Воспитание экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по окружающему миру на тему

Банщикова Зинаида Анатольевна

Представление опыта работы  на РМО учителей  СКК VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_mirovozzrenie._doklad.doc82.5 КБ
Файл ekologiya.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Уянская средняя общеобразовательная школа»

Воспитание экологического мировоззрения

 у детей с ограниченными возможностями здоровья

Банщикова Зинаида Анатольевна,

учитель СКК VIII вида

2013г.

Воспитание экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.

Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Обучая и воспитывая таких детей, мы готовим их к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Значит, умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Системный подход педагогов при формировании экологических представлений у детей с умственной отсталостью позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.  Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.

На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.

В сущности экологического воспитания выявляются две стороны:

  1. Экологическое сознание.  Оно формируется на занятиях
  2. Экологическое поведение, которое формируется с годами в практической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  •  воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  •  развивающих - развитие системы практических умений  по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Как показывает многолетний опыт, в результате проводимой педагогической работы учащимся специальных коррекционных классов VIII вида оказывается вполне доступной правильная оценка фактов и событий общественной жизни.

Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях. Главный акцент при этом делается на личностное отношение каждого учащегося к данному материалу, учитываются особенности высших психических функций учащихся, их склонностей, поведения и характера.

В своей работе по экологическому воспитанию я применяю следующие  формы педагогической работы:

1) Экскурсия в лес в разные сезоны.

2) Целевые прогулки по территории школы и за её пределы (по правилам поведения на улице, по ПДД, прогулки с целью наблюдения за природой).

3) Беседы с использованием природоведческой литературы, экологических сказок, музыкальных произведений.

Во время прогулок, экскурсий, беседуя с детьми в неформальной обстановке, я стараюсь привить своим ученикам основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами.  Основные правила, которым обычно учим детей:

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не рви в лесу, в поле цветы.
  • Не сбивай грибы, даже ядовитые.
  • Не лови насекомых.
  • Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности учащихся, актуально убрать из формулировок частицу «не». Поэтому я стараюсь составлять предложения таким образом, чтобы в них  присутствовала положительная мотивация:

  • Береги ветки деревьев и кустарников.
  • Охраняй кору деревьев от повреждений.
  • Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
  • Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны  сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного; воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе; носят коррекционный характер.

4) Труд в школе и на территории школы (субботники по уборке территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы, участие по озеленению пришкольного участка).

 Трудовая деятельность во время прогулок призвана решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции, а так же позволяет сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

5) Выполнение коллективных и индивидуальных работ из природного материала, ИЗО.

6) Праздники и развлечения экологической направленности (праздник «Осенний хоровод», операции «Школьный двор», «Помоги пернатому другу», выставка «Осенний букет», предметные недели по экологии).

Это одна из крупных форм воспитательной работы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды, формировать духовные запросы личности каждого ученика, способствовать усвоению норм социального общения, развивать и корригировать познавательные процессы учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь, словарный запас и кругозор школьников, вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах).

Мне, как классному руководителю, важно знать и видеть результаты своей работы. Поэтому при проведении тематических мероприятий, после экскурсий, походов я, по возможности, стараюсь провести мини-диагностику (устно или письменно). Такие опросы позволяют выявить уровень сформированности элементарных экологических знаний и представлений учащихся с нарушениями интеллекта о растениях, животных, водоемах своей местности, правилах поведения в природе; умений устанавливать причинно-следственные зависимости; самостоятельно накопленного экологического опыта, умения оценить свои и чужие поступки по отношению к природе.

В качестве примера хочу привести результаты опросника, который проводила с учащимися при окончании начальной школы и в конце 8 класса. Из таблицы видно, что особенности психического развития учащихся оказывают влияние на формирование их экологической культуры.

Вопрос

4 класс

8 класс

1. Что такое экология?

-не смогли объяснить термин

- «экология - это охрана природы», под охраной они понимают только отрицание негативного "не рвать, не ломать, не убивать, не сорить и т.д."

