Влияние музыки на интеллектуальное развитие человека
творческая работа учащихся по музыке (3 класс)

            Интеллектуальные способности детей в последнее время находятся на низком уровне, что значительно затрудняет усвоение учебного материала. Музыка - одно из мощнейших средств для развития интеллекта школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_cheloveka.docx_1.docx159.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

 

Исследовательская работа посвящена перспективному направлению – влиянию музыки на интеллектуальное развитие школьников. Музыка в моей жизни занимает огромное место. Меня эта тема заинтересовала потому, что занимаясь в музыкальной школе на протяжении семи лет, в своих наблюдениях я отметила более высокую результативность успеваемости учащихся, которые занимались, или занимаются музыкой. Эти дети имеют разносторонние интересы и увлечения: занимаются в различных кружках, спортивных секциях, участвуют в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и др. Известно, что музыка оказывает влияние на развитие интеллектуальных способностей, которые также являются предпосылкой развития творчества, активной жизненной позиции.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к школьникам: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

К сожалению, в настоящее время наблюдается, что интеллектуальное развитие у многих учащихся значительно отстает от темпов роста объема знаний. Причин много, одна из которых - это чрезмерное увлечение компьютерными играми, сотовыми телефонами. Школьники практически перестали читать, посещать библиотеки. Редко кто читают и электронные книги

Проблема заключается в том, что интеллектуальные способности у многих учащихся находятся на низком уровне, что затрудняет процесс усвоения учебного материала. 

Актуальность. Музыка считается одним из мощных средств воздействия на развитие интеллекта школьника. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта одной из главной целью обучения предусматривает развитие интеллектуальной познавательной активности учащихся. Учебные программы рассчитаны на учеников с хорошо развитыми умственными способностями или с наличием высокого интеллекта.

Цель: изучение влияния музыки различных направлений на интеллект школьников.

Объект исследования - музыка.

Предмет исследования – влияние музыки на интеллектуальное развитие школьников.

Гипотеза исследования: активизация умственной деятельности школьников, благодаря музыкальному восприятию, оказывает положительный эффект на развитие интеллекта.

Задачи:

  • проанализировать научную информацию по теме;
  • изучить основные направления взаимодействия музыки с учебными предметами;
  • установить, какие музыкальные стили привлекают детей;
  • выявить, как музыка влияет на умственную деятельность учащихся через тестирование и анализ документальных материалов;
  • подготовить рекомендации школьникам;

Методы исследования: сбор материала по теме, изучение, обработка и анализ научных источников, литературы по проблеме исследования (теоретические); наблюдение, сравнение, тестирование, эксперимент (эмпирические).

  1. Из истории.

Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов — это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс  – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»

Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.

Пифагор ничуть не колебался относительно влияния музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека, на ум и тело. Он даже ввел такое понятие как — «музыкальная медицина».

Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки. Так, еще в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Да и в самой Греции кроме Пифагора были другие мудрецы, верившие в целительные свойства музыки и ее влияние на здоровье человека.

Например, греческий врач Эскулап больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» — одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.

  1. Влияние музыки, звука и вибрации на сознание и психику человека.

Большинство людей любят слушать музыку, до конца не осознавая, какое она имеет воздействие на человека.

Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, имеет свойство оказывать влияние на психику человека.

Еще древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Она обладает функциями, как созидания, так и разрушения.

Новейшие теории и эксперименты современных физиков говорят о том, что весь наш мир имеет волновую природу: воздух, твердые предметы, наши тела и даже мысли и чувства. А то, что звук является волной, мы знаем со школы. Это значит, что мы способны получать информацию от любого объекта, даже неосознанно.

Психическим проявлением информации волн являются эмоции. Во все времена музыка была самым сильным фактором воздействия на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных переживаний, которые еще долго переживаются после ее прослушивания.

  1. Влияние музыки на настроение человека

Создает нужное настроение и поддерживает его:

- Бодрая и ритмичная музыку помогает проснуться и заряжает энергией,

 - Веселая и энергичная музыка заставляет сменить грусть на радость, а печаль — на оптимизм и жизнелюбие,

 - Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове,

 - Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное.

В.Сухомлинский говорил, что «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством в привлечении к добру, к человечности». Красивая мелодия способна пробудить в человеке положительные эмоции.

Но слова, в сопровождении гармоничной музыки, способны на еще большие изменения. Часто напеваемые любимые песни, принимаемые нами как согласие с тем, о чем в них поется, оседают в нашем сознании и становятся нашими мыслями, нашими побуждениями и образом мышления. Поэтому так важен заложенный в текст песен смысл. Каждая песня оставляет след в нашей памяти и способна даже через многие года вновь вызвать пережитые когда-то ощущения, связанные со звучанием какой-то мелодии или песни.

В годы войны патриотические песни поднимали дух населения и солдат в бою, помогая преодолевать невзгоды и трудности. На фронтах не умолкала музыка, а выездные бригады музыкантов пели патриотические песни, вдохновляя солдат на победу, несмотря ни на что.

4.Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений.

  Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, от потребностей удовлетворения внутреннего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке те или иные эмоциональные переживания.

Различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному.

Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка, произведения таких композиторов, как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман.

Музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.

Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена.

Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну и, конечно, Чайковского.

Считается, что периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди помогает при проблемах с памятью.  

В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал.  Они могут провоцировать отрицательные эмоции и даже агрессивное поведение.

А блюз, джаз и регги могут помочь, если человек находится в депрессивном состоянии.

Мелодичный рок помогает снять мышечное и нервное напряжение.

Для того, чтобы понять какое воздействие на вас оказывает музыка того или жанра нужно понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.

Человеку, который подходит осознанно к выбору музыки, важно знать, что любое музыкальное произведение отражает психическое состояние как самого автора, являясь неким музыкальным рассказом его эмоционального состояния, так и исполнителя произведения. Написанные в глубокой депрессии, негативизме, негодовании или состоянии радости, влюбленности, ликования, музыкальные произведения навсегда запечатлевают заложенные переживания и несут эту информацию слушателю.

5. «Эффект Моцарта»

Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную силу. Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга”. (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США). Она улучшает слух, память и речь. Каким образом? По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс( в переводе «откликаюсь») с корой головного мозга и улучшают память и мышление.

 Как известно, музыкой можно вылечить заикание. Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у известного актера Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из его уст. До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание, но и избавился от проблем с правым ухом.

Сонаты Моцарта улучшают мозговую деятельность и повышают уровень интеллекта. Это явление открыли американские ученые в 90-х годах прошлого века. Оно получило название «Эффект Моцарта». Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием “Музыка, повышающая Ваш интеллект”) сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки, опубликованную в журнале “Билборд”.

Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным – это очень престижно в таких развитых странах).

Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на IQ, затем в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на IQ показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

.

6. Влияние музыки на человек в зависимости от сферы деятельности.

Творчество

Музыка во все времена вдохновляла творческих людей.

Спорт

Для спортсменов музыка может быть своеобразным допингом.

Еще в  2005 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на двадцать процентов.

Врачи советуют спортсменам для улучшения результатов во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов — медленную музыку.

Умственная работа

Для концентрация внимания и повышение работоспособности предпочтительнее тишина или музыка без слов (как фон)

Определенная музыка перед работой позволяет настроиться на определенный лад.

По результатам опроса, проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена LinkedIn (социальная сеть для установления деловых связей и расширения профессиональных контактов) - 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда. 

Физическая работа

Что касается физического труда здесь дело обстоит проще, музыка не отвлекает, ведь несложная физическая работа выполняется на автомате, а музыка здесь больше используется для поднятия настроения.

7. Анкетирование.

Музыка окружает нас повсюду. Какой музыке отдают предпочтение подрастающее поколение? С этой целью мною было проведено анкетирование 3классов (88 человек), ответы на вопросы которого помогли сделать соответствующие выводы. Было предложено ответить на  вопросы.

1.Какой музыке отдают предпочтение дети? народной? классической? рок-музыке, реп, клубной музыке?

  2.Есть ли связь занятий музыкой с развитием интеллекта?

3. Оказывает  ли музыка влияние на развитие интеллекта?

4. Интересует тебя уровень своего интеллекта?

По данным проведенного анкетирования следует,

 что народную музыку слушают- 10%, вообще не слушают -70%, изредка - 20%.

 Классическую музыку предпочитают слушать - 15%, вообще не слушают- 75%, изредка- 10%.

Наибольшее предпочтение было отдано: рок-музыке, реп, клубной музыке. Слушают часто- 84%, вообще не слушают- 6%, изредка- 10%.

 На вопрос о влиянии музыки на интеллект, многие выразили недоумение и удивление. Согласны - 7%, не согласны- 62%, затруднились ответить- 31%.. Зато 95% опрошенных интересует уровень собственного интеллекта.

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному

Интерпретация данных. Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

7. Заключение.

В результате исследования можно сделать вывод подтверждения выдвинутой гипотезы влияния музыки на интеллектуальное развитие школьников. Ведущая роль здесь принадлежит классической музыке таких известных композиторов,как: И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт, П.Чайковский, М.Глинка и др. Это подтверждают научные исследования ученых разных стран. Музыка влияет на развитие всех психических процессов, оказывающих влияние на интеллект. Развивается память, мышление, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на человека.Музыка исцеляет.

Музыка для здоровья - так говорили ещё в древние времена.Звуки укрепляют дух и исцеляют, радуют и волнуют, умиротворяют и успокаивают, воодушевляют и возвышают. Посредством музыки человек переда...

Проект - влияние музыки на рост и развитие растений

Творческий проект  учеников 4 класса ( музыка+ окружающий мир)...

Влияние музыки на человека

Исследовательская работа...

Влияние музыки на человека

Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Ученые доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить....

Проект "Влияние музыки на человека"

Проект с целью выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека...

«Влияние музыки на память человека» экспериментальная работа

     Гипотеза исследования – Процесс развития памяти будет более эффективным, если перед запоминанием информации слушать музыку....

Влияние музыки на организм человека.

Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе — это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны — одни мы вос...