Конспект урока "Музыкальные инструменты"
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
Тема. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Тема урока | Музыкальные инструменты (фортепиано) | ||
Цель | Цель урока для обучающихся: познакомиться с музыкальным инструментом – фортепиано | Педагогическая цель урока: сформировать представление о музыкальных инструментах – фортепиано. | |
Задачи | Задачи урока для обучающихся:
| Педагогические задачи урока: Образовательные: Содействовать достижению предметных результатов: 1. Узнают: понятия форте, пиано, рояль, пианино, музыкальный альбом, интонации, названия произведений и их композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев), названия динамических оттенков форте и пиано. 3. Формирование представления о роли музыки в жизни человека; Развивающие: Способствовать развитию УУД: 1. Овладение способностями принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в различных видах и формах музыкальной деятельности; 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения; 4. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и оценки музыкальных сочинений; Способствовать развитию основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи. Воспитательные: Содействовать достижению личностных результатов: 1. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; 2. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; 3. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к и искусству. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Самоопределение к деятельности (орг. момент, мотивация) | Здравствуйте, ребята, меня зовут София Юрьевна и сегодня урок музыки у Вас проведу я. Садитесь Наш урок я хотела бы начать с пословицы, послушайте её внимательно и скажите, как Вы её понимаете. «Мир без музыки, что птица без крыльев» Верно, музыка для человека важна, она выражает чувства, эмоции. Без музыки человек не проживёт. | Садятся Музыка важна для людей также как и для птиц крылья. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека; | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения (Л); |
Актуализация знаний, необходимых для открытия новых знаний | Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый раздел «День, полный событий». Но вначале, давайте вспомним, что вы уже знаете. Внимательно послушайте загадку. Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое…Пианино Молодцы А при помощи каких знаков мы можем играть на пианино? Сколько всего нот? Давайте их назовём Какой знак открывает нотоносец? Молодцы | Пианино При помощи нот Их семь До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до Скрипичный ключ | Умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, понимать содержание и интонационно-образный смысл произведений | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения (К); |
Постановка учебной задачи | НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ (слайд 1) Ребята, посмотрите на доску, что Вы видите? Значит, какая тема нашего урока? Правильно, а точнее, мы сегодня поговорим о фортепиано. Какую цель мы перед собой поставим? (Слайд 2) Давайте составим план нашей работы на уроке. (слайд 3) Исходя из плана нашей работы, какие задачи мы перед собой поставим? (слайд 4) | Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты Познакомиться с музыкальным инструментом – фортепиано 1. познакомиться с историей возникновения фортепиано; 2. объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; 3. познакомить со внутренним строением фортепиано. 4. познакомиться с детской музыкой Петра Ильича Чайковского.
| 1. Овладение способностями принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в различных видах и формах музыкальной деятельности (Р); 2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р); | |
Открытие «новых» знаний | Молодцы Итак, давайте сейчас познакомимся с историей возникновения фортепиано. В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано, что означало «форте» - громко, «пиано» - тихо. Что же означает «форте»? «Пиано»? Перед тем как мы узнаем, что такое фортепиано, нам нужно вспомнить что такое пианино? Как вы думаете, что такое рояль? Да, вы близки к правильному ответу. На самом деле Рояль – это музыкальный инструмент, превосходящий по размеру пианино, созданный для концертной игры. Разница между пианино и роялем не только в звучании, чувствительности и форме, но и размере. Сейчас я Вам предлагаю заглянуть под крышку фортепиано и познакомиться со внутренним строением. (слайд 5) Первое, что видите у фортепиано – это клавиши, семейство белых и чёрных клавиш. Всего у фортепиано 88 клавиш. Клавиши соединены с молоточками. Нажатие на клавишу заставляет молоточек ударить по струнам. Мы с Вами уже познакомились с историей фортепиано, узнали, что такое «форте», «пиано» и «рояль», даже заглянули под крышку фортепиано, что же у нас осталось? Какой пункт плана мы ещё с Вами не выполнили? Верно Сейчас я Вам предлагаю вспомнить биографию Петра Ильича Чайковского. Вначале октября 1878 года выходит «Детский альбом», который Чайковский посвятил своему племяннику. С ним мы сейчас и познакомимся. Послушайте внимательно эту пьесу и скажите какие эмоции и чувства вы испытали. Посмотрите на доску, я подготовила для вас слова, которые помогут вам описать свои чувства