Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме "Мюзикл"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Дёмина Ольга Владимировна

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме "Мюзикл" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок интересен тем, что в результате работы детей получается особый продукт творчества и познания - лэпбук. К технологической карте имеются все материалы, включающие наглядность и музыкальный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_lepbuka_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx34.98 КБ
Файл ssylki_na_materialy.docx14.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути, лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

   Лэпбук использую в своей практике уже несколько лет. Ребята вместе с родителями создают интерактивные папки и приносят в класс, на переменах вместе выполняют задания, работая в небольших группах.

   Но лэпбук я использую не только во внеурочной деятельности. Хотела бы поделиться с вами опытом работы в организации урока, внеурочного занятия или классного часа, результатом которого является лэпбук.

I. Создаём обложку лэпбука.

1.Как правильно украсить обложку лэпбука. (Выведение темы урока, внеурочного занятия, классного часа)

С чего начинается лэпбук? Конечно, с создания его обложки. Поэтому урок в данной форме начну именно с этого. Наша школьная доска превращается в макет лэпбука. В моём классе обычная школьная доска, которая является ещё и магнитной. Закрываю боковые её стороны и приступаю к оформлению обложки. Обложка лэпбука должна отвечать нескольким важным требованиям. Во – первых, она должна быть яркой и привлекающей внимание детей; во – вторых, она должна решать важные учебные и воспитательные задачи, которую ставит учитель при планировании урока. В -третьих, нужно продумать формы работы учащихся. Обычно с помощью обложки лэпбука я вывожу тему урока (занятия, классного часа). Приведу пример из практики.

     При подготовке к уроку музыки в 3 классе по теме «Мюзикл» я украсила обложку лэпбука яркими фотографиями фрагментов известных опер, балетов, оперетт. Кроме этого, дала ему название «В музыкальном театре».

Оформление поместила на доску с помощью специальной магнитной основы, которую наклеила на оформление с обратной стороны. Затем попросила детей обосновать выбор названия лэпбука. Для ребят ответить на этот вопрос не составило большого труда. Они быстро догадались, что именно так называется раздел, который они изучают уже несколько уроков. К каждой картинке я попросила подобрать соответствующий жанр и предложила выполнить работу в паре. Каждой паре раздала фотографии и ключевые слова в конверте. Одну пару пригласила поработать у доски.

    Картинок оказалось меньше, чем слов. Лишнее слово помогло ребятам определить тему урока. Таким образом, мы создали не только обложку лэпбука, но и вывели тему урока, включили ребят в парную работу, вспомнили изученный ранее материал.

2.Что нужно для творчества? (Постановка цели урока)

   Продолжаем дальше создавать урок в форме лэпбука. Тема урока выведена и обложка лэпбука готова совместными усилиями детей и педагога. Теперь мы должны поставить цель и продумать учебные задачи, которые помогут достичь цель урока.

Это особенно важный этап урока, от которого зависит весь его ход. Чтобы дети легко преодолели этот этап, я заранее заготавливаю слова, которые помогут поставить цель и определиться с учебными задачами урока.

  На доске закрепляю большими буквами таблички со словами «ЦЕЛЬ» и «ЗАДАЧИ». А рядом помещаю слова – помощники.

ЦЕЛЬ: узнать, что такое….

ЗАДАЧИ:

- добыть «новое знание» …;

- посмотреть …;

- научиться отличать…

  Такая помощь помогает быстро поставить цель и наметить учебные задачи.

Дети легко скажут, что цель урока: узнать, что такое мюзикл. Добывать «новое знание» будут из источников информации, посмотреть должны мюзикл и научиться отличать мюзикл от других музыкальных театральных жанров. От того какие задачи наметит учитель зависит содержание остальных страничек лэпбука и дальнейший ход урока. Каждая страничка лэпбука будет помогать решать одну из поставленных задач.

3.Намечаем макет лэпбука. (Создаём рубрики для решения постановленных учебных задач)

   Открываем доску и продумываем название и содержание каждой рубрики.

Название каждой рубрики не даю в готовом виде. Использую для их расшифровки загадки, QR код, ребусы, схемы и др.

     Первая задача связана с добыванием новых знаний из источников информации. Обычно эту рубрику я называю познавательной. Для неё мне нужно подобрать источники информации, с которыми будут работать дети.

Это могут быть словари, Интернет источники, учебные фильмы и презентации, учебники и энциклопедии и др. Продумываю форму работы детей. Обычно делю класс на несколько групп, и каждая группа работает со своим источником информации. Кроме этого, нужно продумать ещё как лучше разместить добытую информацию в рубрике лэпбука.

     Вторая задача связана с практическим применением полученных знаний. Эту рубрику я назвала практической. Ей посвящаю центральную часть доски.

Для неё также продумываю виды и формы работ.

    Третья задача связана с проверкой степени освоения полученных знаний на уроке. Поэтому третью рубрику лэпбука я назвала регулятивной.

    Макет лэпбука мы наметили. Теперь подробно остановимся на каждой рубрике отдельно.

 

II. Создаём рубрики лэпбука. (Решаем поставленные учебные задачи)

1.Познавательная рубрика (Добывание новых знаний из источников информации).

