Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Струкова Жанна Тальгатовна

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_muzyka.docx42.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инструмент оркестр. Фортепиано (Технологическая карта урока)

Автор разработки урока: Струкова Жанна Тальгатовна, учитель музыки 1 квалификационной категории                                                     МБУ «Школа №69»
Предмет: музыка
Класс: 2
Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, «Музыка. 1-4 классы».
Тема урока:
Инструмент оркестр. Фортепиано.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль», «пианино».

Задачи урока:

Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления различных исполнений музыкального фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» М. Глинка, используя такой метод обучения, как метод сходства и различия. В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать вокально-хоровые навыки.

Образовательная:

Закрепление жанровых признаков музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «фортепиано»,  с итальянскими обозначениями силы звучания (динамики), из которых складывается  это слово – форте (громко) и пиано (тихо), и его разновидности – пианино и рояль.

Воспитательная:
Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия  музыки композитора М.И. Глинка, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

Методы организации учебной деятельности

-метод  идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность;                                           фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, коллективная игра.

Используемые технологии

Технология  деятельностного метода

Ход урока

1 Этап урока: Организационный момент и мотивация.

Задача этапа:  Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Учитель организует совместную деятельность.


Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»      

Эмоционально-образный настрой к уроку.

Исполнение «приветственной попевки».

Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала.

На экране фрагмент мультфильма «Маша и медведь».

Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано».

Учащиеся просматривают мультфильм.

Рассуждают,  анализируют услышанную музыку, приходят  к  проблеме, поставленной  учителем.  

Познавательные:

Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать  и эмоционально откликаться на музыку. 

 Регулятивные: 

Умение поставить учебную задачу

 Коммуникативные: 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3 Этап урока: Введение в тему урока.

Задачи этапа:  Усилить познавательную активность.

Учитель совместно с учениками формулирует проблему.

Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во всем мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть  и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у некоторых он есть и дома.

Да, это фортепиано!

Кто из вас знает, особенности этого инструмента?

Когда и кем он был изобретён? - Чтобы узнать всё это, мы отправимся на экскурсию с героиней мультфильма «Маша и медведь», а для начала откройте учебник и тетрадь, запишите число и тему урока.

Сотрудничают  с  учителем,  называют  тему  урока, цель,  планируемые  результаты.

Дети: Фортепиано!

Записывают число и тему урока.

Регулятивные:

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4 Этап урока: Совместное открытие новых знаний.

Задачи этапа:  Организовать творческое сотрудничество.

Учитель рассказывает детям историю возникновения музыкального инструмента «фортепиано», сопровождая свой рассказ презентацией.

Это подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.

- все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

          — Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом -

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте  и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

Создал меня великий итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:

род Струнных, 
род
Клавишных и
род
Ударных. 

— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский или пианино – тихоня.

 Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.

Учатся понимать особенности звучания фортепиано.

Просмотр презентации «Рассказывает Фортепиано»

Записывают в тетрадь слово «фортепиано», от него две стрелочки, слова «громко», «тихо».
И снова «фортепиано», две стрелочки, «рояль», «пианино».

Познавательные

Учатся ориентироваться в информационном материале,

выделять специальную информацию из текста

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию.

5 Этап урока: Игра «Музыкальный турнир».

Задачи этапа:  Организовать коммуникативное взаимодействие.

Задания:

1. Распределить названия команд по родам музыкальных инструментов.

2. Собрать пазл.

3. Прослушать фрагмент музыкального произведения и ответить, кто композитор и как называется это произведение.

4. Слушаем фортепианное исполнение музыкального произведения.

5. Музыкальная разминка.

6. Подписать названия клавиш на клавиатуре.

Ответы:

1. Один из представителей команды тянет жребий.

2. По очереди раскладывают пазл.

3. Отвечают, что это М.И. Глинка, опера «Руслан и Людмила», «Марш Черномора».

4. Анализируют, сравнивают звучание музыкального произведения, дают объяснение, что в исполнение фортепиано музыка не пострадала.

5. Под музыку повторяют движения, которые видят на экране.

6. Подписывают название клавиш на клавиатуре, и по одному представителю от команды выполняют это задание у доски.

Познавательные:

Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать  и эмоционально откликаться на музыку. 

 Регулятивные: 

Умение поставить учебную задачу

 Коммуникативные: 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: 

 Осознание ответственности за собственное мнение.

6 Этап урока: Вокально-хоровая работа

Задача этапа:  Работа над вокально-хоровыми навыками учащихся.

Пропеть звукоряд.

Ответить на загадку:

Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш...

Исполнение песни «Наша армия»

Каков характер музыки?

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?

Какому празднику можем посвятить эту песню?

Коллективно-исполнительская деятельность

Хор.

Поют песню «Наша армия».

Маршевый.

Ритм.

23 февраля, 9 мая.

Коммуникативные:

Формирование исполнительских навыков;

Познавательные:

- анализ, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

7 Этап урока: Первичное закрепление.

Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Давайте посмотрим продолжение мультфильма «Маша и медведь», поняла ли это Маша.

Нет.

Ответы детей.

8 Этап урока: Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа: повторить и закрепить учебное содержание.

Учитель в процессе опроса проверяет и оценивает знания учащихся.

На каких музыкальных инструментах играла Маша в своём воображении?

Блиц – опрос:

  • Как переводится с итальянского слово «фортепиано»?
  • Сколько родов музыкальных инструментов скрестились в «фортепиано»? Какие?
  • Какой инструмент больше: пианино или рояль?
  • Как переводится с итальянского слово «рояль»?
    Молодцы!

Участвуют в блиц - опросе.

Отвечают на вопросы, рассказывают об особенностях звучания фортепиано и родственных ему музыкальных инструментов.

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Учёт разных мнений.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

9 Этап урока: Рефлексия.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

Подведение итогов игры.

 Выставление оценок за урок.

Так как у нас сегодня был необычный урок, то и оценивание будет необычным. Возьмите картинку, которая лежит перед вами на столе, пришло и её время, и отдайте самому активному игроку чужой команды.
Этот ученик получает сегодня оценку «5».

Спасибо за урок.  Вы все сегодня активно работали.
Чем вам запомнилось больше всего наше занятие?

Какое у вас настроение после нашего урока?  

Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома вклеить в свою тетрадь клавиатуру и разукрасить клавиши разными цветами.

 Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

 


Ответы детей (всё понравилось). Рассказ Фортепиано.

Хорошее.  

Познавательные

Учатся ориентироваться в информационном материале,

выделять специальную информацию из текста;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

 Самооценка на основе критерия успешности;

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

Регулятивные 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке .

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, Жанна Тальгатовна!