствии с поставленной задачей; развивать творческое мышление, внимание, память.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, магнитофон, наглядный материал

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мотивационно ориентировочный этап

1.Организационный момент

Включается мелодия «Симфония №3» и учащиеся входят в класс.

2.Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ребята

3. Приветствие.

-Меня зовут Елена Александровна, урок музыки проведу сегодня у вас я.

5.Психологический настрой

- Прочитайте слова на доске:

«Думать коллективно, решать оперативно, отвечать доказательно, бороться старательно и открытия нас ждут обязательно»

- К чему нас призывают эти слова?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

-Проверьте своё рабочее место, сядьте правильно, спина касается спинки стула, ноги вместе.

Входят в класс

Здравствуйте

Приветствуют

Читают слова

Быть дружными

Проверяют рабочее место

II. Поисковый этап

1.Определение темы урока.

-Ребята, а вы обратили внимание под какую мелодию вы заходили.

-Вы когда-нибудь слышали эту мелодию?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие в прошлые века, в Германию. Там жил замечательный, талантливый человек.

-А какой мы сейчас узнаем. Расшифруйте его Фамилию .

-Что у вас получилось?

-Правильно. Бетховен.

-Людвиг ван Бетховен, Немецкий композитор, пианист и дирижёр, сочинил симфонию №3 под названием «Героическая»

3. Постановка темы и задач урока

-Так какая же тема нашего урока?

-Подкорректирую. Тема нашего урока «Героическая симфония».

-Вам знакомо слово симфония?

-Давайте поставим задачи на наш урок.

-Вам помогут вспомогательные слова Узнаем… и Познакомимся…

-Да вы правы, мы узнаем что такое симфония, познакомимся с «Героической» симфонией Бетховена

ответы детей

Бетховен

Героическая симфония

узнаем, что такое симфония, познакомимся с этой симфонией

III.Практический этап.

1.Открытие новых знаний.

- Ребят, как вы думаете, что такое симфония? Симфония с греческого означает созвучие- единство мыслей, идей звуковых образов. Симфония –это произведение, написанное для симфонического оркестра и состоит из нескольких частей.

- Кто такой Бетховен? Людвиг ванн Бетховен- гениальный немецкий композитор, и музыкант. Он считал, что музыка должна высекать огонь из души человека. Даже великий Моцарт сказал о нем: « Посмотрите на него, он еще заставит всех о себе говорить!». Людвиг ванн Бетховен прожил нелегкую творческую жизнь. В 27 лет начал терять слух, для него это было большой трагедией, но несмотря на это, он продолжал работать. Бетховен- сильный, волевой, свободолюбивый человек. Во всех его произведениях добро борется со злом. Бетховен написал 9 симфоний но 3-ю « Героическую» он считал самой лучшей. В начале симфония была посвящена лидеру французской революции Наполеону, но позже он поменял посвящение, назвав симфонию « Героической» и посвятив ее борьбе французского народа за свободу.

-Я хочу рассказать вам одну историю. Весной 1912 года газеты  всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул. В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, дававшие по вечерам концерты для пассажиров, и заиграли…

2. Слушание 1 части симфонии «Призыв к мужеству»

Звучит 1 часть «Героической симфонии»

-Смертельно раненый «Титаник» погружался мучительно долго. И все это время звучала Третья «Героическая» симфония Людвига ван Бетховена.

3. Беседа о прослушанном

- Прочитайте, как называлась часть симфонии, которую мы прослушали. Что же значат эти слова –призыв к  мужеству?

- Как звучала 1 часть симфонии?

- Что мы слышим в мелодии?

- Почему музыканты тонущего корабля стали играть именно эту симфонию?

- Заиграв, «Героическую» симфонию, музыканты как бы заставляли людей сохранять спокойствие, не поддаваться панике.

4. Рассматривание иллюстрации

- А теперь посмотрите на картину И. Айвазовского, она созвучна с происшествием на  «Титанике». Что вы видите на этой картине? В каких цветах она выполнена? Представьте себя на месте людей, находящихся на Титанике в тот момент. Какие эмоции вы бы испытали?

5. Слушание второй части симфонии.

- Давайте прослушаем первую тему второй части «Героической симфонии»

-Как вы думаете, почему она звучит мажорно?

- Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (

- Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш?

-Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 2 тема) – слушание

- Какой характер носит вторая тема вторая части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена?

- Почему во II части «Героической симфонии» композитор сочетает контрастные темы? Какую мысль он хочет подчеркнуть?

- Бетховен скорбит по погибшим в борьбе за свободу. Слушая музыку, можно увидеть огромные толпы людей, собравшихся проводить в последний путь друзей.

6.Физкультминутка.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте отдохнем.

Колокольчик зазвонил,

Отдыхать нас поманил.

На лужайку мы бежим,

Чтоб набраться много сил.

Колокольчик там растёт,

Удивительно цветёт.

 Мы не будем рвать цветы

Не нарушим красоты

-Садитесь

-Ребята, а можно ли рвать цветы?

-О каком колокольчике идет речь в стихотворении?

-Да, спору нет, приятно прийти в лес и сорвать цветок, но лучше ничего не рвать. Увидел цветок, понюхал его, поглядел, зато, что ты его не сорвал, не тронул, он на тебя не будет в обиде. А почему нам должны принадлежать цветы, а не ручью, лесу, полянке. Ведь их создала природа.

7.Прослушивание финальной части «Героической» симфонии.

-Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», IV часть, финал) – слушание

- В основе Финала симфонии – танец «Контрданс» (английский народный танец). В переводе с английского «контрданс» обозначает «сельский танец». Эту фортепианную пьесу Бетховен сочинил для бала художников. Черты танца: подвижный темп, чёткий ритм, радостный светлый мажорный лад

- Каким настроением композитор заканчивает одну из лучших своих симфоний?

- Почему финал этой симфонии называют «праздником мира»?

- Каким человеком вы представляете автора «Героической симфонии» Л. ван Бетховена?

- Если бы вы были дирижерами, какими жестами вы показали характер этой музыки?

8. Распевка.

Ми-мэ-ма-мо-му

9. Вокально-хоровая работа

-А сейчас мы с вами исполним песню «Прадедушка».

ответы детей

слушают учителя

Мужественно, решительно, смело, гордо, отважно. Непокорно, величественно, уверенно, торжественно

- решительность, уверенность

ответы детей

ответы учащихся

траурный марш-шествие)

(почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)

(спокойная, светлая, трогательная песня)(

Л. ван Бетховен сочетанием контрастных тем во II части симфонии хочет подчеркнуть мысль о том, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда «идут» рядом)

(Финал симфонии полон победного ликования, торжествующей радости. Его называют «праздником мира»)

(человек сильной воли, непреклонный борец)

IV.Рефлексивно-оценочный этап.

1.Подведение итогов.

-С какой симфонией  мы сегодня познакомились?

 -Назовите композитора этой симфонии?

 -Что такое симфония?

-Все ли задачи мы решили?

2. Рефлексия.

-На доске вы видите чемодан, мясорубку, корзину, как вы поступите с полученной информацией на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Также я предлагаю вам составить синквейн по нашей теме.

3.Домашнее задание.

- К следующему уроку вам необходимо подготовить сообщение про автора, в котором будет несколько интересных фактов из его биографии

-Спасибо за урок.

-До свидания!

Отвечают на вопросы по пройденному материалу

Да.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....