Отговорила роща золотая...
материал по музыке

Сценарий развлечения для учащихся начальных классов

Цели:

Создать условия для развития творческих, коммуникативных способностей младших школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения со сверстниками; развитие навыков сотрудничества; доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к природе.

Задачи:

- Расширять кругозор детей, формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки, учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.

- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.

-  Воспитывать эстетический вкус, формировать ушкольников способность воспринимать красоту роднойприроды, совершенствовать выразительное чтение стихотворного

произведения, обогащать духовный мир детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Отговорила роща золотая…»

Сценарий развлечения для учащихся начальных классов

Цели:

Создать условия для развития творческих, коммуникативных способностей младших школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения со сверстниками; развитие навыков сотрудничества; доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к природе.

Задачи:

- Расширять кругозор детей, формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки, учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.

- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.

- Воспитывать эстетический вкус, формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы, совершенствовать выразительное чтение стихотворного

произведения, обогащать духовный мир детей.

Ведущая: Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы собрались сегодня с вами на нашем празднике, чтобы отдохнуть, показать свои таланты, проявить смекалку и знания. А чтобы понять, чему посвящён наш праздник, попробуйте-ка отгадать загадку:

Вот художник, так художник

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим -

Кто художник этот….? (осень)

Ведущая: Верно! Попробуем совершить путешествие в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.

Примите музыкальный подарок ,,Осенний блюз,, А.Ермолова ________________

Русская народная песня «Как под горкой, под горой». Исполняет ____________

Арестов К. исполнит русскую народную песню «Ой, полным полна коробочка».

Ведущая: Художники – искатели красоты. Они умеют видеть прекрасное в том, к чему большинство остается равнодушным. Они помогут нам понять прелесть осени. Ведь каждый из них находит для осени свои краски.

Тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал русский живописец Исаак Левитан на своей картине «Золотая осень».

А стихотворение Федора Тютчева созвучно этой картине и так близко ей по настроению.

Есть в осени первоначальной… Читает _______________________

Русская народная песня «Вдоль по улице в конец».

Осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей.

А вот вам и загадка про осенний месяц:

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь).

Н. Заболоцкий. Сентябрь. Читает ________________

Ведущая: Русский художник-импрессионист Станислав Жуковский специально путешествовал по России в поисках старинных имений. Он любил подобные уголки. Картина «Брошенная терраса» написана им на веранде русской усадьбы.

А. Фет. Осыпал лес свои вершины… _____________.

Прослушайте в исполнении шумового оркестра ,, Калинка малинка,,

Музыкальный номер Т.Попатенко. Весёлый музыкант.

Каждый год на смену теплому лету приходит немного грустная, но не менее яркая пора – осень. Не зря ее называют золотой, ведь не успеешь оглянуться, как попадаешь в настоящую сказку.

Праздник осени описан в поэме Ивана Бунина «Листопад». И такой же праздник мы можем увидеть на полотне русского художника-живописца Ильи Остроухова «Золотая осень».

Иван Бунин. Листопад. Читает _____________________.

Музыкальный номер от __________________ Клоуны.

Но не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки. Вместе с осенью приходят и дожди.

И снова загадки про осенние месяцы.

Всё мрачней лицо природы

Почернели огороды

Оголяются леса

Молкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к вам явился? (октябрь)

Отражение этих строк мы видим на полотне Исаака Левитана «Осень.

Еще одна загадка:

Поле чёрно-белым стало

Падает то снег, то дождь,

А ещё похолодало

Льдом сковало воды рек

Мёрзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Художник Владимир Туписов «Речка. Поздняя осень».

Ведущая: Поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали.

У нас есть время, чтобы насладиться осенней красотой деревьев и свежим ветерком, махнуть рукой вслед последней птичьей стае, еще немного, и потом зима ! Весёлая пора со снегом, санками, замечательным Новогодним праздником и длинными зимними каникулами! А пока, чтобы нам не заскучать, я предлагаю поднять настроение Осенней викториной.