и эмоции. Молодцы Давайте послушаем вторую пьесу и после прослушивания обменяемся эмоциями. Слайд 8 Какие чувства и эмоции вы испытали? Мы с вами прослушали две пьесы, скажите, пожалуйста, они похожи или чем-то отличаются? Ваше настроение поменялось после прослушивания первой и второй пьесы? Хорошо Сейчас давайте проанализируем эти две композиции. На доске два столбика, нужно соотнести карточку. Что под эту музыку можно делать? Верно, это песенная – мелодия Какие эмоции и чувства вы испытали? Во время прослушивания первой пьесы, что вы себе представили? А после прослушивания второй? Как музыка звучала? Почему композитор именно так решил написать музыку? За счёт чего у него это получилось? Какой темп у этих пьес? Ребята, что Вам первое пришло в голову при прослушивании первой и второй пьесы? Молодцы. | Слушают историю возникновения фортепиано Форте – громко; пиано – тихо. Пианино – это музыкальный инструмент, созданный для домашней игры. Рояль – это большое пианино. Слушают Нам осталось познакомиться с детской музыкой Петра Ильича Чайковского Обучающийся читает (доклад) Слайд 6 Слушают «Болезнь куклы» Грусть, тоска Делятся эмоциями и чувствами Слайд 7 Слушают «Новая Кукла» Радость, веселье. Первая была грустная, тоскливая, а вторая радостная, оживлённая. Первая звучала пиано – тихо, а вторая наоборот форте – громко. После первой было грустно и тоскливо, а после второй сразу стало весело. Петь, напевать Первая – грусть, тоска, печаль; вторая – радость, веселье Кто-то болеет и ему очень плохо Кто-то веселится, радуется. Первая – тихо, вторая – громко В первой пьесе музыка звучала грустно, тоскливо, именно за счёт звучания фортепиано получилось передать чувства и эмоции. Во второй пьесе музыка была радостной, весёлой, так же за счёт звучания фортепиано получилось передать это настроение. Первая – медленно; вторая – быстро Отвечают на вопрос | 1. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения (К); Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности (П); |
Первичное закрепление | Сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру, она называется «Слон». Мы с Вами сейчас будем хлопать и проговаривать текст. Слайд 9 Большой кружок – это форте, то есть мы будем громко хлопать, один кружок – это один хлопок; Маленький кружок – это пиано, то есть мы будем хлопать тихо, один кружок – это один хлопок. | Играют | 1. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения (К); |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с заданием. Прочитайте, что Вам нужно сделать? Все верно, приступайте к заданию. Давайте проверим, все ли справились с заданием. Обменяйтесь карточками с соседом по парте и сверьте ответы с доской. Слайд 10 Молодцы | Написать определение слов «форте», «пиано», «рояль», «пианино» и «пианист». Выполняют задание Проверяют | 1. Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкальных композиций. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе исполнения музыкального произведения (П). |
Включение в систему новых знаний | Ребята, посмотрите, у Вас на столах лежат чистые листы. Сейчас я Вам предлагаю нарисовать свое фортепиано. | Умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, понимать содержание и интонационно-образный смысл произведений; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и оценки музыкальных сочинений (П). Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности (П); | |
Подведение итогов по теме урока | Какая тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим? Мы выполнили план нашей работы на урок? С какими композиторами мы сегодня познакомились? Какие композиции мы слушали? | Музыкальные инструменты – фортепиано Познакомиться с музыкальными инструментами – фортепиано Да, мы всё выполнили Пётр Ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Пятнашки» из цикла «Детская музыка» С.С. Прокофьева | Овладение способностями принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в различных видах и формах музыкальной деятельности (Р); Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р); | |
Рефлексия | Наш урок подходит к концу, поэтому я вам предлагаю ответить на вопросы: Сегодня я узнал… Меня удивило… Мне захотелось… Я понял, что… Слайд 11 | Отвечают на вопросы | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | |
Домашнее задание | Ваше домашнее задание будет творческим, вам нужно будет нарисовать рисунок на тему: «Мой любимый музыкальный инструмент» и подготовить краткую справку о нём. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с шумовыми инструментами. Исполнение русских народных песен с помощью шумовых инструментов.
Данная разработка предствляет собой занятие по внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир музыки" по теме "Знакомство с шумовыми и нструментами. Исполнение русских народных песен с помощ...
Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.
Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...
конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...
3 часть. История музыкальных инструментов. Духовые инструменты
Презентация для урока музыки в 1 классе...
Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...
Конспект "Народные инструменты"
middot; Знакомство с русскими народными инструментами· развитие ассоциативного тембрового мышления.·...