Развитие звуковысотного слуха младших школьников
статья по музыке по теме

Побединская Ирина Николаевна

Особенности развития звуковысотного слуха младших школьников в процессе обучения хоровому пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_golos.docx20.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 9-10 лет и связан с обучением в начальной школе. 

В этом возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка. Продолжается рост и созревание костей скелета. Мышцы становятся крепче и сильнее. Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную деятельность, требующую высокой координации движений.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение,  открывающее новые источники развития его познавательных интересов. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.

  В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка.

Атмосфера новизны (ребенок становится учеником) первых дней пребывания в школе определяет позитивное отношение к учебе и создает благоприятные условия для начала обучения. Но первоклассник еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обращает на отдельные, бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Поэтому развитие мышления и познавательных интересов способствует развитию внимания младшего школьника. Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей.

К концу первого года обучения у учащихся выравнивается состояние музыкальной подготовки, накапливаются конкретные знания и навыки в определенных видах музыкальной деятельности.

Ко второму классу детское воображение становится более реалистичным, что обусловливает развитие критического мышления. Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях трудовой, учебной и игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний. К концу обучения во втором классе дети овладевают опытом исполнения песен, в том числе с ритмическим сопровождением и танцевальными движениями. Они достаточно верно определяют темп, динамику, с интересом поют как индивидуально так и в группе, умеют анализировать свое пение и пение одноклассников.

С поступлением в школу изменяется образ жизни ребенка в целом, меняется ее режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка. У некоторых детей возникает желание подражать хорошему поведению товарищей и порицать плохое.

В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания малых групп. Если вначале внешние факторы (дети сидят рядом за одной партой ) служили причиной объединения детей, то позже – основой общения является  схожесть интересов, нравственных качеств.

Важно знать, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом.

 Характеристика голосового аппарата детей младших школьников

Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости и непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.

К началу обучения в школе у ребенка в 6-7-летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, еще в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю длину.

У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц и голосообразованием. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре1 и ре2. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса.

У детей в возрасте 7-8 лет голос наиболее естественно звучит в диапазоне ми1 – си1. Этот диапазон благоприятен  для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни.

С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1 – ре2 (ми2). Зона примарного звучания у детей 8-9 лет:   фа1 – ля 1.

 Переход на стадию развития детского голоса в 9-11 лет происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Идет интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано при пении включается в работу средняя часть голосовых складок, звук становится глубже, сочнее, приобретает смешанный (микстовый) характер.

В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако делать это следует с осторожностью, т.к. именно в возрасте 10 лет существует опасность появления певческих «узелков», неровностей на краях связок. Рабочий диапазон певческого голоса колеблется в зоне си малой октавы и до-ре второй октавы.

У детей в возрасте 10 лет можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет и расцветает.  Зона примарного звучания у детей 10-11 лет: высокие голоса – соль1 – си1, до2, низкие голоса фа1 – ля1.

 Координация певческого голоса и звуковысотного слуха; интонирование

Развивая звуковысотный слух, особое внимание следует уделять координации слуха ребенка и воспроизводимого им звука, т.к. чистое интонирование – фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, (неумение сосредоточиться на звучании – одна из причин фальшивого пения и даже слабого интонирования).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом. Бывают случаи, требующие внимательной и терпеливой работы приблизительно в течение одного года; а бывают такие дети, у которых координация восстанавливается лишь через два-три года регулярных, планомерных занятий.

Г.А. Струве, известный хоровой дирижёр, организатор первой детской хоровой студии «Пионерия»,  считал, что природа одарила всех по-разному, но способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими детьми - одно удовольствие; с другими, для достижения успеха надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов.

Для выявления причин неверной интонации надо обязательно прослушивать каждого ребенка отдельно.

По  мнению В.А. Самарина  (хормейстера, автора книг по хороведению и методике работы с детским хором), одной из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Процесс выстраивания точной интонации является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрекращающегося внимания к воспроизведению каждого звука, каждой ноты.

«Каждый из певцов, - говорил Н.М. Данилин, - должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше».

В.Г. Соколов, организатор и бессменный руководитель детского хора Института Художественного Воспитания считал, что причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется тем, что многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение. Встречаются дети 6-7 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – си1 – ми-бемоль2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Поэтому детям можно помочь верно проинтонировать звук путем создания образных ассоциаций («надо спеть высоко, как птичка», «нужно еще немного подтянуть гаечку у твоей ноты» и т.д.).

Развитие звуковысотного слуха детей младшего школьного возраста на уроках хора положительно сказывается на развитии их музыкальности,  музыкальном мышлении, и способствует формировании певческого голоса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.

В статье  описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст  детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...

Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве.  Проектный ...

Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве.  Проектный ...

Доклад по теме:«Принципы отбора лексики на уроках развития речи для младших школьников с ОВЗ по слуху»

Содержание словарной работы определено программой, но также диктуется тем дидактическим материалом, который дан в учебниках и частично обеспечивается учителем. Так как систематическое накопление и зак...

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Цель работы :  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...

Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...