Конспект урока по музыке 4 класс "Исповедь души. Революционный этюд".
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Выбранная тема урока актуальна, поскольку раскрывает эффективное приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыке в начальном звене, которые опираются на наглядно - образное воспитание малдших школьников, ситуативное мышление и эмоциональную память. В конечном результате формируется способность осознанию воспринимать классическую музыку. Эта способность поможет учащимся стать граммотными подготовленными слушателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_muzyke.docx | 39.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Согласовано» | «Утверждено» |
Классный руководитель | Методист по практике |
_____________/Иванова Е.В./ | ____________/Шашкова А.Ю. / |
___________________________ Дата | ____________________________ Дата |
Конспект
пробного урока по музыке на тему
«Исповедь души. Революционный этюд»
который будет проведён 25 апреля 2022 года в 4 Б классе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
студенткой 3 курса группы «НК»
ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»
Боголюбовой Екатериной Николаевной
Отметка:_______________
Методист:_______________
Оршанка,
2022
Паспорт урока
1. Место проведения: учебный кабинет
2. Продолжительность: 45 минут
3. Класс: 4 Б
4. Тема: Исповедь души. Революционный этюд.
5. Тип урока: урок открытия нового знания
6. Цель: знакомство учащихся с творчеством композитора Фредерика Шопена, через слушание этюда.
7. Задачи:
7.1 Образовательные:
- Познакомить учащихся с творчеством композитора Фредерика Шопен.
- Познакомить учащихся с революционным этюдом.
- Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
- Совершенствовать умение определять средства музыкальной выразительности.
- Обогатить пассивный и активный словарь детей словами по данной теме.
7.2 Развивающие:
7.2.1 Познавательные УУД:
- Развивать музыкально - творческую активность у учащихся;
- Развивать внутреннюю музыкальную память, внутреннюю музыкальную интонацию;
- Развивать умение перерабатывать полученную информацию в ограниченные сроки.
7.2.2 Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- Развивать умение грамотно оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение работать коллективно.
7.2.3 Регулятивные УУД:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе прослушанного произведения;
- развивать умение оценивать свою учебную деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке;
- развивать умение планировать свою учебную деятельность в соответствии с заданием учителя.
7.3 Воспитательные:
- воспитывать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре своей страны;
- воспитывать упорство, усидчивость, целеустремленность у учащихся;
- воспитывать аккуратность, умение слушать и слышать, трудолюбие, любовь к предмету, коммуникабельность, активность.
8. Методы обучения:
8.1 Основной метод: беседа и слушание
8.2 Частные методы и приемы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение
- наглядные: демонстрация, показ
- методы поощрения: похвала, одобрение
- методы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль
- методы оценки: оценка учителя, самооценка
10. Ресурсы урока:
10.1 Дидактическое средство обучения:
10.1.1.Для учащихся: дидактический материал, пенал, тетрадь.
10.1.2.Для учителя: конспект урока, презентационные слайды, дидактический материал.
10.2 Технические средства обучения:
Оборудование для учителя: проектор, музыкальные колонки, ноутбук.
11. Музыкальный материал: произведения Ф. Шопена.
12. Консультация: с методистом Шашковой А.Ю и учителем Ивановой Е.В
Паспорт урока
- Организационное начало
- Приветствие
- Проверка рабочего мета
- Настрой на урок
- Музыкальная разминка
- Актуализация знаний
- Формулирование темы урока
- Открытие новых знаний
- Работа по теме урока
- Подведение итогов урока
- Рефлексия
- Повторение песни «Катюша»
- Организационное завершение урока
Ход урока
- Организационное начало
- Приветствие
У: Добрый день дорогие ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Николаевна.
1.2 Мотивация на урок
У: На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
У: Значит какими, мы должны быть с вами на уроке?
Д: старательными, внимательными.
У: А для чего нам это нужно?
Д: чтобы лучше запомнить и усвоить материал
1.3Проверка рабочего места
У: А что бы нам с вами начать активно работать, давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. Ребята, проверьте свои рабочие места. Уберите все лишнее. На партах должны остаться только ваша тетрадь по музыке, дневник и пенал.
- Музыкальная разминка
У: Ну и для того, чтобы нам сегодня хорошо выговаривать все слова и хорошо петь, мы с вами проведем музыкальную разминку. Давайте сначала произнесем медленно, а затем побыстрее и быстро.
Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Жи – жи – жи – здесь живут ежи.
Же – же – же – дождь прошел уже.
Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок и творожок.
У: Молодцы, ребята.
- Актуализация знаний
У: Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? Какой была тема?
Д: Прелюдия
У: А что такое прелюдия?
Д: Прелюдия – краткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
У: А как называется прелюдия, которую вы слушали на прошлом уроке?
Д: прелюдия – «до – диез – минор».
У: О каком композиторе вы узнали?
Д: Сергей Рахманинов
У: Кем он был?
Д: русским композитором, пианистом.
