конспект по музыке
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Тема: Марш деревянных солдатиков

Цель: создание условий для повторения основных жанров музыкального искусства: песня, танец, марш.

Задачи:

1. Познакомить с жанром «марш», научить различать марши;

2. Развивать умение отличать разновидности и жанровые особенности марша; научить обучающихся определять характер и настроение музыки;

3. Развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;

4. Воспитывать интерес к музыкальному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_muzyke.docx24.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Марш деревянных солдатиков

Класс:1

Цель: создание условий для повторения основных жанров музыкального искусства: песня, танец, марш.

Задачи:

  1. Познакомить с жанром «марш», научить различать марши;
  2. Развивать умение отличать разновидности и жанровые особенности марша; научить обучающихся определять характер и настроение музыки;
  3. Развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
  4. Воспитывать интерес к музыкальному творчеству.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Слайд Вход учащихся в класс под музыку Ученики входят в класс под музыку, «ДОБРЫЙ ЖУК»

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

-Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Приветствие

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л)

Актуализация знаний

Ребята, какая музыка нас встретила при входе в кабинет? К какому жанру/киту она относится?

Как она звучала?

А что можно делать по эту песню?

Какой танец?

А как танцуют польку?

А как ещё можно танцевать?

Давайте мы сейчас познакомимся с песней, которая так и называется «Встанем в круг».

Вы послушаете её и расскажете, какие движения нам предлагают исполнить в этой песенке?

Приготовьтесь сесть прямо, руки на парту, представьте себя слушателями в концертном зале. (Слушание песни «встанем в круг»)

Итак, ребята какие движения нам предлагают исполнить в этой песенке?

А теперь расскажите, как она звучит: грубо, сердито или задорно, весело, радостно, звонко, игриво.

Какое настроение у этой песенки?

Правильно, веселое и радостное.

Как вы будете исполнять эту песню?

Эту песню мы будем исполнять весело, игриво.

Я предлагаю вам сегодня разучить 1 куплет песни. Послушайте первую фразу

  1. Встанем скорей с друзьями в круг, пора потанцевать.

Прослушайте ещё раз и проговорите её про себя.

А теперь давайте споём вместе в спокойном темпе. Приготовились, сели как исполнители.

Ребята, скажите, с какого звука начинается фраза: с высокого или с низкого?

Для того, чтобы достать до этого высокого звука, нам нужно хорошее дыхание.

Давайте выполним дыхательные упражнения, попрошу вас встать.

1 упражнение:

Вдох – живот надули

Выдох – втягиваем (под счет)

2 упражнение:

Удивляемся «Ах»

Теперь сели, приготовились хорошо работать животиками, услышали этот первый звук, теперь вместе споём.

Сейчас послушайте вторую фразу:

  1. Встанем скорей с друзьями в круг, пора танцевать.

Скажите, ребята, похожа эта фраза на первую?

Верно, она такая же как и первая, слова те же самые, давайте споём её. (поём)

И наконец, последняя фраза, которой оканчивается первый куплет, послушайте её. Споём все вместе также на высоком звуке:

Пора потанцевать. Пора потанцевать!

Молодцы.

Теперь послушаем второй куплет, сели как слушатели. (слушание)

Ну а теперь склонись слегка и выпрямись опять

Ну а теперь склонись слегка и выпрямись опять

И выпрямись опять!

Ребята, кто заметил, какая фраза повторяется в этом куплете? (Разучивание и исполнение 2 куплета)

Перейдем к разучиванию 3 куплета

Ну а теперь рукой коснись

Коснись меня рукой, рукой коснись

Коснись меня рукой

Ну а теперь рукой коснись

Коснись меня рукой, рукой коснись

Коснись меня рукой, коснись меня рукой!

И 4 куплет

Быстро направо повернись и марш бегом со мной

И марш бегом со мной

Быстро направо повернись и марш бегом со мной

И марш бегом со мной

И марш бегом со мной!

Ребята, эта песенка нам предлагает потанцевать, причем в кругу. Давайте же встанем в круг и выполним движения, которые нам предлагает песенка.

Вы уже знаете, что вся музыка держится на трех китах, какие мы уже изучили? Какой кит остался?

Весело, задорно

Танцевать

Польку

В парах

В кругу

Слушают музыкальное произведение

Склониться и выпрямиться, коснуться рукой, повернуться направо, бегом марш

Веселое, радостное

Задорно

Учат 1 куплет песни

С высокого

Да, похожа

Песня, танец. Марш

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Открытие нового знания

Верно, а кто знает, что такое марш?