        Познавательная рубрика должна решить одну из важных учебных задач урока: добыть «новое знание» из источников информации. Эта рубрика одна из самых сложных в организационном плане. Учитель должен продумать и подобрать источники информации, которые помогут узнать важное о новом ещё не изученном учебном материале. И организовать групповую форму работы с учащимися. Это тоже не так легко сделать. Нужно создать рабочие места для групп, разместить доступ к намеченным источникам информации, составить для каждой группы индивидуальную инструкцию, раздаточный материал подготовить для помещения его на познавательной страничке рубрики лэпбука.

Приведу пример фрагмент урока музыки, который приводила уже в начале моей работы.

   «Итак, приступим к решению первой задачи. В этом нам поможет рубрика лэпбука. Но я её зашифровала с помощью QR кода. Кто поможет мне её расшифровать? (Один ребёнок с помощью телефона считывает QR код и озвучивает всему классу название рубрики) Рубрика называется  «Особенности мюзикла». Добывать новое знание будем из разных источников информации. Для этого разделимся на группы. Каждая группа займите свои рабочие места. Прочитайте внимательно инструкцию, только после этого приступайте к выполнению задания.»

    Учитель составляет разные вопросы для групп, чтоб добытая информация не повторялась. После того, как группы завершат свою работу, они помещают результат на страничку лэпбука и озвучивают добытую информацию всему классу.  Дети не только создали познавательную рубрику лэпбука, но и решили первую учебную задачу урока.

   Оформление данной рубрики можно разнообразить созданием разных диафильмов, схем, кластеров и т.д.

2.Практическая рубрика (Применяем полученные знания).

Создание практической рубрики лэпбука – это решение второй учебной задачи урока. На этом этапе урока ребята применяют полученные знания на практике. Если это урок литературного чтения, то идёт работа с текстом. На уроке математики можно отрабатывать новый вид задач или выражений. На уроке музыки идёт просмотр или прослушивание музыкального произведения.

   Задача учителя – продумать виды работ учащихся и оформление практической части лэпбука.

  Приведу пример из практики.

  «Решить вторую задачу урока поможет нам ещё одна рубрика лэпбука.

Отгадайте как она называется. Буквы этого слова перепутаны. Составьте из них ключевое слово. Что у вас получилось? (АФИША) Что такое афиша?

Афиша — объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте. Я для вас тоже приготовила афишу и с удовольствием ей украшу центральную часть лэпбука. Что важного из неё вы узнали?

С помощью афиши ребята узнали какой мюзикл будут смотреть, по мотивам сказок какого автора и кто является главным героем мюзикла.

                                (просмотр фрагмента мюзикла «Лукоморье»)

Ещё одна рубрика лэпбука готова! Центральная его часть получилась не только яркой, но и познавательной. Ребята вспомнили, что такое афиша, добыли важную информацию о мюзикле, а мультимедийная установка помогла увидеть героев мюзикла на экране.

3.Регулятивная рубрика (Проверяем степень освоения полученных знаний).

Осталось создать последнюю рубрику лэпбука, а это значит, что мы близимся к завершающей части урока. На этом этапе важно создать такие условия, чтобы дети осознали на сколько хорошо они усвоили полученные знания. Чаще всего применяю на этом этапе индивидуальную форму работы. Готовлю для детей небольшие тесты, самостоятельную работу и др. Для примера приведу урок музыки по теме «Мюзикл».

«Переходим к последней третьей задаче. В её решении нам поможет вновь лэпбук и его последняя рубрика. Но название рубрики нужно отгадать. Послушайте загадку.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь всё чётко, всё правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

 Был составлен тот... (словарь)

А на уроке музыки какой словарь обычно мы используем?

(музыкальный словарь)

Мы приступаем к созданию рубрики «Музыкальный словарь».

Поработаем индивидуально. Каждый проверит себя насколько хорошо он знает музыкальные термины. Кто хочет поработать у доски?

(Один ребёнок работает у доски. Учитель раздаёт детям листок, на котором заранее напечатаны музыкальные термины: опера, балет, мюзикл, оперетта. В конверте лежат заготовки, в которых напечатаны формулировки этих терминов. Дети должны к каждому понятию найти свою формулировку и наклеить её. Тот ребёнок, который работает у доски, переставляет таблички, заранее приготовленные учителем. На все таблички наклеена с оборотной стороны магнитная основа). Проверяем. Оцените свою работу. (Ребята оценивают работу). Итак, чем отличается мюзикл от других музыкальных театров?»

III. Оцениваем качество совместно созданного продукта. (Рефлексия)

   Подведём итог нашей творческой работы. Я представила вашему вниманию  урок, который формирует у учащихся познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия. А значит, эта форма соответствует современным требованиям ФГОС. Совместными усилиями педагога и детей во время урока создаётся особый универсальный продукт творчества и познания. Данная форма урока применима как для изучения нового материала, так и для закрепления уже изученного.

 



Предварительный просмотр:

https://drive.google.com/drive/folders/1CbhBtN9jS9S50I2cHENzXDyzdxj54VpF?usp=sharing

https://drive.google.com/drive/folders/1wauLHDdi_CFL1DLrWaITw8n1ljKcvhPC?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

Технологическая карта урока музыки, 4 класс

Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»

Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...