Конспект урока «музыкальные инструменты», 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Григоренко Арина Аркадьевна

Музыкальные инструменты

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 4.

Тема: Музыкальные инструменты (фортепиано) (2 класс).

Раздел: День полный событий, 1 четверть, 4 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; познакомить с ролью фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано в создании  различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями , познакомиться с детской музыкой П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?

Образовательные ресурсы:
Презентация (клавесин, рояль, пианино, карточки «форте», «пиано», названия музыкальных пьес, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского).
Музыкальный материал: Звуки клавесина, пианино, рояля. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».
План урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент).
    2. Актуализация учебной деятельности
    3. Постановка учебной задачи.
    4. Усвоение новых знаний и способов действий.
    5. Закрепление знаний и способов действий

6. Вокально-хоровая работа.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
8. Домашнее задание.

Ход урока.


1. Организационный момент.

Учитель (поёт)Здравствуйте, ученики!

Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»

2. Актуализация учебной деятельности.
Слушание фрагмента гимна РФ. 
- Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию?
- Это гимн РФ. Ее нужно слушать стоя.
- Как звучит эта композиция? (Торжественно, гордо.)
- Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело

- А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
(Герб, флаг.)
- А как выглядит флаг и герб РФ? Поднимите руки.
-Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке. Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну!

-Какие инструменты вы знаете? Какие клавишные инструменты знаете?

Теперь обратим внимание на доску (слайд 1). Ребята, что изображено на доске? (Фортепиано.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
- А Сегодня мы поговорим о фортепиано! О его прародителях.
- А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название?
Дети высказываются.
- Фортепиано — это инструмент, имеющий клавиши и молоточковую механику. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий звук (piano). (на доске)
(слайд 2) Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавикорд). Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук был мягкий и нежный. Его звучание было тихим, его почти не было слышно.

(Слайд 3)  А вот это клавесин - дедушка рояля! Как вы думаете, почему я его назвала «дедушкой рояля»? Потому что изначально был клавесин, а потом, на его основе, придумали рояль! Первое упоминание о клавесине было более шестиста лет назад! Представляете! Когда рояль был создан по его подобию только триста лет спустя. Поэтому его называют «дедушкой рояля».Клавесин отошел на задний план, потому что его звук был не таким громким и ярким, какой позже появился у рояля. В отличие от клавикорда  у клависина  была форма,  2-3 клавиатуры, усиливающие   звук, но это не помогало, т.к. он извлекался щипком. Струну цепляло воронье перо, которое часто ломалось, т.к. было не очень прочным.

Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание видео)

Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки?
(высказывания детей)

В 1709 году итальянский мастер Кристофори зменил перья на деревянные молоточки. Звук  получился громким (форте), а , если ударишь слабо , то тихий. Так получилось фортепиано.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Сколько клавиш посмотри:

Черные и белые под ним пальцы бегают

Клавишный мой инструмент

Пианино лучше нет.

(Слайд 4).

- А теперь отгадайте загадку:

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
(слайд 5)
- «Рояль» в переводе означает «королевский». Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко. Еще одно отличие  то, что струны расположены в пианино вертикально, а в рояле горизонтально.

Физкультминутка. «Тихо-громко»

Ручками похлопали  тихо.

Ручками похлопали громко

Ножками потопали тихо.

Ножками похлопали громко.

А теперь присели, присели, присели

И тихонько сели.
- Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П. И. Чайковского из его «Детского альбома». А также познакомимся с фортепианными миниатюрами (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева.
Петр Ильич Чайковский
(слайд 6) жил и творил почти двести лет назад. А Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 7) жил почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день!
А теперь послушаем с вами произведения этих двух величайших композиторов!

Начнем с «Марш деревянных солдатиков» (видео) 

Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь)  Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая)

 А теперь, ребята, встаньте рядом со своими стульчиками и попробуем с вами немного помаршировать.
(дети встали, учитель дирижирует. )
С левой  ноги, марш!
Молодцы, садитесь! Как точно вы исполняли марш, прямо как настоящие солдатики!
Теперь же познакомимся с «Маршем» С.С. Прокофьева (слушанье).

Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем? (более быстрая, игривая, смелая, напористая).
Теперь же прослушаем «Вальс» Петра Ильича Чайковского (слушанье).

Что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать) Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать)
Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича Прокофьева.

«Вальс» Прокофьева.

Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож?
5. Закрепление знаний и способов действий.

-О чем говорили на уроке?

-С какими инструментами познакомились?

6. Вокально-хоровая работа.

Распевка «Нотная».

Разучивание песни.
7. Рефлексия.
-Какой инструмент вам понравился больше всего?

Ответьте на вопросы:

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я понял, что…

8. Домашнее задание.
Дома вы должны будете нарисовать рисунки на тему «Мой любимый музыкальный инструмент». Это не обязательно только те инструменты, которые мы изучали сегодня. Вы можете выбрать любой инструмент: гитару, барабаны, гусли, дудочку и т.д.
Ребята, вы - молодцы! Спасибо большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты"...

План-конспект урока "Музыкальные инструменты"

Цели урока:  Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: скрипка – баян, гусли – арфа – фортепианоЗадачи урока:    ...

Конспект урока - \'Музыкальные инструменты\'

Усвоение терминов «камерная музыка», «квартет».Развитие навыков музыкального анализа.Нацеленность на интонационно-образное мышление.Воспитание любви к русской музыке....

Конспект урока "Музыкальные инструменты"

Конспект урока "Музыкальные инструменты"...