- указали на позитивную экологическую деятельность человека: «можно подкармливать птиц зимой», «ухаживать за животными»

60

29

11

40

40

20

2. Какие растения, животные нашей местности, водоемы тебе знакомы?

- перечисляли все известные им деревья и кустарники вне зависимости от места их произрастания, а животных - вне зависимости от среды обитания

60

80

3. Как нужно вести себя в природе?

- не знаю

- перечисление запретов и частичное их объяснение

57

43

30

70

4. Что такое Красная книга?

- не знаю

- ответили на вопрос и назвали несколько растений и животных из Красной книги

62

38

20

80

5. Может ли человек прожить без природы?

- не смогли дать правильный ответь («в магазинах и так всего полно», «у нас в холодильнике много еды», «если исчезнет вода, все люди будут ходить грязные»)

35

50

В литературе, сети интернет предлагается очень много опросников, тестов, анкет, направленных на исследование сформированности компонентов экологической культуры. Учитывая особенности развития своих  учащихся, мне наиболее удобными в работе представляются небольшие опросники и анкеты с незаконченными предложениями.

  Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность.

 Результат работы складывается из комплексного труда педагогов, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание экологического мировоззрения у детей с ОВЗ Банщикова Зинаида Анатольевна учитель СКК МКОУ Уянская СОШ 2013г .

Слайд 2

Экологическое воспитание: Экологическое сознание - формируется на занятиях Экологическое поведение - формируется с годами в практической деятельности

Слайд 3

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности

Слайд 4

Задачи: образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни развивающие - развитие системы практических умений по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного

Слайд 5

Экскурсии в лес. Целевые прогулки по территории школы и за её пределы

Слайд 6

Тематические классные часы, беседы

Слайд 7

Труд в школе и на её территории

Слайд 8

Поделки из природного материала, рисование

Слайд 9

Праздники и развлечения экологической направленности

Слайд 10

Диагностика позволяет определить уровень сформированности : элементарных экологических знаний и представлений учащихся с нарушениями интеллекта о растениях, животных, водоемах своей местности знаний о правилах поведения в природе умений устанавливать причинно-следственные зависимости самостоятельно накопленного экологического опыта, умения оценить свои и чужие поступки по отношению к природе

Слайд 11

Вопрос 4 класс 8 класс 1. Что такое экология? -не смогли объяснить термин - «экология - это охрана природы», под охраной они понимают только отрицание негативного "не рвать, не ломать, не убивать, не сорить и т.д." указали на позитивную экологическую деятельность человека: «можно подкармливать птиц зимой», «ухаживать за животными » 60 29 11 40 40 20 2. Какие растения, животные нашей местности, водоемы тебе знакомы? перечисляли все известные им деревья и кустарники вне зависимости от места их произрастания, а животных - вне зависимости от среды обитания 60 80 3. Как нужно вести себя в природе? - не знаю перечисление запретов и частичное их объяснение 57 43 30 70 4. Что такое Красная книга? - не знаю ответили на вопрос и назвали несколько растений и животных из Красной книги 62 38 20 80 5. Может ли человек прожить без природы? - не смогли дать правильный ответь («в магазинах и так всего полно», «у нас в холодильнике много еды», «если исчезнет вода, все люди будут ходить грязные») 50 30

Слайд 12

Интернет-ресурсы с диагностическими материалами: http://human-world.narod.ru/zahozhaya-4.htm http://do.gendocs.ru/docs/index-163262.html http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-diagnostika-v-protsesse-ekologicheskogo-obrazovaniya-suschnost-i-metodika-provedeniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и просвещение для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал является методической разработкой. Включает элементы современных педагогических технологий, применяемых к учебной программе.Состоит из теоретического блока и разработок конкретных меро...

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка....

«Удивительные свойства воды» внеклассное занятие на экологическую тему (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Внеклассное занятие «Удивительные свойства воды» формирует экологическое мировозрение учащихся, в том числе с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природными явлениям...