Делимся на 2 команды. Команда Домисолька и команда Мелодинка. И так Осенняя викторина.

#1054;сенняя викторина.

Домисолька.1. Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).

Мелодинка.2. Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

Домисолька.3. Каким фруктом отравили царевну из сказки А.С.Пушкина? (Яблоко).

Мелодинка. 4. Назовите самую овощную сказку? (Чипполино).

Домисолька.#1051;етом вырастают, а зимой опадают? (Листья).

Мелодинка. #1057;вернёшь – клин, развернёшь – блин. (Зонт).

2. «Осенне-музыкальный венок». Этот венок из песен, в которых упоминается осень или осенние признаки, вы будете плести до той поры, пока не иссякнет ваш музыкальный запас.

3. Музыкальная викторина

Домисолька. 1. Нота говорит: "Мерси!",

Ездит только на такси,

Обожает мокасины,

Силачей и апельсины. (нота СИ)

Мелодинка. 2. Эта нота там, где дождик,

Сладости и подорожник,

С ней и радость, и задор,

С ней добрее командор. (нота ДО)

Домисолька. 3.Эта нота есть в гуляке,

И в каляке, и в маляке,

В землянике на полянке,

А еще в стеклянной склянке. (нота ЛЯ)

Мелодинка. 4. Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке.
(нота РЕ)

4. Общая викторина Кто быстрее?

1. С чего начинается осень (с буквы «о»).

2. Как называется упругая, туго натянутая нить, применяемая во многих музыкальных инструментах, и служащая источником звука? (струна).

3. Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).

4. Пчелиный дом (улей).

5. Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» (у природы нет плохой погоды).

6. Как называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах? (оркестр).

7.Что едят зимой еж и медведь (они спят).

8. Цветочная композиция (букет).

И мы предлагаем всем вместе собрать букет из осенних листьев. МАСТЕР-КЛАСС.

Ведущая: В финальном туре у отстающей команды есть шанс обойти соперника. На листе бумаги, вам предлагается составить как можно больше слов, в состав которых входят названия нот. Например: дорога, река, мина, факел, соль, поляна, сенокосилка и т.д.

Вот и подошла к концу наша встреча!



Предварительный просмотр:

Сценарий концерта

"Путешествие в мир русских народных инструментов"

Цель мероприятия: привлечение интереса младших школьников, к музыкальной культуре.

Задачи:

а) ознакомить школьников с народными музыкальными инструментами;

б) познакомить детей с лучшими образцами музыки для детей;

в) привить начальные навыки слушания музыки.

Музыкальное приветствие.

(Оркестр играет без объявления. И. Тамарин. Вспомним братцы, Россов Славу)

Учитель. Мы рады приветствовать Вас ребята в гостях у школьного оркестра русских народных инструментов имени Н. А. Капишникова. И наша встреча посвящена путешествию в мир русских народных инструментов.

Сейчас я представляю вам русские народные инструменты, из которых состоит наш оркестр. Эти инструменты входят в оркестровые группы, которые похожи на «слаженный механизм» и точно исполняют свою мелодию.

(Знакомлю с составом оркестра русских народных инструментов, по оркестровым группам)

Рассказ о поведение на экскурсии.

Учитель. Поможет нам провести экскурсию экскурсовод Петрушка

Петрушкой я зовусь не зря,

Колпак мой разноцветный

Я очень рад увидеть вас

Итак, в прекрасное вперед

Там чудо красоты живет

Должны вы многое узнать

Все видеть и запоминать

Петрушка. Представляете ребята, издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных музыкальных инструментах. Так постепенно стали возникать ансамбли, а потом оркестры. И сегодня речь пойдет об оркестре народных инструментов.

Первый оркестр русских народных инструментов возник в ХIХ веке. В 1888 году дал свой первый концерт – ансамбль любителей игры на русских балалайках под руководством известного музыканта и энтузиаста своего дела Василия Васильевича Андреева (ансамбль – это небольшая группа музыкантов от 3 до 12 человек).

