АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» 3,4 и 4 дополнительный классы
рабочая программа по музыке
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована обучающимся 3, 4 и 4 дополнительного классов с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_7.2.doc | 280.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 8
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
3,4 и 4 дополнительный классы
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована обучающимся 3, 4 и 4 дополнительного классов с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «Адамовская ООШ», является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.2.) и разработана на основе:
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
- авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой; Т.С Шмагиной, (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение», 2017г.);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 (ред. от 28.05.2014г) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015н №576, от 28.12.2015г №1529, от 26.01.2016г№38)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в 2021- 2022 учебном году организовано обучение детей с ЗПР;
- Адаптированной основной образовательной программы школы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
- Устава школы
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Цели и задачи курса
Целью музыкального образования является формирование музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитывать интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитывать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;
- развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накапливать тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как наряду с другими видами искусства организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственной жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
Формирование музыкальной культуры на основе общения с музыкальными предметами является специфическим путем освоения обучающимися социально-культурного опыта, оказывает влияние и на развитие как эмоционально-чувственной сферы, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это в свою очередь способствует адаптации его в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенная система музыкального воспитания школьников была разработана и внедрена в педагогическую практику АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Школа России» по предмету «Музыка» 1-4 классы составленная и разработанная авторами Е. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которые в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования, что и являет основой для составления данной рабочей программы.
Место предмета в учебном плане
В 3, 4 и 4 дополнительном классах на предмет «Музыка», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34учебных недель в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Россия – Родина моя | 5 | Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата |
2 | День, полный событий | 4 | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 4 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. |
5 | В музыкальном театре | 5 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. |
6 | В концертном зале | 6 | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
Итого | 34 часа |
4 и 4 дополнительный класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Россия – Родина моя | 3 | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
2 | О России петь – что стремиться в храм | 1 | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов |
3 | День, полный событий | 5 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2 | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. |
5 | В музыкальном театре | 5 | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты. |
6 | День, полный событий | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. |
7 | В музыкальном театре | 6 | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные музыкальные традиции Отечества. Балет. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. |
8 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 3 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Произведения композиторов-классиков. |
9 | О России петь – что стремиться в храм | 3 | Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. |
10 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. |
11 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
3 класс | Дата по плану | Дата по факту | ||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» | ||||||
1. | Мелодия – душа музыки. | 1 | Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ». Соединение изобразительного и выразительного в музыке. | Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); Определять средства музыкальной выразительности. | ||
2. | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. | 1 | Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. | Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | ||
3. | Жанр канта в русской музыке. | 1 | Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. | Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов. | ||
4. | Кантата «Александр Невский». | 1 | Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). | Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов. | ||
5. | Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… | 1 | Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. | Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш); Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов; Уметь: Выявлять жанровое начало музыки. | ||
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» | ||||||
6. | Образы утренней природы в музыке. | 1 | Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста. | Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | ||
7. | Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек». | 1 | Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. | Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. | ||
8. | Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. | 1 | Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. | ||
9. | Образы вечерней природы. | 1 | Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. | Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу. | ||
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» | ||||||
10. | Два музыкальных обращения к Богородице. | 1 | Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. | Определять характер музыки, выражающий чувства художника. | ||
11. | Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | 1 | Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. | Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку. | ||
12. | Образ матери в современном искусстве. | 1 | Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
| Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. | ||
13. | Праздники православной церкви. Вербное воскресение. | 1 | Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. | Знакомство с праздниками Православной церкви. Знать историю праздника «Вербное воскресение». | ||
14. | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | 1 | Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. | Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/. | ||
15. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. | 1 | Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. | Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | ||
16. | Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | Тестирование учащихся. | Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках. | ||
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО» | ||||||
17. | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | 1 | Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. | Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/. | ||
18. | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля. | 1 | Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. | Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. | ||
19. | Масленица – праздник русского народа. | 1 | Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен. | Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. | ||
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» | ||||||
20. | Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | 1 | Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии. | Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. | ||
21. | Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | 1 | Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. | Определение увертюры. Уметь услышать, на каких темах построена музыка увертюры. Исполнять тему заключительного хора. | ||
22. | Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. | 1 | Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки. | Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы. Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/. | ||
23. | Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. | 1 | Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). | Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов. | ||
24. | Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. | 1 | Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки. | Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие. | ||
25. | Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. | 1 | Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла. | Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. | ||
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» | ||||||
26. | Инструментальный концерт. Народная песня в концерте. | 1 | Определение жанра концерта. Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. | Уметь в музыке услышать близость народной песне. | ||
27. | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. | 1 | Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. | Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение. | ||
28. | Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена. | 1 | Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. | Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала. Продирижировать оркестром. | ||
29. | Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. | 1 | Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии. | Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. | ||
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» | ||||||
30. | Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. | 1 | Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки. | Определение характерных элементов джазовой музыки. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». | ||
31. | Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. | 1 | Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». | Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет. | ||
32.. | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт. | 1 | Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера». | Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства. Найти общее в музыке Моцарта, Бетховена, Глинки. | ||
33. | Прославим радость на земле. | 1 | Гимн человеческому счастью. | Слушание гимна. Характерные черты гимна. | ||
34. | Обобщающий урок | 1 | Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. | Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. | ||
Итого: | 34 | |||||
4 и 4 дополнительный класс | Дата по плану | Дата по факту | ||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» | ||||||
1. | Россия – Родина моя. Мелодия. НРК Песни о Родине композиторов Урала. | 1 | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. | Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. | ||
2. | Как сложили песню. | 1 | Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. | Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии. В музыке Рахманинова определять мелодическое начало. | ||
3. | «Ты откуда, русская, зародилась музыка». | 1 | Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | Уметь исполнять главные темы хора «Вставайте, люди русские», услышать интонацию плача, мольбы, определять характер патриотической музыки. Сравнить хор «Славься» Глинки и «Въезд Александра Невского во Псков». | ||
4. | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Прокофьев «Александр Невский». | Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых /Александр Невский, Сергий Радонежский, Княгиня Ольга, Великий князь Владимир/, знакомство с песней-гимном стихирой, слышать торжественный, праздничный характер. Сравнить музыку Бородина, Мусоргского с картиной Васнецова. | ||
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» | ||||||
5. | « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. | 1 | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Описать чувства ребенка. Сравнить с настроением стихотворения Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина. | ||
6. | Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышать мечтательный, задумчивый характер. Знать сказки Пушкина, вспомнить героев сказки о царе Салтане, услышать, как в музыке передается сказочность. Назвать знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны. Знать понятие тембра и регистра. | ||
7. | «Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда». | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. | Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. В музыке Мусоргского из «Бориса Годунова» услышать отголоски колокольных звонов, определить характер музыки. | ||
8. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. | Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса. | ||
9. | Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый». | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Уметь определять на слух музыкальные произведения. | ||
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» | ||||||
10-11. | Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». | 2 | Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви. | Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки. | ||
12. | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. | Слышать интонационное своеобразие музыки других народов. Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок » и Глинки «Персидский хор», отличия от русской музыки. | ||
13. | Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна | 1 | Народная и профессиональная музыка. | Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки, сравнить с картиной Сарьяна «Армения». В « Колыбельной Гаяне» обобщить особенности как армянской, так и русской музыки. Определить характер танца с саблями. | ||
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО» | ||||||
14. | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. НРК Песни родной стороны. | 1 | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением. | ||
15. | Оркестр русских народных инструментов. нрк. Творческие коллективы Урала. | 1 | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | ||
16. | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. | ||
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» | ||||||
17. | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации». | 1 | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. | Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить интонационное сходство. | ||
18. | Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». | 1 | Различные виды музыки: инструментальная. | Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки. | ||
19. | «Счастье в сирени живет». Рахманинов романс «Сирень». | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. | Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знать особенности полонеза, вальса, мазурки. Определять на слух трехчастную форму музыки. | ||
20. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы Шопена. | 1 | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. | Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты. Сравнить музыку Бетховена со стихотворением Заболоцкого. | ||
21. | Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола». | 1 | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. | Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепить средства выразительности, свойственные баркароле. Сравнить с ноктюрном Бородина /любование природой/. Составить сравнительную характеристику музыки Глинки и Чайковского. | ||
22. | «Царит гармония оркестра». Концертные залы Челябинска | 1 | Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. | ||
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» | ||||||
23. | Театр музыкальной комедии. Мюзикл. | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | ||
24. | Балет «Петрушка» | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. | Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» | ||||||
25. | Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота». | 1 | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | ||
26. | Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Урала. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. | Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | ||
27. | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. | Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. | ||
28. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. | Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | ||
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО» | ||||||
29. | Народные праздники. Троица. | 1 | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. | Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. | ||
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» | ||||||
30. | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. | Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. | ||
31. | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | ||
32. | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | ||
33. | Музыкальный сказочник. | 1 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | ||
34.. | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. | Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. | ||
Итого: | 34 |
Материально – техническое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
3 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
4 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка и пение"
quot;Музыка - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитие их...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в ...