У: В какую страну он переехал?
Д: США
У: А что случилось с Рахмановым?
Д: скончался из – за болезни онкология.
У: Дайте сейчас прослушаем еще раз небольшой отрывок «Прелюдии».
Д: слушают
У: Ребята, а что вы можете сказать о характере, настроении мелодии?
Д: тревожное, тоскливое как будто что – то должно произойти.
У: Из скольки частей состоит?
Д: 3
У: Присутствует ли в этой прелюдии образ Родины?
Д: да
У: А что для вас значит Родина?
Д: там, где родились, свой родной уголок и т.д.
У: А как вы думаете, почему автор написал такое трагичное, тоскливое произведение?
Д: потому что, ему пришлось покинуть свою родину и он все свои переживания написал в этом произведении.
У: Сергей Рахманинов был русский композитор, а сегодня мы с вами поговорим о другой судьбе и о другом зарубежном композиторе.
Молодцы ребята, я вижу, что на прошлом уроке вы были очень внимательны, дак давайте на этом же будем такими же.
- Формулирование темы урока.
У: А чтобы узнать тему нашего с вами урока, вам нужно разгадать, зашифрованные слова, которые написаны на доске.
СИПОЕДВЬ УШИД (Исповедь души)
РВОЕЮЛЦОННЮИЙЫ ТЭДЮ (Революционный этюд)
Д: разгадывают тему урока
У: Итак, какая же тема нашего урока?
Д: исповедь души. Революционный этюд.
У: Давайте откроем наши тетради и запишем число, классная работа и тему нашего урока.
Ребята, а как вы понимаете слово исповедь?
Д: ответы детей
У: Молодцы, верно. Исповедь – это откровенное признание в чем- либо.
Если исповедь - это откровенное признание, тогда как вы понимаете словосочетание исповедь души?
Д: открытие души(откровенные чувства, мысли).
У: Революционный этюд, революционный от слова революция. Что такое революция?
Д: переворот жизни и общества, смена власти и общественных порядков.
У: А кроме музыки, на каких уроках вы еще слышали слово этюд?
Д: на изо
У: А что означает этюд в живописи?
Д: небольшая картина или вспомогательный материал для художника.
У: А что означает этюд в музыке?
Д: небольшая пьеса, музыкальная зарисовка.
У: Молодцы, совершенно верно
- Открытие новых знаний
- Работа по теме урока
У: Сейчас мы познакомимся с вами со знаменитым польским композитором Фредериком Шопеном. Я вам немного расскажу его биографию, а вы слушайте меня очень внимательно, так как потом будет небольшая проверочная.
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от г.Варшавы (страна Польша). Посмотрите на карту, страна Польша находится не так далеко от нас.
У: Фредерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Записываем годы жизни его к себе в тетрадь. Представьте, в каком молодом возрасте его не стало, а ведь мог творить и творить.
Дальше записываем. Он был великим польским композитором, гениальным пианистом, основоположником польской классической музыки.
Д: записывают
У: Его называли поэтом – фортепиано. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фридерика еще в раннем детстве. С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор.
Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. Тот самый печальный период его жизни композитор выразил в одном из известных произведений, с которым сегодня мы познакомимся Революционный этюд, по-другому он называется «Этюд №12». Записываем.
Дальше записываем, что же такое этюд в музыке.
Этюд - небольшая пьеса, музыкальная зарисовка.
У: А сейчас давайте сравним биографию Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, обратите внимание на слайд.
Как они относились к Родине?
Д: Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине, оставался патриотом, любил Россию, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русскими книгами. (Рахманинов)
Он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. (Шопен)
У: Ребята вот посмотрите, вы проходили Сергея Рахманинова на прошлом уроке, ведь он тоже уехал за границу и тоже написал свое произведение только то, что он переживал по Родине, да и тут то смотрите Фредерик Шопен с ним тоже произошла похожая ситуация, ему тоже прошлось уехать за границу и он тоже тосковал по Родине и при этом написал свой Революционный этюд.
Сейчас мы с вами узнали биографию Шопена, повторили биографию Рахманинова, сейчас мы их сравнили, что они оба переживали про Родину, вы уже вспомнили «Прелюдию» и послушали ее, она очень напряженная состоит из 3 частей, очень трагичная музыка и сейчас мы с вами будем слушать Революционный этюд, то есть Этюд №12. Вам нужно очень внимательно послушать и сравнить, какое настроение было у Шопена, когда он создавал этот этюд и сколько частей.
(Слушание и анализ произведения)
У: Итак, какое настроение или интонацию передает этот этюд?
Д: тревожность, переживание
На доске висит у нас ромашка, давайте проанализируем прослушанное произведение по ромашке.
Как вы думаете, какая мелодия этого музыкального произведения?
Д: скачкообразная
У: А какой лад?
Д: мажорный
У: Какой темп?
Д: быстрый
У: Динамика?
Д: форте – громко
У: Регистр?