Учитель. Сейчас вы услышите фрагмент русской народной песни – пляски “Ай, все кумушки домой

(начало пьесы - 1).

постарайтесь определить, какой инструмент исполняет главную мелодию.

Петрушка. Какой инструмент играл главную мелодию?

Дети. Это народный музыкальный инструмент – Балалайка.

Учитель. Петрушка, а мы с ребятами знаем загадку музыкальную (оркестр загадывает загадку)

– Кто----та—ка---я от---га---дай—ка, Э—то на---ша? Ба—ла—лай—ка.

Петрушка. Балалайка появилась на Руси давно. Сделана балалайка из дерева, музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта балалаечником. В деревнях и селах балалайки делали народные мастера – самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но еще лучше звучала песня, если ее подыгрывали на балалайке.

Учитель. А сейчас, вы прослушайте всю песню пляску « Ай, все кумушки домой», но перед началом игры, Вам задание:

(задание школьникам – во время исполнения пьесы нужно выбрать из слов точную характеристику пьесы)

На доске слова с прилагательными, характеризующими музыку: быстрая, медленная, танцевальная, напевная, зажигательная, веселая, грустная и т.д. Выберите их.

Дети выбирают прилагательные, которые подходят, по их мнению к данной пьесе.

Затем после прослушивания коллективно обсуждают выбранные варианты и сходятся во мнении, что к данной пьесе подойдут такие характеристики, как быстрая, танцевальная, напевная, зажигательная. Оркестр играет пьесу.

Петрушка. Ребята, какие слова подходят к этой пьесе?

Учитель Действительно, музыка многих народных песен носит веселый танцевальный характер. Слушая такую песню, ноги сами просятся в пляс. На Руси пели и поют песни, но в то время песни были на разные случаи жизни, на каждое время года, назывались они:

  1. Песни календарного круга, содержание их говорило, о смене времени года

/ весной люди приветствовали пробуждение природы и просили ее быть доброй к ним. Осенью они славили природу, которая дала богатый урожай/.

  1. Былины, или раньше их называли богатырскими песнями, в этих песнях народ прославлял силу, мужество воинов.
  2. Семейно – бытовые песни, они применялись на свадьбах, похоронах,

ввиде плача – причитаний, вот одну из них, песню - плач

«Не одна во поле дороженька» Веры Городовской, мы сейчас Вам покажем,

слушайте внимательно.

Петрушка. Вам понравилась песня? Какая она, кто из Вас может сказать?

Да правильно, она грустная, задумчивая, печальная!

А теперь продолжим нашу экскурсию.

В оркестре русских народных инструментов музыканты играют не только на балалайках, но есть и баяны, домры, гусли, бубен, трещотки, ложки, литавра, барабан, колокольчики, дрова и многое другое.

А знаете, что название баян инструмент получил в честь певца. В очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он складывал (сочинял) свои песни и так их хорошо пел, что слава пошла по всей русской земле. Звали певца Баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент баян. Музыканта, играющего на баяне, называют баянистом. Гармонь и баян – похожие друг на друга инструменты. Гармонь – более простой инструмент, баян – усовершенствованный вид гармони. Редкая песня обходилась без пляски. Ну, и когда начинались пляски, без баяна и гармони и вовсе обойтись было нельзя.

Один из древнейших инструментов, известных людям, – бубен. Он был широко распространен среди северных народов – эвенков, якутов, ненцев. Этот инструмент использовали шаманы во время ритуальных танцев. Культовые бубны отличаются большими размерами, железными погремушками. Во время игры исполнитель колотушкой или рукой ударял по мембране.

Следующий инструмент трещотка. Трещотка – ударный инструмент, состоит из связки деревянных пластин (до 20 штук), нанизанных на два шнура. Чтобы пластинки не прикасались одна к другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре трещотку растягивают веером за концы ремешков, двигают руками, заставляют пластинки ударяться друг о друге то одновременно, то порознь (показ инструмента). Сейчас они входят в состав народных инструментов.