Марш – музыкальный жанр энергичного характера, с четким ритмом, соответствующим темпу шага. Марш - в переводе с французского ( ходьба, шествие)

Послушайте марш и подумайте, где такой марш может звучать? (Спортивный) Слайд

Как он звучал?

Где мы можем послушать этот марш?

Давайте послушаем следующий марш. (военный)

Какой это марш?

Где мы обычно слышим этот марш и когда?

Верно (на параде, в День победы)

Какой оркестр исполняет этот марш?

Кто шагает в тот момент, когда звучит духовой оркестр?

Какие инструменты преобладают в этом оркестре?

Посмотрите какими стройными рядами двигаются солдаты, музыка помогает им не сбиваться с шага.

Поднимите руку, кто смотрел парад на красной площади по телевизору.

А прежде чем послушать следующий марш, я предлагаю вам отгадать загадку.

Они в коробочке лежат,

Но если их достать,

Построятся за рядом ряд,

Пойдут маршировать.

И каждый с новеньким ружьём,

Похожи, словно братики.

Кто скажет, как мы их зовём?

- Что делают солдатики? (слайд)

-Какие шаги у солдатиков? Почему?

-поднимите руку, кто любит играть в солдатики?

Сегодня на уроке мы познакомимся с маршем деревянных солдатиков.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского. слайд

-П.И. Чайковский родился очень давно, в городе Воткинске. Его отец работал инженером, а мать, будучи музыкально одаренной женщиной, занималась музыкой. П.И. Чайковский с детства полюбил музыку.

- Красивый нотный сборник, который я держу в руках, называется «Детский альбом». В нем собраны музыкальные пьесы для детей. Их всего 24 пьесы. Это маленькие музыкальные картинки, рассказывающие нам о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было электричества, радио и компьютеров. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными солдатиками на колесах; но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях.

-П.И. Чайковский жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника, Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста интереснее. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей Земли, а сегодня она звучит для вас.

Слушание музыки. Музыкальный анализ произведения.

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома»

-Какой прозвучал марш? слайд

- Какая музыка, кто заметил?

- Представьте себе, что вы игрушечные солдатики.

-Давайте помаршируем с вами, как маленькие солдатики - игрушки, пальчиками на парте. То есть наши с вами указательные пальчики, это наши солдатики, солдатиками будет одна половина класса.

Вторая половина, это оркестр, на каких инструментах в оркестре играют?

Давайте попробуем, 3-4

Молодцы, замечательно справились со своей задачей и солдатики и барабанщики.

-Видите, как замечательно у нас получилось передать характер главных героев. Почему, как вы думаете?

Давайте послушаем ещё один марш из балета щелкунчик

-Какой прозвучал марш: спортивный, военный или игрушечный или балетный?

А что такое балет? (вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах.)

- Какая музыка, кто заметил?

Где обычно звучит такой марш?

Музыка, предназначенная для шествия

На соревнованиях

Легко, энергично, радостно

На параде

Духовой

Солдаты

Трубы

Маршируют

На барабанах

-звуки игрушечного марша легче, тоньше, на высоких звуках, но при этом даже игрушечные солдаты идут ровно, сохраняя строевой шаг.

-маршируют, повторяют текст и выполняют движения (имитируют игру на бубнах, барабанах и т. д.)

- садятся, отвечают на вопросы

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (П)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

Рефлексия

Ребята, какой кит был главным на уроке сегодня?

Что такое марш?

Чем марш отличается от песни или танца?

Для чего используют марш?

Какие марши бывают?

При всем разнообразии маршей им присуще общие черты: это четкий ритм шага, и марш всегда исполняется под счет: “раз-два”.

Мне очень понравилась наш сегодняшний урок.

Я вами очень довольна!

Урок окончен.

Марш

Музыка, предназначенная для шествия.

Для песни характерны мелодия и слова. Танцу присущи танцевальные интонации и ритм, а марш основан на четком ритме, шаге.

Для шествия

Спортивный, военный, игрушечный, балетный.

- рефлексия способов и условий действия (Р);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект по музыке. Тема:"Характерные особенности народной и композиторской музыки"

Конспект по музыке  для 3 класса   Тема:"Характерные особенности народной и композиторской музыки"...

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...