Д: верхний
У: И остался тембр?
Д: блестящий, звонкий, холодный, грациозный.
У: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с разбором произведения. Стремительный темп этого произведения, страстное и пламенное звучание музыки выражают боль, гнев, отчаяние, которые испытывал Шопен, находясь в разлуке с Родиной.
(проверочная работа)
У: А сейчас, мы с вами перейдем к небольшой проверочной работе. На ваших партах лежат перевернутые листочки с тестом. Сейчас ваша задача решить этот тест в парах. Время на выполнение вам дается 2 минуты.
Тест:
- В каком из вариантов приведены годы жизни Фредерика Шопена?
- 1810 – 1849
- 1812 – 1850
- 1813 – 1852
- 1815 – 1850
Ответ: 1
- В какой стране родился Фредерик Шопен?
- Россия
- Австрия
- Польша
Ответ: 3
- Кто привел Шопену прекрасный музыкальный вкус?
- Мать
- Старший брат
- Бабушка
- Двоюродный дядя
Ответ: 1
- Любимый инструмент композитора?
- Скрипка
- Виолончель
- Фортепиано
Ответ:3
- С кем сравнивали Шопена?
1) Рахманинов
2) Моцарт
3) Шаинский
Ответ: 2
- Во сколько лет он сочинил свое первое произведение?
- 7
- 9
- 12
Ответ: 1
- Как называлось первое произведение Шопена?
1) Мазурка
2) Марш
3) Небольшой полонез соль-минор
Ответ: 3
У: Итак, давайте проверим, как вы с ним справились. Сравните свои ответы с правильными ответами на слайде. Если ответ правильный, то вы ставите +, если неправильный, то -.
А теперь поставьте себе оценки: 5 – если не допустили ошибок или допустили 1 ошибку. 4 – если 2 ошибки. 3 – если 3 - 4 ошибки. И 2 – если больше 4 ошибок.
Поднимите руку те, кто не справились с заданием и получили оценку 2.Опустите. Поднимите у кого 3. Опустите. Поднимите у кого 4. Опустите. И поднимите у кого 5. Те, у кого оценка 5, подойдите после урока ко мне с дневником, и я поставлю их в дневник.
Молодцы ребята, я вижу, что с тестом вы все справились на отлично, а это значит, что вы меня слушали очень внимательно.
- Подведение итогов урока
У: С каким композитором познакомились?
Д: Фридерик Шопен
У: Какая была тема нашего урока?
Д: исповедь души. Революционный этюд.
У: Назовите годы жизни Фредерика Шопена и кто он был?
Д: Фридерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Он был великим польским композитором, гениальным пианистом
У: Почему этюд был назван революционным?
Д: Из – за восстания он не мог вернуться на Родину, при этом он испытывал боль, гнев, отчаяние.
- Рефлексия
У: Как вы уже знаете в конце каждого урока учитель ставить отметки, но сегодня, я хочу, чтобы вы сами оценили свою деятельность на уроке. На партах у вас лежат лесенки успеха, подвинь их к себе и отметьте.
- Если сегодня на уроке вы работали не активно и ничего не усвоили из нового материала, то поставьте галочку на самой нижней ступеньке.
- Если вы работали активно, но вам еще нужна помощь или у вас остались вопросы, то поставьте галочку на второй ступеньке.
- И если вы работали активно, и у вас все хорошо получалось, и урок вас понравился, то поставьте галочку на самой верхней ступеньке лесенки.
Д: оценивают себя.
У: Поднимите все свои листочки с лесенками успеха, а я пройдусь и посмотрю на сколько вы были активные.
Д: поднимают свои лесенки.
У: Итак, я вижу, что сегодня все работали активно, у всех все получилось и урок, вам понравился.
7.Домашнее задание
У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет повторить записи, которые записаны у вас в тетради.
- Повторение песни «Катюша»
У: На прошлых уроках, вы изучали песню Катюша, давайте сейчас все встанем и вместе ее споем. Если кто – то не помнит слова, то они лежат у вас на партах.
Д: поют.
У: Какие мы с вами большие молодцы, давайте поаплодируем себе.
- Организационное завершение.
У: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам большое. Урок окончен, приводим свои рабочие места в порядок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».
Конспект урока по музыкена тему: «Музыка Венгрии»....
Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...
конспект урока по музыке "Развитие музыки"
материал разработан в помощь учителю....
Конспект урока по изобразительному искусству «Исторические картины (этюд гуашью)» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели: ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин....
КОНСПЕКТ урока по музыке Тема: Характер музыки. Элементарная теория музыки. 2 класс
Конспект урока по музыке 2 класс...
Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки
Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...
Технологическая карта урока по музыке " Мелодия - душа музыки" ( 3 класс)
Тема: «Мелодия- душа музыки» Цели деятельности учителя: сформировать представление учащихся о мелодии, как о выразительном носителе музыкальной мысли. Планируемые результатыПредм...