Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев " Смотри как роща зеленеет"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_smotri_kak_roshcha_zeleneet.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф.И.Тютчев « Смотри как роща зеленеет»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению « Смотри как роща зеленеет», звукозапись стихотворения.
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева

Ход урока

 I.  Оргмомнет. Разминка.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка.

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

«Лошадка» – пофыркали.

Скороговорка.( На парте одна на пару).                  Работа в паре.

- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

- Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

 - Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

 - Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Подал грабли крабу краб.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

О чём же содержание этого рассказа – события?

(Содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана).

На дом каждый ряд получил своё задание.

Ряд 1. Допишите рассказ (возможный финал).

Ряд 2. Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. Напишите письмо от его лица(т.е. от первого).

 Ряд 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Какой же эпизод занимает центральное место в рассказе и почему?

Сегодня мы  продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

( Писал стихи  о природе).

Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

Биография (презентация)

1 слайд

Фёдор Иванович Тютчев -  русский поэт, дипломат, публицист.

2слайд

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ.  Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком. 

3 слайд

Его отец,

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Слайд 4

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной  семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

Слайд 5

В возрасте 16 лет поступил  в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

Слайд 6

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию  иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

Слайд 7

В 1844 году  Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

 

Слайд 8

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".

Слайд 9

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

Слайд 10

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Слайд 11

Федор Иванович Тютчев  похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Слайд 12

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя  -  в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили?      ( Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

Физминутка.

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением  « Смотри как роща зеленеет». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

Презентация

Работа по учебнику с.116

Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет...» поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита...”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“...А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”);

Входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником...”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“...И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины...”).

Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

                     ...роща зеленеет,

 Палящим солнцем облита... —

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

               ...какою негой веет

 От каждой ветки и листа! —

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями

 Дерев, поимых родником...

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

 Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его: “Смотри, как роща зеленеет...”, “Войдём и сядем под корнями...”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Выразительное чтение стихотворения.

Творческая работа.  Работа в группе. ( на парте у каждого листок).

 Придумать четверостишье о природе.

Итог урока. Рефлексия.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что  вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

Вы стали лучше – хуже?

За что ты можешь оценить свою работу.

Оценивание учителем.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

( по желанию выучить наизусть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Презентация к уроку литературного чтения. Ф.И. Тютчев

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа 21 века" Ф.Тютчев, анализ стихотворения "Зима недаром злится"Цель: познакомить детей с творчеством Ф.Тютчева...

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.И. Тютчев "Весенние воды"

Данный конспект урока поможет Вам провести урок интересно для детей, живое чтение и пение воодушивит Вас на создание собственных презентаций с использованием сети Internet....

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"....

Ф.Тютчев"Смотри,уж роща отряхает..."

план-конспект урока по литературному чтению в 4 классе...