Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка и пение"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
"Музыка - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитие их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 310.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ "Гниловская ООШ"
- Положение о рабочей программе МКОУ «Гниловская ООШ"
- Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» разработана на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, издательство Москва «Просвещение», 2010 г. и Д.Б. Кабалевского.
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель:
- приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
- Общая характеристика предмета
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка и фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных значениях.
Первое связано с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения нравится музыка нам или нет, но она продолжает жить и волновать других людей.
Второе содержательное значение связано с раскрытием школьникам истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Здесь важно:
· вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержании, форме, языке музыки;
· осознание природы музыки путём погружения в муз. образы как определённым образом организованную «звуковую материю», путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в явление музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения муз. интонаций из их речевой основы как особенных эмоциональных характеристик.
Третье можно определить как методическое и творческо-поисковое, когда школьники вводятся музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка не может появиться и существовать.
В зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой музыки. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия-убеждения и внушения.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объём материала для раздела «Музыкальная грамота» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения отвлечённых понятий.
Кабинет, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:
· музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент и др.);
· техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели компакт-дисков, видеоаппаратура, мультимедиа);
· музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт-диски, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно-расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям в 1 – 4 классах являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отражённые в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затруднённость воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям:
· иметь диапазон мелодии, удобный для её воспроизведения детьми;
· несложный ритм;
· понятный и простой для произношения текст.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на :
1 класс -34 ч., 2 класс – 34 ч., 3 класс – 34 ч.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Приобщение обучающихся к музыке направлено на воспитание патриотических чувств, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Эмоционально – эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
V. Содержание учебного материала.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
- (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
- пение коротких попевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);
- обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
- обучение игре на фортепиано.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
1 полугодие
№ п/п | Название раздела | Название темы | Кол – во часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12 13- 15 | Слушание музыки Слушание музыки Пение Слушание музыки. Пение Пение Пение Слушание музыки. Пение. Слушание музыки Слушание музыки. Пение. | Понятие «Музы – кальная культура Роль музыки в жизни людей. Обучение певчес кой установке. Ладовая структура произведения Обучение певческой установке. Идейное содер – жание произве –дений. Обучение эле – ментарным навы кам пения. Работа над напев ным звучанием. Содержание музыкального произведения. Танец. Марш. Повторение пройденного матери - ала. | 1 1 2 2 2 2 2 1 3 |
2 полугодие
№ п/п | Название раздела | Название темы | Кол – во часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 2 - 3 4- 5 6-7 8-10 11 12-18 | Слушание музыки Слушание музыки. Пение. Пение Пение Пение Слушание музыки, пение Пение | Повторение темы «Ритм» Эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера. Пение ранее изученных песен «Дыхание» Умение брать дыхание при пении Строение музыкального произведения Особенности манеры пения при исполнении напевных песен | 1 2 2 2 3 1 7 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Пение На горе-то калина. Русская народная песня | 1 | |||
2 | Элементы музыкальной грамоты Звуки по высоте и длительности | 1 | |||
3 | Пение Каравай. Русская народная песня | 1 | |||
4 | Пение Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | |||
5 | Элементы музыкальной грамоты Музыкальные инструменты | 1 | |||
6 | Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой | 1 | |||
7 | Слушание музыки К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». | 1 | |||
8 | Слушание музыки Л. Боккерини. Менуэт | 1 | |||
9 | Знакомство с музыкальными произведениями Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» | 1 | |||
10 | Пение Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского | 1 | |||
11 | Слушание музыки С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк» | 1 | |||
12 | Слушание музыки П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» | 1 | |||
13 | Пение Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г | 1 | |||
14 | Слушание музыки А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка» | 1 | |||
15 | Слушание музыки Рамиресс. Жаворонок | 1 | |||
16 | Пение Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева | 1 | |||
17 | Слушание музыки С. Рахманинов. Итальянская полька | 1 | |||
18 | Пение Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской | 1 | |||
19 | Слушание музыки Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника | 1 | |||
20 | Слушание музыки Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | 1 | |||
21 | Пение Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой | 1 | |||
22 | Слушание музыки Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина | 1 | |||
23 | Пение Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова | 1 | |||
24 | Слушание музыки Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева | 1 | |||
25 | Слушание музыки Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского | 1 | |||
26 | Пение Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | |||
27 | Пение Бабушкин козлик. Русская народная песня. | 1 | |||
28 | Слушание музыки Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | |||
29 | Пение Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | |||
3031 | Пение На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 2 | |||
32 | Слушание музыки Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 | |||
33 - 34 | Повторение пройденного материала | 2 | |||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных
- произведений, предусмотренных Программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен;
- знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Приложение
Критерии и нормы оценки обучающихся
1-2 классы отметки не выставляются.
3 класс
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Перечень практической части программы
Музыкальный репертуар: «Мы – третьеклассники». «Весёлые путешественники». «Песенка крокодила Гены». «Песня о школе». «Утро». «Дружба школьных лет». «Снежная песенка». «Новогодний хоровод». | «Почему медведь зимой спит». «Игра в слова». «Стой, кто идёт». «Бескозырка белая». «Тихо-громко». «Белые кораблики». «Пойте вместе с нами». «Кашалотик». |
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ритмика"
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ритмика" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Цель - развитие двигательной активности ребёнка в пооцессе восприятия му...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...