А еще в оркестре народных инструментов есть деревянные ложки, на которых тоже играют мастера – музыканты. Послушайте стихотворение А. Лагунова, которое называется “Два чудесных расписных”:

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два

Два чуда –

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Учитель. Вспомните, в какой русской народной песне поется о дереве, которое является символом нашей Родины, и из которого изготавливали музыкальные инструменты?

Дети. Это русская народная песня “ Во поле береза стояла

Учитель. А сейчас, Петрушка выберит самых смелых ребят, которые будут имитировать игру на инструментах. Объясняю условия игры - во время прослушивания Вы будете сопровождать звучание музыки движениями: мальчики имитируют игру на баяне (как бы разводят руками меха), а девочки подражают игре на балалайках и домрах. Каждая группа вступает тогда, когда слышит звучание “своих” инструментов. При звучании оркестра в целом “ играют” все ребята. А теперь, слушаем и запоминаем, как звучат домры, балалайки, баяны и весь оркестр в русской хороводной песне

Во поле береза стояла

Петрушка. Вам понравилась игра на инструментах?

Учитель. У вас получилось замечательная импровизация. Действительно, в какой-то момент показалось, что вы являетесь музыкантами оркестра русских народных инструментов. Молодцы!

А сейчас прозвучит русская народная песня “ Пошла Дуня за водой» в исполнении Бурковой Дарьи, которая покажет Вам наш новый инструмент дрова, или деревяный металлофон, который сделан из поленницы.

Петрушка.

Пока пели и плясали,

День закончился,

И вот в небе звезды замерцали,

Месяц над рекой плывет.

А какие народные песни исполняются в вечернее время суток?

Дети. Вечером обычно поются колыбельные песни

Петрушка. А кто – нибудь из вас может спеть колыбельную? Попробуем вместе спеть

(и начинает петь: Баю, баюшки, баю не ложись на краю, а то придет серенький волчок и ухватит за бочок)

или

Баю, баю, бай.

Поскорее засыпай

– Какой должна быть колыбельная песня?

Дети. Мелодия колыбельной должна быть ласковой, небыстрой, негромкой

Учитель. Как нужно исполнять колыбельную?

Дети. Колыбельные исполняются мягко, напевно, убаюкивающее.

Учитель. Правильно! А сейчас послушаем современную колыбельную песню, которую сочинил Евгений Крылатов, называется она «Колыбельная медведицы» в исполнении Ани Р .

Петрушка.

Все сегодня отличились,

Каждый, каждый – молодец.

А теперь пора прощаться,

Встречи наступил конец.

Петрушка. И в конце нашего путешествия ребята - оркестранты хотят Вам подарить еще одну плясовую «Ах ты, береза», обработка Б. Трояновского

Петрушка. Итак, какое у вас настроение после нашего концерта, если хорошее, то поднимите руки вверх, если плохое опустите головы вниз.

– Замечательно, мы очень рады, что вам понравилось.

Учитель. Ребята с инструментами, какого оркестра Вы сегодня познакомились?

Дети. Мы познакомились с инструментами оркестра русских народных инструментов.

Учитель. А какие это инструменты?

Дети. В оркестр русских народных инструментов входят: баяны, домры, балалайки, трещотки, ложки, барабаны, бубны, гусли.

Учитель. Молодцы! Вы отлично поработали!

Вам понравился Петрушка? Вам понравился оркестр?

Нам понравились Вы, а теперь скажем друг другу до свидания,

до новых встреч!

/ Роль «Петрушки – ведущей» исполняла Х Анастасия /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Конспект урока по предмету "Графика и письмо" "Фея берёзовой рощи".

На уроке учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида 5 Б класса ОР упражняются в  печатании слов и (или) букв (в  зависимости от индивидуального уровня развития графических ...

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...

Проект "Зимующие птицы х.Зеленая Роща"

Тип проекта информационно-исследовательский. Мы исследовали вопрос, что мы знаем о зимующих птицах нашего хутора....

С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО

Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС....