Опера «Иван Сусанин», 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Конспект урока - Опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opera_ivan_susanin_m.i.glinki.docx | 25.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Новый материал.
Сегодня мы окажемся в музыкальном театре. Откройте стр.94.
- Что мы сегодня увидим в театре? (оперу «Иван Сусанин») Слайд №2.
Прочитаем.
«Театр оперы и балета – знакомое сочетание слов. В опере, как ты помнишь, действующие лица поют, а в балете – танцуют. Однако так бывает не всегда. Есть балеты, в которых поёт хор, и оперы, в которых очень много танцевальных сцен, как, например, в опере М.Глинки «Иван Сусанин»
С оперой «Иван Сусанин» вы познакомились в 3 классе.
- Кто может напомнить, о каких событиях рассказывает опера «Иван Сусанин»? (ответы ребят)
Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.
Слайд №3. Первое действие оперы показывает село Домнино и его жителей.
Слайд №4. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.
Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах.
На стр. 94 партитура полонеза. Мужской хор поет: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!». Им вторит женский хор: «Весь их край – земной рай. Владеть им пора нам. Меха их, шелка их носить только нам!».
- Какие особенности музыки подчеркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси?
ЗВУЧИТ «ПОЛОНЕЗ» 2 ДЕЙСТВИЕ
(музыка звучит уверенными, громкими аккордами, ритм пунктирный, диапазон музыки широкий, размашисты, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные поляки)
- Почему для изображения темы польского вторжения М.И.Глинка выбрал полонез?
Потому что характер этого танца – гордый, своенравный, заносчивый, и он в наибольшей степени может изобразить картину польского вторжения.
Давайте послушаем мазурку, которая тоже звучит на балу. Слайд №5.
- Способна ли мазурка показать характер польского вторжения?
- Как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве?
ЗВУЧИТ «МАЗУРКА» 2 ДЕЙСТВИЕ
(мазурка способна показать этот характер, так как она звучит громко, уверенно, воинственно, имеет быстрый ритм, «наскакивающий» характер, но после блеска – недолгое раздумье, музыка звучит медленно, исчез пунктирный ритм)
3 действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин со своими детьми – Антонидой и Ваней.
Послушаем, как напевно и задушевно звучит речь Сусанина: Слайд №6.
«Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей…»
1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СУСАНИНА
Что внезапно нарушает покой в семье Сусанина? Слайд №7.
2. ЗВУЧИТ СЦЕНА ВСТРЕЧИ СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ
- Какая уже знакомая мелодия вторгается, которая рисует образ поляков?
(ответы – предположения ребят)
В дом ворвались поляки «Эй, кто тут? Чей дом здесь? Здорово, хозяин! Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин? Где он станом стоит?», Сусанин отвечает, что ничего не знает, что тут глушь, что он живёт тут со своей семьёй, что сейчас у них праздник - свадьба, Сусанин предлагает быть им на свадьбе гостями, а поляки отвечают – Мы не гости мы! Веди нас на Москву!
Звуки полонеза снова рисуют поляков.
Что и как отвечает Сусанин полякам? Слайд №8.
3. ЗВУЧИТ ОТВЕТ СУСАНИНА ПОЛЯКАМ
(ответы – предположения ребят)
«Велик и свят наш край родной» - уверенно, гордо, смело, но поляки угрожают Сусанину: «Ты долго нам головы будешь морочить?... Тут же на месте тебя мы убьём!», он отвечает «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» - мужественно, уверенно.
- Что происходит дальше? Слайд №9
4. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПОДКУПА СУСАНИНА
(ответы – предположения ребят)
Сусанин поспешно рассказывает Ване о своём замысле завести врагов в лесную глушь. От угроз поляки переходят в подкупу. Сусанин делает вид, что соблазнён щедрой платой за измену: Да, ваша правда» Деньги сила! И в этот момент снова слышна интонация танца – Мазурки – как будто Сусанин подделывается под поляков, и только в басах мы слышим суровую мелодию, которая передаёт сложное душевное состояние: притворная готовность уступить настоянию врагов и скрытые презрение и гнев. В заключении звучат слова Сусанина: «Панам вельможным служу, прямым путём вас поведу!»
Решив завести вражеский отряд в лесную непроходимую глушь и предупредить ополченцев о грозящей опасности, Сусанин прощается с Антонидой. Слайд №10.
- Какие чувства передаёт сцена?
5. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПРОЩАНИЯ С ДОЧЕРЬЮ
(ответы ребят)
«Не плачь, не плачь, возлюблено чадо!
Дай Бог тебе счастливо жить с семьёй! – так обращается Сусанин к дочери.
«Сыграйте свадьбу без меня», «всю жизнь прожить не зная зла и слёз» - просит и желает Отец Антониде, поляки торопят Сусанина…прощается с дочерью….чувства тревоги, беды, горечи расставания, скорбь, нежность и любовь – переданы в песне.
4 действие происходит в лесу. Давайте послушаем сцену, действие которой происходит именно в густом, непроходимом лесу, занесённом снегом. Слайд №11.
- Что происходит?
ЗВУЧИТ СЦЕНА И ХОР ПОЛЯКОВ «МЫ УСТАЛИ!»
(ответы ребят)
«Устали мы, продрогли мы, нет сил идти!» Всю ночь ты водил нас в морозном тумане. В проклятом снегу мы потеряли след. Кружиться по лесу мы больше не станем. Признайся сейчас: ты хитришь или нет? – говорят поляки.
- Узнали ли вы мазурку, звучащую в оркестре? (интонации знакомы)
- Почему она так изменилась? (потому что тут поляки уже не такие смелые и бодрые, как на балу, они устали, сомневаются – слышна интонация плача)
- Что осталось неизменным? (пунктирный ритм)
Слайд №12.
Поляки останавливаются на ночлег. Сусанин остаётся один. И звучит его предсмертная ария, которую мы слушали в 3 классе. Давайте вспомним её.
- К кому обращается Сусанин в арии?
- О ком вспоминает?
- С кем прощается?
ЗВУЧИТ ПРЕДСМЕРТНАЯ АРИЯ СУСАНИНА
(звучит ария мужественно, сдержанно, трагично, суровые и скорбные краски, вспоминает детей)
После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване.
Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь.
Слайд №13. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.
Заканчивается опера заключительным хором «Славься!» Слайд №14.
Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.
Послушаем хор и подпоём.
ЗВУЧИТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХОР ОПЕРЫ «Иван Сусанин»
Итог урока:
- О каком произведение мы говорили? (опера «Иван Сусанин»)
- Какой поступок его прославил? (он отдал свою жизнь, заведя врага в непроходимые леса)
- Какие музыкальные номера дали характеристику полякам? (танцы Полонез и Мазурка)
- Какие музыкальные номера помогли нам прочувствовать всё то, что происходило много лет назад? (сцена - встреча Сусанина и поляков, ответ Сусанина полякам, подкуп Сусанина, сцена прощания Сусанина с Антонидой, предсмертная ария Сусанина, хор «Славься»!)
РАЗУЧИВАНИЕ И РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Дорога Добра» под плюс и минус песни. Слайд №15-16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержан...
Опера "Иван Сусанин" 3 класс
Презентация к уроку музыки в 3 классе. Тема: Опера "Иван Сусанин" М.И. Глинка...
Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...
Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...
презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....